Урок русского языка по теме "Текст. Виды текстов: монолог и диалог" для 9 класса


Целищева Ольга Николаевна

ГУ Качирская СОШ № 1 им.А.Н.Ёлгина, село Теренколь, Павлодарская область, Республика Казахстан

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 9 классе (конспект современного урока русского языка, спроектированного по заданным целям)



«Традиционно урок проектируется по содержанию. Для составления плана берется перспективный план, разработанный на основе Программы, утвержденной Министерством. Определяется тема урока. В Программе указано, что следует на этом уроке учащимся знать и уметь. Таким образом, завершается этап определения содержания урока. Следующий этап – следует определить цели урока. К уроку проектируются три цели: образовательную (она прописана в Программе), а вот развивающую и воспитывающую надо придумать.

Умение проектировать урок по заданной цели (модель «Перевёртыш») значительно отличается от проектирования урока по заданному содержанию.

Модель «Перевёртыш» заключается в проектировании урока по заданным целям. Задается цель урока – ясная, четкая, достижимая и измеряемая. Цель направлена на формирование у учащегося конкретного качества (компетенции) в течение урока.

При проектировании такого урока учителю следует отобрать самостоятельно содержание в пределах заданной темы и спроектировать учебные задания, которые позволят всем учащимся на уроке достичь цели». (Источник: Г.А.Рудик. Центр Современной педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада, Модуль 3. «Современный урок».)

Задания проектируются на основе таксономии Блума. Что же такое «таксономия Блума»?


Каждый ученик на уроке проходит свой путь строительства здания. Он является одновременно и архитектором, и дизайнером, и прорабом, поэтому сам просчитывает все затраты и возможность появления одного или нескольких этажей в своем проекте за определенное время.

Всякое здание должно иметь основу, поэтому каждому ученику необходимо приложить усилия, чтобы заложить крепкий фундамент своего дома. Чтобы как можно крепче обосноваться на участке, фундамент должен состоять как минимум из 3 уровней: ЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ. Для строительства первого уровня необходимо перенести информацию из различных источников памяти и превратить информацию в ЗНАНИЯ. Чтобы составить 2 уровень фундамента под названием ПОНИМАНИЕ, придется научиться манипулировать знаниями, которые попали в память. Третий уровень поможет научиться ПРИМЕНЕНИЮ знаний по правилу, примеру, подобию.

Итак, фундамент построен. Хочешь, чтобы в доме появился 1 этаж под названием «Анализ»? Тогда научись посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных знаний открыть для себя новые знания.

Ты вошёл во вкус и захотел построить еще один этаж? Тогда уверенно стремись посредством алгоритма синтеза и других элементарных мыслительных операций на основе ранее приобретенных знаний вновь открыть для себя новые знания. Ты построишь 2 этаж под названием «Синтез».

У тебя еще осталось время? Тогда постарайся провести его с пользой, научись делать умозаключения в конкретной ситуации элементарных мыслительных операций на основе ранее приобретенных знаний, открытых для себя новых знаний и жизненного опыта. Поздравляю! Третий этаж твоего особняка носит имя «Оценивание».







План урока

Тема урока: Текст. Виды текстов: монолог и диалог.

Класс: 9

Преподаватель: Целищева Ольга Николаевна

Дидактическая степень/категория: 1 квалификационная категория оплаты труда

Учебное заведение: ГУ Качирская СОШ № 1 им.А.Н.Ёлгина с.Теренколь Павлодарской области Республика Казахстан

Базовый учебник:

Русский язык: Учебник для 9 кл.общеобразоват.шк./Л.К.Жаналина, З.К.Ахметжанова, А.Е.Тажимуратова, М.Т.Байгабылова. – Алматы: «Мектеп», 2009

Содержание урока: Язык, речь письменная и устная, текст, виды текстов: монолог – письменная речь, диалог – устная речь.

Каталог компетенций


  1. Базовая компетенция: УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.

  2. Составляющая компетенция: Как научиться мыслить / элементарные мыслительные операции.

  3. Метод, прием, операция, средство/цикл: прием «Сравнение».

Социализация цели:

  1. «Природа»: обеспечение устойчивого развития.

  2. «Общество»: проявление индивидуального мыслительного потенциала.

  3. «Я»: как научиться мыслить с помощью элементарной мыслительной операции «сравнение».

Учебные задания к уроку на тему «Текст. Виды текстов: монолог и диалог», разработанные с помощью «Матрицы заданий к учебному занятию по Блуму»


Учебное задание

Время

Организационная форма/ форма оценивания

1

Найди признаки текста среди следующего списка:

А) наличие группы предложений;

Б) смысловая связность;

В) единство темы, предмета речи;

Г) наличие основной мысли и её развитие;

Д) структурная связность;

2

Индивидуальная/самопроверка по ключу учителя

2

Прочитай определения на стр. 240 и 247 учебника и установи соответствия в следующей таблице:

1) Словесное сообщение, которое производит пишущий или говорящий в письменной или устной форме, как правило в виде совокупности самостоятельных предложений.

А ) Реплики

2) Текст, который является речевым произведением первого участника общения (отправителя, говорящего) и характерен для письменной речи.

Б ) Описание, повествование, рассуждение

3) Текст, состоящий из речевых произведений (реплик) обоих участников общения, каждый из которых попеременно становится то говорящим, то слушающим и характерен для устной речи.

В ) Монолог

4) Этот текст-монолог имеет три типа текста.

Г ) Диалог

5) Речевые произведения участников диалога

Д ) Текст


5

Индивидуальная/ самопроверка по ключу

3

Руководствуясь данными учебной статьи на стр. 240, 247 и таблицы 1 , СРАВНИ тексты из упр. 434 и 435 и заполни таблицу

Текст упр.434

Линия сравнения

Текст упр.435


Форма речи

Тип речи

Стиль речи

Тема текста



10

Парная/ проверка учителя

4

Распознай свойства монолога и диалога во второй колонке таблицы, указав соответствующие буквы. Используй учебник на стр. 240-241.

1) МОНОЛОГ

А) Речь произносимая, звучащая, говоримая.

Б) Речь написанная, читаемая.

В) Живые интонации.

Г) Знаки препинания

Д) Жесты, мимика.

Е) Отсутствие жестов,

мимики.

Ж) Меньший объем фразы, повторы, пропуски.

З) Полноструктурное предложение

И) Одномоментность речи.

К) Возможность перечитать, вернуться к началу текста.

Л) Прямой контакт со слушателем.

М) Опосредованный контакт со слушателем

2) ДИАЛОГ


5

Работа в паре/Самопроверка по ключу учителя/

5

Предложи свою классификацию «ТЕКСТ и его виды» в виде опорного конспекта.

Прежде прочитай правила составления «Опорного конспекта»:

  1. Конспект должен содержать 7+/-2 информационных блока.

  2. Информационные блоки располагаются следующим образом:

  • в центре – главные блоки;

  • второстепенные блоки – в соответствии с логическим порядком и указанием логических связей;

  • выделение главных информационных единиц заглавными буквами;

  • использованием цветов (не более трех);

  • очерчивание конспекта рамкой.



7

Индивидуальная/ оценка учителя

6

Оцени просчеты в диалогах и монологах членов твоей семьи. Аргументируй план действий по искоренению «плохой» речи в своем доме или школе.

10

Индивидуальная/ оценка учителя


Поставь себе оценку! Если ты выполнил верно задания с 1 по 3 = «3», с 1 по 4-5= «4», с 1 по 6= «5». СПАСИБО ЗА РАБОТУ!




Приложение 1

Упражнение № 434

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо было ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огненное, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и мирно погрузится в лиловый туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра.

(И.С.Тургенев)

Упражнение № 435

Петька помолчал, вздохнул и спросил, глядя куда-то мимо Васьки:

- И здорово отец серёжку отлупил?

- Должно быть, уж здорово, раз Серёжка так завыл, что на улице слышно было.

- Разве можно бить? – угрюмо спросил Петька. – Теперь не старое время, чтобы бить. А ты «отлупил» да «отлупил». Обрадовался! Если бы тебя отец отлупил, ты бы обрадовался?

- Так ведь не меня, а Серёжку, - ответил Васька, немного смущенный Петькиными словами. – И потом, ведь не задаром, а за дело: зачем он в чужую палатку залез? Люди работают, а он у них инструмент ворует. И что ты, Петька, сегодня чудной какой-то? То весь день шатался, то весь вечер сердишься.

- Я не сержусь, - негромко ответил Петька. – Просто у меня сначала зуб заболел, а теперь уже перестает.

(По А.Гайдару)




Ответы к учебным заданиям

1

А, Б, В, Г, Д

2

1 – Д; 2- В, 3- Г, 4 –Б, 5 – А.

3

Текст упр.434

Линия сравнения

Текст упр.435

1.Монолог – письменная

2.Описание

3.Художественный

4.Красота июльского пейзажа

1.Форма речи


2.Тип речи

3.Стиль речи

4.Тема текста

1.Диалог – устная


2.Повествование

3.Разговорный

4.Диалог об отношениях детей и родителей





4

1- Б, Г, Е, З, К, М.

2 – А, В, Д, Ж, И, Л.














Источники материалов:


1. Русский язык: Учебник для 9 кл.общеобразоват.шк./Л.К.Жаналина, З.К.Ахметжанова, А.Е.Тажимуратова, М.Т.Байгабылова. – Алматы: «Мектеп», 2009


2.Рудик Г.А. Центр Современной педагогики «Обучение без границ», Монреаль, Канада, Модуль 3. «Современный урок».)

3. Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. Г.Костанай, 2010.










5



Полный текст материала Урок русского языка по теме "Текст. Виды текстов: монолог и диалог" для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Целищева Ольга Николаевна  margo68
21.04.2011 1 22521 2844

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК