Анализ стихотворения Тютчева "День и ночь"
Лукина Любовь Павловна.
Учитель русского языка и литературы
МОУ Лицей №14, г. Жуковский, МО.
Урок-лекция с элементами практической работы.
Стихотворение Тютчева «День и ночь» - стихотворный размер, лексика, синтаксис, композиция стихотворения; основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.
Цель урока:проанализировать текст стихотворения Ф.И.Тютчева «День и ночь».
Задачи :
1. обучить десятиклассников приёмам аналитического прочтения стихотворного текста;
2.закрепить литературоведческие понятия при анализе поэтического текста;
3.показать неразрывную связь стихотворений Ф.И.Тютчева ,написанных в разные годы;
4.отработать навыки выразительного чтения стихотворных текстов.
1
Стихотворение Ф.И. Тютчева «День и ночь» написано четырехстопным ямбом.
На мир таинственный духов,
Ученики доказывают тезис.
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
Хотя здесь всего две строфы, но по организации рифмы мы можем разделить первую строфу и вторую соответственно на две «подстрофы».
По расположению в строках, в первой и последующих «подстрофах» рифма опоясывающая:
На мир… духов а Практическое задание для учеников.
Над этой… безымянной б
Покров… златотканый б
Высокой… богов а
По расположению ударений перемежаются мужская и женская рифмы (1,4,5,8,9,12,13,16 – мужская; 2,3,6,7,10,11,14,15 – женская), что придает стихотворению суровую интонацию вывода-ответа и философскую интонацию размышления.
(Практическое задание для учеников.)
Учитель:
Особый интерес вызывает лексический анализ данного стихотворения. Ф.И. Тютчев смело переносит ударение в слове («духов»): язык поэзии не совпадает с языком прозы. «Метафорическое значение» слова у поэта имеет еще и сакральный, символический смысл. Известно, что особенность лирики Тютчева заключается в близости к поэтике символизма: ночь = бездна = хаос = ад. День = жизнь = рай. Но интересно и противопоставление, заключенное в этих двух антонимах. Это целый космический мир – две бездны: «день» и «ночь».
Образ дня-жизни рисуется при помощи описательных оборотов, куда включены эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров», благодатный покров).
Интересно отношение к состоянию души лирического героя. Эта душа именуется «болящей», что явственно передает сострадание поэта к человеческой немощи.
Далее следует отметить «Тютчевские косноязычье» («… для человеков и богов…»). Здесь «Тютчев архаист». Если вспомнить, что главный жанр его стихотворений – «фрагмент, представляющий собой результат разложения прежнего жанра- оды», становится понятно и одическая интонация стихотворения, и архаический язык (сложные прилагательные: «земнородных», «златотканый», «благодатную»).
Еще можно отметить особый «колоризм» Тютчева: «златотканый»; даже в глаголах мы можем наблюдать цветопись: «но меркнет день» = день становится темным. Данный прием наблюдается в одах Державина.
Композиция стихотворения двухчастная (в центре – перелом). Вторая строфа начинается с союза «но», отсюда и начинается перелом – антитезность. Стихотворение любого поэта – это вместилище переживаний его души. Все, что происходит в лирике Тютчева, происходит в его душе, и поэтому стихотворение «день и ночь» вмещает всю вселенную, со всеми его противоположностями, с ее гармонией и хаосом, с ее «днями» и «ночами».
Ритмические сбои при главенствующем четырехстопном ямбе («День – сей блистательный покров - || День, земнородных оживленье») акцентируют главенство «дня» в жизни человека и превосходство его над «ночью».
Интересно, что наш взгляд приковывают рифмующиеся отдельные слова:
День… оживленье
Исцеленье
Ночь – прочь
представляют собой основную мысль данного стихотворения.
Синтаксическое своеобразие стихотворения заключается в следующем. Антитеза «меркнет день - настала ночь» начинает вторую строфу, разламывая надвое все стихотворение.
Бессоюзие 5-8 строк говорит о незаконченности, неисчерпаемости перечисляемого ряда сказуемых («день- … оживленье, …исцеленье, …друг…»); таким образом поется гимн «Дню».
5-8 строки стихотворения начинаются со звука [д’] и [д], это передает радостное, жизнеутверждающее значение: день – жизнь человека.
Инверсия дополнений в первой строфе используется для усиления выразительности речи при создании образа ночи-ада.
Описательные обороты:
Ночь – бездна безымянная
День – блистательный покров
передают драматическую картину двоемирия Тютчева.
Тире во второй строфе:
Смена событий («но меркнет день – настала ночь»)
Стремительность событий
Пришла – и, с мира рокового
…………………………………
…………………………………
Сорвав, отбрасывает прочь
Вывод-итог по окончании размышления:
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Частица «вот» - указательная – помогает сформулировать вывод, как правило, истину.
После 12 строки используется прием умолчания (…).
Далее взору открывается нечто, и уже более сдержанно звучит: «И бездна нам обнажена…».
Восклицательное предложение, завершающее первую строфу, являет собой обозначение центра стихотворения, места его перелома.
И наконец последняя строчка с ее восклицательным знаком, как пугающее своей правдой открытие: «Вот отчего нам ночь страшна!»
Тема двоемирия представлена двумя мотивами: мотивом «ночного» ужаса для души и мотивом «дневной» радости. Противопоставление заявлено в самом названии и раскрывается в стихотворении Ф.И. Тютчева «Мотив Гейне», где прямо обозначены символические пары: ночь – смерть, день – жизнь.
О Тютчеве говорят как о поэте «космического чувства» (С. Франк). Очевидна «космическая» связь стихотворения «День и ночь»и со стихотворениями «О вещая душа моя!» (1855), «День вечереет, ночь близка…» (1851).
(Чтение стихотворений в исполнении учащихся.)
2
Самостоятельная работа на дом.
Проанализируйте стихотворение Фета «На заре ты ее не буди…» - стихотворный размер, лексика, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и его связи с другими стихами поэта.
Примерный вариант самостоятельной работы.
Стихотворный размер
Трехстопный
Анапест
Стихотворение состоит из пяти строф, по 4 строчки в каждой строфе.
Перекрестная рифма:
На заре … не буди, а
На заре … спит, б
Утро … на груди, а
Ярко … ланит - б
равно как и простая, точная, мужская (см. ударение) передает музыкальную интонацию старинного романса, и поэтому рождение музыки на эти слова – это уже следующий, закономерный шаг в искусстве.
Лексическое своеобразие стихотворения вполне оправдано одной из установок поэта – внимание к «мелким» темам.
Основная лексика в этом стихотворении принадлежит обыденно бытовому (общеупотребительному) пласту: «спит», «утро», «подушка», «сон», «косы», «у окна» и др. Это первое впечатление: перед нами рассказ о том, как девушка ждала… кого-то, может быть, вспоминала прошедшее, а теперь она спит, утомленная, но счастливая во сне.
Старинная форма слова «плечи» во множественном числе («… на плеча») вызывает интерес. Вполне возможно, что это обусловлено особенностью поэтической рифмы, но, хочется добавить, так ярче вырисовывается торжественная интонация старинной жизни.
Используя старые выражения и славянизмы («следила… игру», «ввечеру», «ланиты») раскрывают особую роль поэта-лирика: воспеть красоту момента, остановив это мгновение.
«Импрессионизм» и психологизм стихотворения «На заре ты ее не буди…» заключается в эмоциональных эпитетах: «сладко… спит», «ярко пышет», «горяч… сон», «бледней становилась она» - и в строчках, где используется психологический параллелизм:
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она.
Музыкальный ритм создается лексическими повторами:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит.
……………………………..
и в самом конце стихотворения-романса:
……………………………….
Не буди ж ты ее, не буди.
Этот композиционный прием имеет особое значение: лирический герой любуется красотой мгновения и умоляет продлить его. Анафора, используемая поэтом в начале стихотворения (1 и 2 строчки первой строфы), и в начале 2 строфы передает интонацию мольбы: здесь – страдание, красота и… сострадание. Автор начинает и заканчивает стихотворение побудительными предложениями. В этом раскрывается сострадание «поющего сердца» лирического героя. По композиции это стихотворение напоминает рассказ. Есть начало-пролог (1 строфа); 2 строфа – завязка; 3 строфа – развитие действия; 4 строфа – кульминация; 5 строфа – развязка.
А жанр данного произведения – лирическое стихотворение – романс.
Получился лирический рассказ о прекрасном мгновенье, выхваченном из жизни.
Музыкальность стихотворения передается звукописью. Преобладающие глухие, мягкие согласные, шипящие звуки [c] (спит, косы), [ш] (дышат, пышет, подушка), [ч] (горяча, чернелось, громче, туча, ярче, на плеча) создают общее настроение лирического романса.
Основные мотивы данного стихотворения - мотив напрасного ожидания, «текучесть» красоты, созерцание мгновений красоты.
Эти мотивы можно проследить в таких стихотворениях А.А. Фета, как: «Печальная береза…» 1842 г. (запечатленный миг красоты, созерцание красоты); «Толпа теснилася…» 1860 г. (мотив ожидания); «Я тебе ничего не скажу…» 1885 г. (лирическое стихотворение – романс о любви).
список использованных источников информации:
1. Е.С.Роговер. «Самая полная история русской литературы XIX века (2-я половина). Ф.И.Тютчев».
Санкт-Петербург, изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
2. Озеров Л. «Поэзия Тютчева» - Л. 1975
3. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. – Л. 1987
4. Скатов Н.Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция)// в книге «Далекое и близкое». – М.; 1981
5. Сборник стихотворений А.А.Фета. – М. 1975
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукина Любовь Павловна
→ lukina54 05.03.2012 0 17773 965 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.