Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»


Автор разработки: Богаделин Александр Аркадьевич
Писатель
Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…»

(2-3 класс – детский вариант, 5-6 класс – взрослый вариант).

Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы.

Количество часов – 1

Основные проблемы и вопросы - Формирование умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики, озаглавливать отдельные части сказки, оценивать героев, обосновывать свои выводы.
Развитие умения выдерживать паузы при чтении, выделять нужные слова, находить реплики героев при чтении по ролям.
Проведение сравнительного анализа текста главы с историями про Барона Мюнхгаузена и Змея Горыныча.

Общие знания и умения - Развитие умения определять и высказывать собственную точку зрения, аргументируя ее.

Тип урока: Интегрированный урок литературы и рисования.

Количество часов – 1

Основные проблемы и вопросы - Развитие умения соотносить иллюстрации с содержанием текста. Выбрать эпизод для иллюстрации и обосновать свой выбор.

Общие знания и умения - Попытка создать иллюстрацию к новой сказке.
Развитие творческого воображения, связанного с конкретными впечатлениями от прочитанного.

ХОД УРОКА:

I. Сообщение темы урока.

II. Славянские духи.
Учитель просит назвать учеников известных им славянских духов. Ученики чаще всего упоминают расхожие персонажи из мультфильмов и сказок – Баба Яга, Водяной, Леший, Соловей-Разбойник, Русалка, Змей Горыныч, Кикимора.
Далее учитель просит подробнее рассказать о каждом персонаже.
(В качестве дополнения рассказов учеников рекомендуется использовать материалы урока «Славянские боги и духи» - http://proza.ru/2008/09/21/230).

III. Кикимора.
Кикимора - славянский дух в женском обличье.
Очень часто их называют «болотными», но Кикимора на самом деле – домашний дух, живущий около людей.
Она обладает весьма непредсказуемым характером. Может испечь хлеб, помыть посуду, детей покачать, но как только ей что-то не нравится, сразу же начинает бить посуду, рвать пряжу и бросаться вещами.
Издревле считалось, что это сама Судьба (богиня Мокошь) послала ее в семью, чтобы хранить, предостерегать, предсказывать то, что должно случиться с людьми в этом доме. А появление Кикиморы в человеческом образе предвещало смерть кого-то из домочадцев.
Кикиморы могли жить не только в доме, но и в курятнике. Именно ее славяне считали виновницей, если куры вдруг начинали меньше нести яиц. В качестве защиты они использовали специальный оберег – камешек с дыркой посредине, который назывался куриным богом или «кикиморой одноглазой».
Если жилище Кикиморы сгорело или разрушено и взамен не построено новое, то она может уйти в лес и жить там.

III. Барон Мюнхгаузен.
Учитель предлагает ученикам вспомнить историю Барона Мюнхгаузена (в детском варианте – Мюнхаузена).
Просит сказать, чем он прославился? Назвать наиболее яркие его подвиги.

IV. Кикимора-предсказательница
- Сегодня мы прочитаем историю Кикиморы из книги «Александра Богаделина «Кикимора и другие…». Когда-то давным-давно она жила в глухой деревеньке в тридевятовом царстве. Но дом ее сгорел и беспокойный дух отправился бродить по свету, пока не поселился в Заповедном лесу.
Слушаем историю, как Кикимора отправилась в обучение к Бабе Яге, и что из этого получилось.

V. Интегрированный урок литературы и рисования.
В случае проведения интегрированного урока литературы и рисования рекомендуется попросить детей подготовить карандаши, фломастеры, краски. Как только они прослушают текст, им необходимо выбрать наиболее понравившийся эпизод и постараться отобразить его в картинке.

VI. Урок для 2-3 класса.
Для учеников 2-3 класса читается детский вариант сказки «Кикимора-предсказательница».

Кикимора-предсказательница

Жила-была в Заповедном лесу Кикимора.
И надумала она как-то к Бабе Яге в обучение пойти. Старая на весь лес мудростью своей славилась, а знания волшебные всегда в жизни пригодиться могут.
Но предупредила Яга её сразу – усердие великое потребуется. Не всегда с первого раза получается. Да и в заговорах с заклинаньями ни в одном слове ошибиться нельзя.
Только Кикимора страсть как упрямая была.
– Все равно, – говорит, – науку эту осилю!
Вышла из нее ученица прилежная. Прямо на лету всё схватывала. Так что вскоре и отвар от кашля приготовить могла, и травы нужные от болезни невеликой подобрать. Но больше всего предсказания ей всякие нравились.
У Бабы Яги для гадания Книга волшебная имелась. Возьмет Старая волос или шерстинку, на нее положит и заклинания древние нашептывает. Потом буковки лишние вытрясет, а по оставшимся, что случится, рассказывает.
Решила Кикимора сразу с медведя обучение начать. Но быстро Яга пыл её остудила и букашками малыми заниматься заставила. Вот изловит Кикимора божью коровку, на Книгу посадит и аж дрожит вся от усердия. А как предсказание прочтет, тут же считать принимается. Сколько раз букашка кузнечиков повстречала, да по скольким василькам проползла.
Когда уж совсем ничего не сходилось, Баба Яга помогала малость – заговор нужный потихоньку нашептывала. Кикимора увидит, что написанное сбылось, и с новыми силами за учебу принимается.
Со временем перешла она на ворон с зайчиками. А раз даже на волке решила предсказание испытать. Мучений, правда, натерпелась множество. В начале от зубов его острых уворачиваясь, когда шерсти клок драла. Потом по лесу за ним бегая. И под конец от стаи целой со всех ног улепетывая.
***
Посчитала Кикимора, что освоила науку гадательную. И знания полученные в деле применить пора. Уговорила она Ягу Книгу волшебную уступить ей временно. А за это треть заработанного отдавать обещала. Бабе Яге не столько заработок нужен был, сколько интересно стало, научилась ученица её чему-нибудь иль зря только время тратила.
Нашла Кикимора избушку заброшенную у дороги проезжей и «Дом предсказательный» в ней открыла. Трав душистых по полу разбросала, на стенах знаков таинственных нацарапала, а Книгу в сундучке под замок спрятала.
Чуть утро настанет, в одежды пестрые наряжается и в избушку свою спешит. Ждет, не заглянет ли кто.
А вскоре и первый гость пожаловал на судьбу свою погадать.
Раздалось вдруг в сенях громыхание необычное. Кикимора со страху чуть в окно не выпрыгнула. Но тут входит к ней рыцарь настоящий, в латы весь забранный, а из шлема перья разноцветные торчат.
– Вы есть Предсказательница? – спрашивает. А сам забрало поднял и по стенам вокруг поглядывает.
Вспомнила Кикимора, что у людей для приветствия присесть надо малость.
– Вы правы, мой господин, – отвечает вежливо.
– Барон Мюнхаузен, – гость представился. – Сейчас путешествовать по землям русским.
Тут опять по всей избушке грохот раздался. Рыцарь перчаткой железной в грудь себя ударить решил.
Интересно Кикиморе стало, зачем же она барону понадобилась. А тот продолжает:
– Я есть храбрый рыцарь. Я победил много драконов, да. Но русский дракон – нет. Знать хочу, есть у меня победа над Змей русский.
Обрадовалась Кикимора, что дело по её части намечается. Но и боязно стало. Первый раз на людях гадать приходится, да и Бабы Яги рядом не будет. Но начинать все равно когда-нибудь надобно.
На радостях чуть не забыла об оплате своей сговориться. Но спохватилась вовремя и рыцарю заморскому намекает. Ручку, мол, для гадания верного позолотить желательно.
Но тот вполне понятливый оказался.
– Согласный я есть, – говорит и мешочек с монетами золотыми достает. А если предсказание сбудется, добавляет, и сможет он дракона русского победить, то одарит ее кольцом с бриллиантами.
Кикимора аж дышать перестала. Дело серьезный оборот принимать начало. Отхватила она у барона локон волос целый и на Книгу гадательную положила. Натужилась изо всех сил и заклинаний для верности вдвое больше наговорила. А как слова все лишние высыпались, читать принялась.
И выпало рыцарю заморскому с чудищем невиданным биться. Передняя часть у него лошадиная, а задняя – змеиная. От взгляда одного трава жухнет и люди замертво падают. Из пасти дым валит и огонь вырывается. А на спине четыре крыла перепончатых.
Подивилась Кикимора и еще раз Книгу потрясла. Только ничего из нее больше не выпало.
Стала она дальше читать. И проступило там, что битва эта около леса Заповедного аккурат через семь деньков случиться должна.
Рыцарь, как чудище себе представил, побелел совсем, и в обморок падать собрался. Но Кикимора водичкой его тут же спрыснула, и успокаивать принялась.
- Ничего здесь не поделаешь, - говорит. - Жребий такой выпал.
Но и бояться особенно нечего. Обязательно барон зверя победить должен. Так что пусть лучше идет – доспехи почистит да коня покормит. И срока назначенного дожидается.
А чтоб не передумал и не сбежал с кольцом раньше времени, добавила:
– Если уклонится он от битвы предсказанной, беда страшная приключится. Звери дикие в лесу покусают иль в овраг глубокий свалится.
***
Спровадила Кикимора кое-как гостя заморского и к Яге сразу бросилась. Узнать, чудище откуда такое невиданное взялось.
Баба Яга волос рыцарский взяла, на Книгу положила. И вышло у нее, что барон только историями своими прославится. А не победами над змеями да драконами всякими.
Расстроилась Кикимора сильно. Думать пошла, как кольцо с бриллиантами не упустить.
Поначалу надеялась она, что всё как-нибудь само образуется. Вдруг чудище похожее ненароком в лес Заповедный забредет? Яга ведь тоже ошибиться могла. Заклинание не то сказать, буковки не так вытрясти.
Но на пятый день поняла – нечего на чудо больше надеяться. Если нет в природе зверя такого, значит сделать его надобно. Заявилась к Яге и просит Змея Горыныча уговорить, предсказанием побыть временно. Два крыла и хвост у него уже и так имеются. Осталось самую малость подправить.
Пожалела Старая ученицу свою нерадивую и пошла со Змеем разговаривать. А Кикимора тем временем к полевицам-мастерицам бросилась.
Начали они Горыныча в чудище невиданное превращать. Яга две головы лишние в крылья обратила. Полевицы из трав высоких одеяние на лапы передние сделали. Издалека на лошадь походить стало. А хвост и так змеиным быть должен.
Как закончили всё, Кикимора строго-настрого Змею наказала: только для вида на рыцаря понаскакивать. А потом убитым притвориться и лежать, пока тот совсем не уйдет.
***
И настал день предсказанный. Барон на поляну перед лесом Заповедным выехал, к битве великой готовится. А у самого копье в руках ходуном ходит.
Видит Кикимора, так он ненароком и Горыныча поранить может. И успокаивать принялась. Мол, предсказано же, победить обязательно должен и славой себя на века покрыть.
Но раздался тут треск кустов и деревьев поломанных. То вылезло на поляну чудище ужасное. Конь рыцарский от вида его на дыбы взвился и чуть барона наземь не сбросил. Но Кикимора вовремя уздечку схватила и Мюнхаузену кричит:
– Не бойтесь ничего, мой господин. На месте этом стойте и мечом в разные стороны размахивайте.
Барон меч вытащил, глаза от страха зажмурил и давай им направо и налево воздух рубить.
А Яга, чтоб Горыныч не повредил кого, дала ему порошок слабительный. Так у Змея после него дым вместо пламени из пасти повалил. Вот понесся он на рыцаря несчастного и такую завесу напустил, что и сам заблудился. Бегает кругами, с кем биться – найти не может.
Обрадовалась Кикимора, что всё по-задуманному получается. К Горынычу подбежала и на землю падать велит. Муки предсмертные изображать. А сама клок одеяния его выдрала и назад понеслась.
Как развеялось да стихло все, осмелился барон глаза открыть. Видит, чудище посреди поляны лежит. В агонии смертной бьется – хрипит и ногою задней подрыгивает.
А Кикимора тут как тут.
– Поздравляю, – говорит, – с победою великой. Только лучше бы вам к избушке моей направиться. От взгляда зверя лютого люди все-таки замертво падают.
***
Решил воин заморский судьбу не испытывать и вслед за Кикиморой поспешил.
Отдал он ей кольцо с бриллиантами обещанное, а та бумагу по всей форме выправила. Мол, Барон Мюнхаузен – рыцарь доблестный, сразил в бою честном чудище невиданное. А в подтверждении подвига его, клок шерсти зверя побежденного прилагается.
Уехал рыцарь дальше по землям русским путешествовать. А Кикимора решила дело новое для себя поискать. Больно хлопотно каждый раз Горыныча переделывать. Да и с Бабой Ягой заработком делиться надобно…

VI. Урок для 5-6 класса.
Для учеников 5-6 класса читается отрывок из седьмой главы «Предсказание Кикиморы» (http://www.proza.ru/2008/05/22/27), начиная со слов:
«Надумала как-то Кикимора к Бабе Яге в обучение пойти. Все не так скучно будет. И оказалась она дюже сообразительной, все на лету прямо схватывала. Так что вскоре могла сама и зелье приворотное составить, и травы нужные от болезни невеликой подобрать. Только больше всего нравились ей предсказания всякие.
У Бабы Яги для случаев мелких Книга специальная имелася. Возьмет Старая волос или шерстину, кому погадать надобно, на Книгу положит и заклинанья древние нашептывает. Буковки лишние вытрясет, а по оставшимся, что будет, рассказывает.»
И далее до конца главы.

По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:
1. Барон Иероним Карл Фридрих фон Мюнх…
Это полное имя знаменитого барона Мюнхгаузена, фантазера и выдумщика чудесных историй. Только он мог прославиться в веках борьбой с несуществующими чудовищами.
2. Видела Кикимора, как смертные на зуб их зачем-то пробуют.
В старину деньги (монеты) чеканились из драгоценных металлов – золота и серебра. Это придавало им ценность при обмене в любой стране. Однако сразу же появились и подделки – монеты из дешевых сплавов, только сверху покрытые драгоценным металлом. Самый универсальный способ определить подлинность – попробовать монету на зуб. Золото – достаточно мягкий металл и, если чувствуется, что монета тверже, чем положено, то в нее, скорее всего, было что-то добавлено.
Увы, бедная Кикимора не знала всех тонкостей этой процедуры.
3. …белладонны разведенной в бельма змеиные плеснула.
Раствор белладонны – весьма распространенное в средние века средство для увеличения размера глаз и придания им блеска. Однако расширение зрачков превращало окружающий мир в набор размытых образов.

VII. Заключительная часть.
После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее текст.
Вопросы о прочитанном:
1. Почему гадание Кикиморы не совпало с гаданием Бабы Яги?
2. С каким зверем придется сражаться Барону по предсказанию Кикиморы, и откуда он взялся в заповедном лесу?
3. Описать поединок Барона Мюнхгаузена и Чудовища, как он закончился, кто победил?
4. Почему Кикимора решила оставить свое занятие, хотя ей удалось выкрутиться и даже получить вознаграждение?

VIII. Домашнее задание.
1. Попробуйте предположить, какое дело больше всего подошло бы Кикиморе?
2. Закончить иллюстрацию к сказке.


Полный текст материала Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич  Bogadelin
28.08.2011 2 4245 506
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Bogadelin • 12:58, 07.09.2010
Список методических разработок уроков по книге Александра Богаделина «Кикимора и Другие»

1. Урок «Живой мир славянской природы» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы, модуль «Основы мировых религиозных культур»).
На уроке ученики получат представление о религии славян, мировосприятии наших предков, особенностях мироустройства в славянской мифологии.
Они познакомятся с основными богами славянского пантеона, духами, богатырями, мифическими животными, а также представлениями славян о природных стихиях.
http://pedsovet.su/load/183-1-0-4666

2. Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» (2-3 класс – детский вариант, 5-6 класс – взрослый вариант).
На уроке ученики не только узнают увлекательную историю о том, как Кикимора решила стать великой предсказательницей, но и смогут попытаться проиллюстрировать услышанную сказку.
В рассказанной истории сделана попытка отойти от шаблонных представлений о славянских духах из мультфильмов и детских фильмов, ввести их в образный мир современных детей 8-13 лет.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3649

3. Методическая разработка урока литературы по теме «Любовь истинная и мнимая» (10-11 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
Разбираемые на уроке сказки вполне могут послужить основой для серьезного разговора о проверке истинности чувств, качествах необходимых в семейной жизни и о том, как опора друг на друга помогает справиться с бедами.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3808

4. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке детям предлагается увлекательное занятие – ответить на вопросы: Почему дед с бабкой так и не смогли разбить золотое яичко, но это с легкостью делает пробегавшая мимо мышка? Кто были те доблестные охотники, которые освободили Бабушку и Красную Шапочку? И почему Лягушка превратилась в Красавицу?
А также самим попытаться сочинить веселые лимерики.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3912

5. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке ученики узнают об истории и традициях рыцарства, культе Прекрасной Дамы, Кодексах чести, и о том, как славянские духи в своем лесу решили провести настоящий рыцарский турнир.
А ролевая игра позволит им, хотя бы на время, почувствовать себя Доблестным рыцарем или Дамой Сердца.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4009

6. Методическая разработка урока литературы по теме «Подлинная история Змея Горыныча» (7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
В русских былинах и сказках Змей Горыныч почти всегда выступает носителем злого начала. Но, на самом деле, это достаточно миролюбивый персонаж, очень страдающий от отсутствия консенсуса между своими головами.
На представляемых уроках ученики услышат новую версию жизни Змея Горыныча. Узнают, за какие природные явления отвечали в славянской мифологии летучие Змеи и что на самом деле послужило их прообразом.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-5804

7. Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить» (7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
Кто был мужем Василисы Прекрасной и Василисы Премудрой? Как появились на свет древнерусские богатыри Вольга и Садко? Как за год вырастить сгоревший по неосторожности лес? Кто первым испек Колобок, и в чем заключалось его истинное предназначение?
На эти и другие вопросы ученики получат ответ на двух увлекательных уроках, где хорошо знакомые сказочные и былинные герои предстанут в совершенно ином свете.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-6056

8. Методическая разработка урока литературы по теме «Как Воеводе славянские духи помогли» (9-11 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроках ученики получат представление о жизни и быте древних славян, их бытовой магии и взаимоотношениях с домашними духами. А в ходе беседы на тему: «Можно ли отделить Добро и Зло в душе человека» попытаются ответить на вопрос, что обозначает заповедь «Возлюбите врагов ваших».
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4510

avatar
1 Bogadelin • 12:30, 17.12.2009
День добрый!

Несколько пояснительных слов.
Всего по книге «Кикимора и другие…» проведено уже около ста уроков в школах разных регионов России и даже Казахстана.
Полное Методическое пособие выложено на странице - http://proza.ru/avtor/bogadelin.
Буду весьма признателен, если кто-то из учителей проведет урок и поделится своими впечатлениями. Мне особенно это важно, т.к. сейчас готовится детский вариант книги.

С уважением, Александр Богаделин