Конспект урока "Нравственные проблемы в романе Д. Гранина "Мой лейтенант"; 11 класс


Целью уроков является формирование представлений о нравственных ценностях, трудностях взаимоотношений людей разных поколений и эпох, влиянии войны на судьбы и характеры в романе Даниила Гранина "Мой лейтенант"; формирование у учащихся чувства патриотизма через осмысление отечественной истории на примере романа и документального материала (выступления автора в Бундестаге 27 января 2014 года).
Анализ текста развивает критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вести дискуссию, работать в группе, писать сочинение-рассуждение.

3. Работа в группах.
Составьте тезисный план и кластеры по теме "Неразрешённые вопросы войны".
Каждая группа имеет тексты произведения. Домашняя работа предполагала выделение ряда проблем по определённым главам, выявление авторской позиции.
В каждой главе романа необходимо было обозначить основные мысли и подтвердить их примерами из текста. На уроке необходимо представить "свои" главы, формулируя основные положения темы. Во время выступления один представитель группы оформляет информацию в кластеры, суть которого заключается в том, что на доске записывается основное слово или выражение, от которого по сторонам фиксируются идеи, слова, схемы.
Примерный план

  1. "наше преимущество - справедливость...", может ли ненависть быть преимуществом (гл."Горе побеждённым");
  2. "научим Родину любить!", суровая правда войны (гл. "Расстрел", "Куда мы уходим", "На нарах");
  3. враньё отчётов, "у них были цифры, у нас ощущение"(гл. "Куда мы уходим");
  4. голод не оставляет никаких запретов (гл. "Куда мы уходим");
  5. война как сон, "боюсь, что немцы это забудут" (гл. "Пленные");
  6. "корявая, бестолковая"война, на которой высокие командиры не жалели людей (гл."Солдат на КП");
  7. "голод сметает все запреты" (гл. "Город");
  8. "у каждого из нас есть черта, перейти которую трудно" (гл. "Редут Мерзона");
  9. "окопная правда" не сходилась с правдой генеральских мемуаров, штабов, газетных очерков, сводок Информбюро (гл."Годовщина");
  10. почему тыл - другая планета? (гл."Вышел мой срок");
  11. "Эрик спрашивал про людей, а я убивал фашистов" (гл. "Экскурсия");
  12. - Сказочный город! Хорошо, что мы сюда не вошли. (Густав)
  13. - Хорошо, что мы не сдались. ( Автор - повествователь) (гл. "Экскурсия");

4. На основе имеющихся материалов составьте вступление и заключение к сочинению-рассуждению по теме "Неразрешённые вопросы войны".


Полный текст материала Конспект урока "Нравственные проблемы в романе Д. Гранина "Мой лейтенант"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Перминова Татьяна Александровна  sirius2219
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №198
21.02.2015 1 1408 233
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0