Разработка урока развития речи "Волшебница-зима"; 5 класс


Цели: знакомство с описанием как с типом речи, развитие навыков устной и письменной речи;    активизация лексики по теме "Зима", развитие умения всматриваться в окружающую природу; воспитание любви, бережного отношения к природе, помочь осознать красоту и хрупкость красоты.

Оборудование: иллюстрации с изображением зимнего пейзажа; музыкальная иллюстрация Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»; цветные мелки.

1. Звучит музыкальная иллюстрация Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

2. Вступительное слово учителя: 
-    Прозвучала прекрасная мелодия Георгия Свиридова. Это своеобразная иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Метель».
-    Что такое метель? Кто сумеет объяснить значение этого слова? («снежный ветер»)  
Словарная работа: метель - снежный ветер.
-    С каким временем года связывают метель? (с зимой)

-  Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Но не просто о зиме, а о Волшебнице-зиме. Мы попытаемся описать окружающий нас волшебный зимний мир.
Волшебство чаще всего связано со сказкой. И потому я начну разговор       со сказки.         Вспомните, какие сказки относятся к народным, а какие – к литературным.
Прочитаю вам сказку В.Даля. Слушайте внимательно, т.к. это необычная сказка, это сказка-загадка.

3.    Чтение или рассказывание сказки-загадки В.И. Даля «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом, пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, ручьи побежали. Махнул третий раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно. Четвертый раз махнул – и полетели еще 3 птицы. Подул холодный ветер, посыпался дождь.
А птицы были непростые. У каждой по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев, каждое перо со своим именем.
Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

4.    Беседа по содержанию сказки:
-    Что за птиц выпускал старик-годовик?
-    Как называется каждая из птиц?
-    Почему этих троек четыре?
-    Почему у каждой птицы 4 крыла?
-    Как называются  перья на каждом крыле?
-    Первая тройка – зима. Что за время года хозяйничает на планете сейчас? (зима)

5.    Определение понятий «описание», «пейзаж», «образ».
Сегодня мы будем описывать зиму – зимний лес. Но сначала давайте выясним, что же такое «описание».
Словарная работа: ОПИСАНИЕ – указание признаков предмета или явления.

(на доске записаны слова «смотреть-видеть»)
-    Я не случайно на доске написала два слова – «смотреть» и «видеть».
-    Какова разница в значении?
Надо отметить, что люди смотрят на что-либо и видят его по-разному. Первый смотрит на пейзаж и видит только деревья, пни, снег. Второй – немного больше: солнце, тропинку, следы. А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти гораздо больше: ослепительный снег, мерцающие снежинки, хрупкую красоту ветвей…

Мы сегодня попытаемся мысленно попасть в зимний лес. В зимний  лес          отправимся за сказкой. Согласитесь, ведь зимний лес – сказочный. Попробуем создать картину зимнего леса.
Если музыкант (а мы прослушали музыкальную иллюстрацию) выражает то, что увидел, пережил, звуками, художник – красками, то мы попытаемся это сделать при помощи  слов.

Настоящие поэты подбирают такие слова, что в их стихах звучит музыка и присутствует цвет: они создают ОБРАЗ. (Словарная работа  -ОБРАЗ) 
Давайте прослушаем зимние стихи.

6.    Чтение учащимися стихотворений о зиме.

7. Работа по схеме (подбор прилагательных к словам) «Снежинка»
-    Давайте посмотрим на картину с зимним пейзажем так же зорко, внимательно, как и третий наблюдатель, как поэты, и нарисуем многоцветную выразительную картину, используя вместо красок  слова.
Представьте, что вы зашли в зимний лес. Обратим свой взгляд вверх – 
-    Небо – какое оно?
-    Солнце…
-    Облака…
-    Деревья, ветки, стволы…
-    Снежинки – на что они похожи? (звезды, цветы, пух…)
-    Снег…
-    Земля…
(подбор имен прилагательных, сравнений к данным словам)
Чтение или рассказывание сказки «Какого цвета снег?»
Какого цвета снег?
Поскольку наш урок связан со сказкой, я вам расскажу еще одну сказку:   Поспорили медведь с    волком: какого цвета снег в лесу?
- Белый – сказал волк.
- Нет, серый, - твердил медведь.
Спорили-спорили, чуть дело до драки не дошло. Вдруг из-за кустов     заяц    выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.
- Пусть заяц разрешит наш спор, - решили волк и медведь. – Какой снег?
Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул в волчьи глаза и сказал:
- А он … бело-серо-синий.
И стреканул в кусты.

8.    Беседа по содержанию сказки «Какого цвета снег?»
- Почему заяц так ответил?
- Кто прав из спорящих: волк, медведь или заяц?

Вывод: значит, снег может быть и серым, и белым, и синим, и розовым…

9.    Составление плана к устному описанию.

11. Устное описание картин учащимися.
Итак, совершим все вместе прогулку в зимний лес. Передайте словами, что вы видите. Опишите зимний лес, используя слова на доске.

12.     Домашнее задание:
Написать сочинение-описание «Волшебница-зима»
- Опишите зимний лес так, чтобы мы увидели то, чего, может быть, раньше не замечали, чтобы мы вместе с вами подивились хрупкой красоте снежинок, лучезарному солнцу, стройности березок. И нарисуйте иллюстрацию к вашему сочинению.


Полный текст материала Разработка урока развития речи "Волшебница-зима"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Намзырай Чечен Алдын-ооловна  Публикатор
преподаватель русского языка и литературы, ФГКОУ "Кызылское президентское кадетское училище"
15.02.2017 0 356 42
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0