Сценарий урока-концерта по лирике Н.А. Некрасова "Стихи мои! Свидетели живые..."; 10 класс


«Стихи мои! Свидетели живые…»

(Урок –концерт по лирике Н.А. Некрасова. 10 класс)

Цели:

  • формирование у обучающихся самостоятельности эстетических оценок литературного произведения;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • формирование интереса к русской классической поэзии.


Оборудование:

  • выставка книг из школьной библиотеки: произведения

Н.А. Некрасова (любые издания) и книги о творчестве поэта;

  • романс Н.А. Римского-Корсакова в исполнении Анны Нетребко.

Подготовительная работа:

  • два ученика-ведущихурока-концерта;

  • индивидуальные консультации по выразительному чтению наизусть стихотворений Некрасова (при необходимости);

  • иллюстрации к произведениям Н.А. Некрасова (если в классе есть художники);

  • стихотворения для чтения наизусть учащиеся выбирают по своим предпочтениям.

Основная часть учеников класса читает наизусть стихотворения; двое работают по сценарию; другие готовят выставку книг, презентацию, подбирают музыку. Таким образом, участвуют в подготовке и проведении урока все ученики класса.

ХОД УРОКА



1-й ведущий. Эпиграф

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родитесь вы в минуты роковые

Душевных грёз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(Н. Некрасов)

2-й ведущий. В этих строках Некрасова выражено общественное призвание поэта, его ответственность за вселенское народное горе, слитность общего и личного. Семнадцатилетний юноша, полный надежд и планов, без гроша в кармане и с тетрадкой лирических стихотворений появился впервые в Петербурге. Так начались для Некрасова годы жизни впроголодь и литературной работы за гроши.Он знал цену тяжёлому труду и впоследствии написал о том времени, когда работал ради куска хлеба «Праздник жизни – молодости годы – Я убил под тяжестью труда» (1855). (наизусть 1-й ученик)

1-й ведущий. Работая для заработка, он испытывает муки неудовлетворённости и посвящает свободное время другим занятиям – ищет выхода в творчестве, заново учится писать стихи. Вот потому 40-е годы становятся для Некрасова переломными, когда поэт ищет новые пути и своё место в литературе.

«Поражена потерей невозвратной» (1848) (наизусть 2-й ученик)

2-й ведущий. Он много думал о назначении поэта, но эти мысли никогда ещё не просились у него на бумагу с такой силой, как в день смерти Гоголя. 21 февраля 1852 года Некрасов написал «Блажен незлобливый поэт…» – своё первоепрограммное стихотворение. Свой «тернистый путь» – путь «обличителя толпы, её страстей и заблуждений» поэт избрал давно.

«Блажен незлобливый поэт…» (1852) (наизусть 3-й ученик)

1-й ведущий. Муза вошла в его поэзию как-то внезапно и незаметно. Она не была похожа на классическую богиню. На её лице то и дело сменялись выражения скорби и боли, унижения и гнева, тоски и ярости, любви и мщения. «Муза мести и печали», она была неизменной спутницей поэта. «Замолкни, Муза мести печали» (1855)(наизусть 4-й ученик)

2-й ведущий. Тема русской природы по-особому раскрывается в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Его вступление к «Железной дороге» – торжество русской осени, прославление красоты, жизни. Слияние с русской природой было для Некрасова и сближением с народным мироощущением, что отразилось вего лучших произведениях. Для нас, людей иной эпохи, удивительна неувядаемость, потрясающая душу современность стихотворения «Тишина» («Всё рожь кругом, как степь живая…», 1-2 строфа) (1857). (наизусть 5-й ученик)

1-й ведущий. В 1856 году выходит в свет поэтический сборник, принесший поэту славу и невиданный литературный успех. К пушкинской традиции в творчестве Некрасова можно отнести его любовную лирику.

«О письма женщины, нам милой» (1852) (или «Горящие письма» 1877) (наизусть 6-й ученик)

2-й ведущий.Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра. Средиавторов музыки знаменитые А.Н. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Стихотворение посвящено Авдотье Панаевой, первой красавице Петербурга, жене друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была бурной и непредсказуемой, и за грозой каждый раз следовалимир и тишина. В период бурных потрясений и было написано стихотворение «Прости».

«Прости» (1856). Романс Н. А. Римского-Корсакова в исполнении Анны Нетребко.

1-й ведущий. Его стихи были остродраматичны. Впервые в истории русской лирики в них были не только любовь, сожаление, позднее раскаяние, но совершался конфликт. В его стихах появилось второе лицо, к которому обращался, с кем спорил, кого умолял, упрекал, перед кем исповедовался лирический герой.

«Давно – отвергнутый тобою…» (1855) (наизусть 7-й ученик)

2-й ведущий.Все поэты до него писали о себе или «о ней». У Некрасова «я» и «ты» соединились в «мы» – «неслиянное и нераздельное». Поэтизируя взлёты любви, он не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна».

«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851) (наизусть 8-й ученик)

1-й ведущий. Короткие, предельно сжатые лирические стихи превратились в драматические сцены, где разворачивался настоящий, исполненный высокого трагизма сюжет – с завязкой, кульминацией и развязкой. В стихах Некрасова рядом с любящим героем появился образ независимой героини.

«Я не люблю иронии твоей…»(наизусть 9-й ученик)

2-й ведущий.Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их чувство.

« Да, наша жизнь текла мятежно…»(наизусть 10-й ученик)

1-й ведущий.Некрасов много писал «на злобу дня». «Внимая ужасам войны…» – одно из лучших стихотворений о войне. В нём отражено народное осмысление войны, воплотившееся в образе плакучей ивы с поникшими ветвями – символе неизбывной печали.

«Внимая ужасам войны…» (наизусть 11-й ученик)

2-й ведущий.Крымская война и оборона Севастополя породили стихотворение «14 июня 1854 года», название которого указывает на день, когда союзный флот появился у Кронштадта. Хотя Некрасов отдал дань «эстетике разрушения», он был патриотом. И в основе его эстетического идеала лежит идеал русской народной жизни.

«14 июня 1854 года»(наизусть 12-й ученик)

1-й ведущий.В 1866 – 1867 годах Некрасов переживал серьёзную духовную драму. Поэт признавался своей сестре Анне Алексеевне Буткевич: «…надо быть или более сильным, или более слабым, чем та фигура, которую я собою представляю, а то, право, тяжело иногда.» Тяжело было в последние годы жизни. В стихах-исповедях слышалось многое: и самооправдание, и желание понять себя и других – с кем шёл, кого оставил, кто с ним расстался в пути, стремление разобраться в жизненных передрягах, объясниться.

«Душа мрачна, мечты мои унылы» (Последние элегии)(наизусть 13-й ученик)

2-й ведущий.Выход «Последних песен» стал триумфом Некрасова. Некрасовская муза «мести и печали» в последних песнях становится более многоголосой, обретает новое звучание. Она выражаетлирическую открытость переживаний, драматизм чувств, эпичность национальных мотивов.

«Тяжёлый год – сломил меня недуг…»(наизусть 14-й ученик)

«О муза! Я у двери гроба»(1877) (наизусть 15-й ученик)



Литература

  1. Краснов Г.В. «Последние песни». – М.: Книга, 1981.

  2. Некрасов Н.А. Сочинения / Сост., вступ. Ст. И.И. Подольской. – М.: Правда, 1986.

  3. Лебедев Ю.В. Литература. Учеб. Пособие для учащихся 10 класса. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1994.

  4. mp3cc.com/...anna-netrebko/18622476-2.prosti-ne-pomnyu-dnej-padenya-op.-27-n







3



Полный текст материала Сценарий урока-концерта по лирике Н.А. Некрасова "Стихи мои! Свидетели живые..."; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Легенькая Анна Николаевна  Публикатор
16.02.2018 0 619 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0