Конспект урока русского языка «Синонимы»; 5 класс


Конспект урока русского языка в 5 классе «Синонимы»

Тема урока: « Синонимы».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1.Общеобразовательные: сформировать у учащихся понятие о синонимах; совершенствовать навыки грамотного письма; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

2. Развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение обобщать, делать выводы;

3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к предмету, слову, книге; воспитывать умение слушать, оценивать, работать в группе, вести диалог.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Оформление тетрадей.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, на доске написана тема урока : МЫНОСИНИ.

Вижу ваши улыбки и недоумение на лицах. Но скоро вам всё станет понятно -вы сможете расшифровать это слово.

-А пока пожелаем друг другу плодотворной работы. Ребята, подберите , пожалуйста, похожие по значению слова, которыми можно заменить слово «плодотворной».

(Хорошей, продуктивной и др.)

- Скажите, а как называются слова близкие по значению, но разные по написанию?

(Синонимы)

- А теперь попробуйте расшифровать смешное слово и записать тему урока.

(МЫНОСИНИ – синонимы, в слове поменяли местами слоги)

-Да, сегодня на уроке мы ещё ближе познакомимся с синонимами

Ребята, а что же мы должны узнать, каковы цели нашего урока?

(Что такое синонимы? Как правильно употреблять их в речи? Зачем они нужны в языке?

3.Изучение нового материала.

- Кто сможет дать более точное определение синонимам?

-Молодцы. Давайте проверим ответ по учебнику. Но вы сейчас не просто будете читать материал, а во время изучения отмечать карандашом (маркировать) то , что вам уже известно, «галочкой» (\/ ), а новое – восклицательным знаком (!). (Ученики читают новый материал, маркируют, затем комментируют то , что и как обозначили. Сравнивают прочитанное со своим ответом, уточняют, оценивают ответ одноклассника)

-Ребята, посмотрите на слова ( на доске или на слайде презентации): смеяться, хохотать, заливаться, фыркать, прыскать. Скажите , можно ли назвать данные слова синонимами и почему? Чем они отличаются? (Разная стилистическая окраска: нейтральная, книжная, разговорная лексика)

- А можно ли эти слова назвать синонимами : грохот, шумный, трещать? (Их нельзя назвать синонимами, т.к. они являются разными частями речи)

- Давайте попробуем подобрать как можно больше синонимов к слову красивый. Поиграем: кто больше слов напишет за 2 минуты , тот победитель. (Ученики подсчитывают записанные ими слова. Тот, у кого больше, зачитывает вслух. Остальные корректируют, дополняют)

- Вспомните, как называется целая группа слов, состоящая из нескольких синонимов? (Синонимический ряд)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а где можно найти наиболее полный перечень синонимов? (В словаре синонимов).

(Учитель демонстрирует словари, м.б. на слайдах презентации, и показывает как строится словарная статья) .

4.Закрепление изученного материала.

Словарная работа.

- Ребята , обратите внимание: на доске записана группа слов, представляющих синонимический ряд:

большой, огромный, громадный, гигантский, колоссальный, исполинский.

Определите лексическое значение слов, поясните, в каком слове признак

проявляется в большей степени, в каком – в меньшей.

Игра «Подскажи словечко».

- Предлагаю поиграть. Я называю слова –вы подбираете синонимы.

Идти – шагать, выступать, шествовать, семенить (разг.), плестись (разг.),

брести (разг.); спешить – торопиться, поспешать (разг.); отвага – решимость,

мужество, смелость, храбрость; жара – зной, пекло (разг.), жарища (разг.);

большой – огромный, здоровенный (разг.), солнце –светило, ярило (книжн., миф.) затем сверимся и вы себя оцените по качеству и количеству записанного.

Работа в малых группах.

- Советуясь с соседом по парте, расположите синонимы в порядке усиления признака и подчеркните главное слово синонимического ряда:

забавный, нескучный, увлекательный, интересный ; напрасный, тщетный, безуспешный, безрезультатный, бесполезный.

- Составьте возможные словосочетания: коричневые, карие (глаза, носки), жёсткий, черствый, твёрдый, вчерашний ( хлеб, диван, материал).

Работа с текстом.

- Прочитайте данный текст.

Ребята поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно, и они устали. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. ( Текст на слайде)

- Понравился ли он вам? Почему? (В тексте очень много неоправданных повторов). Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. (Взбираться, влезать). Ученики зачитывают получившиеся тексты.

5.Итоги урока.

- Итак, подведем итоги.

- Для чего служат синонимы в речи? (Помогают избежать повторов, передать мысль более точно, ясно. Служат для связи предложений в тексте. Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой)

- Что нового вы узнали на уроке?

6. Рефлексия.

- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу и работу одноклассников на уроке. (Заполняют оценочные листы: фамилия, имя –оценка- комментарий оценки)

7. Домашнее задание.

-Выполнить упражнение учебника или придумать загадку с использованием синонимов. Например, как в этой загадке:

Называю паузу я так:

Промежуток, интервал, антракт.

Ну а в школе непременно

Я бываю …(перемена).

 

-Спасибо за работу на уроке.

 


 


 


 


 


 

 

 


 

 

 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка «Синонимы»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Базуева Елена Валерьевна  Публикатор
31.10.2018 0 845 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0