Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить». (7-9 классы, уроки по литер


Автор разработки: Богаделин Александр Аркадьевич
Писатель

Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить».
(7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях)
(ВНИМАНИЕ! Архивированный файл урока содержит все разбираемые тексты).

Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы.
Количество часов – 2.
Урок литературы по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие».
Цели урока: Рассказать о представлениях древних славян об огненной стихии, ее персонификациях.
Заложить основы экологического мышления, бережного отношения к природе.
Общие знания и умения: Приобретение навыков абстрактного мышления, понимания, каким образом идеи могут отображаться в сказочные образы и персонажи.

УРОК ПЕРВЫЙ

I. Сообщение темы урока.

II. Виды огня
Славянская мифология по своему разнообразию не уступает греческой или скандинавской. Выстраивая свои отношения с окружающим миром, наши предки наделяли душами предметы, растения, животных и даже стихии (землю, ветер, гром). В результате сложилось мировоззрение, в котором за каждое явление природы или местность отвечали свой бог или дух, а защитниками и помощниками выступали богатыри и мифические животные. (Часть вступительных материалов можно позаимствовать из урока «Живой мир славянской природы». На нем подробно разбирается весь славянский пантеон - http://pedsovet.su/load/183-1-0-4666 ).
Но особо древние славяне почитали огонь. Он воспринимался как живое существо, которое рождается, живет, размножается, «разбрасывая мальчиков», стареет и умирает. У него есть язык, которым он лижет печные камни. Он ест, пьет, спит, когда его гасят, ходит по земле, говорит, гневается и мстит, когда с ним обращаются непочтительно.
Различалось четыре вида огня.
Живой или новый огонь добывался первобытным способом – трением двух кусков сухого дерева. Он считался очистительным, и во время падежа или эпидемий через него прогоняли скотину и перешагивали все жители селения.
Вторым по степени священности был огонь, высекаемый из огнива. Его разжигали в особо торжественных случаях, например, для приготовления свадебной пищи.
Славяне верили, что небесный огонь, возникший от удара молнии, нельзя потушить водой. Поэтому такие пожары гасили молоком от черной коровы, квасом или яйцами.
Обыкновенный, повседневный огонь поддерживался с помощью тлеющих углей. Но даже ими крестьяне неохотно делились друг с другом, считая, что с углями или тлеющей головней из дома может уйти удача и достаток.

III. Персонификация огненной стихии
Отцом огня считался небесный бог Сварог, а потому он часто назывался Сварожичем. Но у этой стихии были и другие воплощения.
Например, божество древних славян – Семаргл, считалось покровителем приношений жертв огню и выполняло роль посредника между богами и смертными. Иногда его изображали в виде собаки с крыльями.
В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие» за огненную стихию отвечает Змий Огненный. В отличие от Змея Горыныча, жившего на земле, он относится к небесным божествам и в момент повествования является помощником бога Велеса.
Полет Огненного традиционно сопровождается гулом, громом и молнией, а также сильным ветром, переходящим в ураган.
Но кроме всего прочего, Огненный Змий являлся воплощением необузданного влечения. В обличье прекрасного юноши он проникал в дом к девице или вдове и охватывал ее душу такой страстью, что она больше не могла оставаться с простыми смертными. Дальнейшая жизнь таких женщин весьма печальна – они погружались в вечную тоску по своему возлюбленному и остаток жизни посвящали его поискам.

IV. Велес
Другой главный герой историй, которые мы услышим на сегодняшнем и следующем уроке – это бог Велес. Его жизнь условно можно разделить на небесный и земной периоды. И сразу отметим, что в верхних сферах ему не очень везло.
Вначале жена – Ясуня, влюбилась в Чернобога и родила летучих Змеев. За что была отправлена на землю и лишена молодильных яблок, превратившись в Бабу Ягу.
А потом он и сам у Перуна (Бога-Громовержца), пока тот бился с драконом, увел жену Диву. Возвращение мужа, как всегда, было неожиданным. В незамедлительно последовавшем поединке Велес был побежден и вослед за бывшей женой отправлен на землю. В его новые обязанности входил надзор за природой и поддержание в ней порядка и гармонии.
По преданиям, жил бог на земле в Граде Китеже, куда и была перевезена его библиотека мудрых книг, наиглавнейшей из которых является «Велесова книга».

V. Змий Огненный
А теперь послушаем историю жизни Змия Огненного и новую версию появления на свет русских богатырей – Вольги и Садко.
Далее следует чтение пятой главы из книги «Кикимора и другие…» - «Змий Огненный» (http://proza.ru/2008/05/18/400).

VI. Комментарии
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. …по весне Лада богов на пир невиданный пригласила…
Лада – одна из первых богинь. Вместе с Родом она появляется в мире в момент его творения и помогает ему рассеять мрак.
Покровительница брака и веселья. Символом ее является перстень, а имя иногда переводится как «охраняющая».
Каждую весну в небесных чертогах богини проходили пиры, где собирались все боги, чтобы отведать живой воды и молодильных яблок.

2. …да яблоками молодильными попотчевать.
В Ирии – славянском рае, растет Мировое дерево. На нем зреют особенные молодильные яблоки, позволяющие сохранять молодость и оставаться прекрасными.
Данные яблоки входили в постоянный рацион небесных и некоторых земных богов и всегда были предметом вожделения смертных.

3. …из склянки невзрачной сурью небесную испробовал.
Сурья – особенный медовый напиток, настоянный на целебных травах. Согревал людей во время великих холодов (ледникового периода) и по преданиям был принесен смертным молодым богом Крышенем.
Различают сурью для богов, духов и смертных. Небесная сурья, помимо всего прочего, дает мудрость ее обладателю.

4. Мол, Школу его, где боги да духи обучаются, заканчивает дочь Царя Морского – Василиса Премудрая.
Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная – самые знаменитые героини русских народных сказок. Они наделены не только красотой и умом, но и чародейской силой.
В классической интерпретации – Василиса Премудрая была дочерью Морского царя и могла оборачиваться сизой голубкой. А из жизни Василисы Прекрасной широко известен эпизод похищения ее Кощеем и превращения в лягушку. Злые чары спали только когда Прекрасную в таком виде полюбил Иван-царевич и даже женился на ней.

5. …и в Школу Велесову полетел.
У духов Заповедного леса имелась двухступенчатая система образования.
Дети обучались в лесной Школе, а высшие знания постигались в Школе Велеса. При обучении в лесной академии широко использовалась практика средневековых европейских университетов, в частности, диспуты между духами.
Лучший выпускник Школы Велеса зачислялся в штат помощников бога всего живого на земле.

6. …о четырех ступенях приближения к Побуду размышлять принялся.
Славяне выделяли Явь – явленный мир, и Навь – мир посмертный. Человек в своей жизни движется от Яви к Нави. Но правильным считалось придерживаться на этом пути Прави – законов, управляющих миром и данных Родом, Велесом и Колядой.
Путь Прави предполагал четыре ступени.
Первая – служение близким и обществу. Большинство людей так и оставались на ней.
Вторая ступень – постижение знания. Ведомый Учителем, человек познавал законы бытия и постигал, что есть непознаваемое, беспредельное, и причину этого Мира.
Третья ступень – обладание знаниями духовными. Человек избирал духовного наставника и становился послушцем. Он изучал Веды, овладевал звездной наукой и духовными дисциплинами, а также тем или иным волшебным искусством.
Пройдя третью ступень, ученик становился волхвом, чародеем, волшебником или жрецом.
Четвертая ступень – наивысшая. Человек достигал стадии Учителя Учителей или Пробужденного. Славяне его называли также Побудом. Он несет слово и волю богов людям.

7. …Вольга да Садко – богатыри будущие.
Вольга и Садко – герои русских былин и сказок.
Вольга – воин и чародей, умел оборачиваться птицей, рыбой и зверем лесным (серым волком). А Садко так играл на гуслях, что не только на земле, но и под водой все пускались в пляс.

VII. Вопросы о прочитанном:
1. Каким образом Велес определил, что Змий Огненный испробовал небесную сурью?
2. Какое условие поставил Велес Змию Огненному на земле? Какое полагалось наказание в случае его невыполнения?
3. Как Змий Огненный готовился к своему новому облику?
4. Почему Змий Огненный смог победить в диспуте Василису Премудрую?
5. Что подарил Велес детям Василис и Змия Огненного – Вольге и Садко?

УРОК ВТОРОЙ

I. Вступительная часть
На предыдущем уроке мы услышали историю земной жизни Змия Огненного. Выполнив свое предназначение, он вновь вернулся на небеса, но на последнем пиру Велес подмешал в мед зелье забвения, чтобы ни он, ни его жены, ни дети, ни мучались воспоминаниями о совместной жизни.
Но иногда Огненный все-таки спускался с небес, чтобы помочь Велесу в земных делах. И в одном таком путешествии они встречаются с Лешим Задумчивым.
По поверьям славян, Лешие следили за живностью и деревьями на вверенной им территории и наказывали тех, кто без надобности губит природу. Чаще всего с ним имели дело охотники и пастухи, которым он помогал пасти скот и загонять дичь. Пастухи, например, заключая с лесным хозяином договор, читали заговор, запирали замок на ключ и бросали его через плечо в лес.
Леший мог принимать различный облик - бесхвостого медведя, ягненка, коня, кота, совы или даже гриба, и легко менял свой рост: в поле ниже травы, а в лесу выше деревьев. Но мог он также обернуться стариком с длинной бородой, или голым человеком, но в лаптях, надетых не на ту ногу.

II. Продолжение истории про Змия Огненного
Читается двадцать шестая глава из книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…» - «Велес, Задумчивый и Змий Огненный» (http://proza.ru/2009/10/28/1178).

III. Комментарии
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:

1. Горе тому, кто странника встретит неприветливо и трапезу разделить не предложит.
Боги и духи часто, приняв человеческий облик, путешествовали по земле. И не встретивших их ласково и не предложивших им кров, ждало суровое наказание.
В белорусском фольклоре сохранилась быличка. Постучался как-то ненастной ночью в дверь незнакомец. Впустили его, обогрели, угостили. А это Леший оказался. В знак благодарности разрешил он коров на своих лугах пасти, а если не впустили – погибла бы скотина.
Гость у древних народов считался вестником судьбы. Оттого и старались хозяева как можно лучше встретить его и даже одарить подарками, чтобы отвести от своего дома беду и гнев небес.

2. Лесовик один, видать, впечатлительный очень, сначала тропинки все запутал-перепутал.
Леший может носить разные имена – Лесовик, Лешак, Лесной Хозяин, Водила, Сам.

3. Лапой в землю вобьет и дальше летит.
Хотя часто бой со Змеем Горынычем является центральным событием былин или сказок, само его протекание подробно не описывается. Однако существует одна повторяющаяся закономерность. Змей старается победить не оружием, когтями или зубами, а вбивает богатыря лапой в землю.

4. А то пара молодцов, на все руки мастеров, что в сундучке том сидят…
Двое из ларца одинаковых с лица – известные помощники в русских народных сказках. Они могли по приказу хозяина ларца перенести его в любой уголок земли или за ночь возвести целый дворец.

IV. Вопросы о прочитанном:
1. Каким образом Велес мог отблагодарить гостеприимных хозяев?
2. Отчего сгорел лес Задумчивого?
3. Почему Огненному Змию в образе Водяного пришлось еще носить и тулуп?
4. Как Змий Огненный объяснил Водяному потерю своей памяти?
5. Почему Змий Огненный не остался в озере у русалок?
6. Кого дала Баба Яга Огненному и Задумчивому в проводники?

Список методических разработок уроков по книге Александра Богаделина «Кикимора и Другие»

1. Урок «Живой мир славянской природы» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 классы, модуль «Основы мировых религиозных культур»).
На уроке ученики получат представление о религии славян, мировосприятии наших предков, особенностях мироустройства в славянской мифологии.
Они познакомятся с основными богами славянского пантеона, духами, богатырями, мифическими животными, а также представлениями славян о природных стихиях.
http://pedsovet.su/load/183-1-0-4666

2. Методическая разработка урока литературы по теме «Кикимора-предсказательница» по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» (2-3 класс – детский вариант, 5-6 класс – взрослый вариант).
На уроке ученики не только узнают увлекательную историю о том, как Кикимора решила стать великой предсказательницей, но и смогут попытаться проиллюстрировать услышанную сказку.
В рассказанной истории сделана попытка отойти от шаблонных представлений о славянских духах из мультфильмов и детских фильмов, ввести их в образный мир современных детей 8-13 лет.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3649

3. Методическая разработка урока литературы по теме «Любовь истинная и мнимая» (10-11 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
Разбираемые на уроке сказки вполне могут послужить основой для серьезного разговора о проверке истинности чувств, качествах необходимых в семейной жизни и о том, как опора друг на друга помогает справиться с бедами.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3808

4. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и творческого конкурса по теме «Старые истории на новый лад» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке детям предлагается увлекательное занятие – ответить на вопросы: Почему дед с бабкой так и не смогли разбить золотое яичко, но это с легкостью делает пробегавшая мимо мышка? Кто были те доблестные охотники, которые освободили Бабушку и Красную Шапочку? И почему Лягушка превратилась в Красавицу?
А также самим попытаться сочинить веселые лимерики.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-3912

5. Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроке ученики узнают об истории и традициях рыцарства, культе Прекрасной Дамы, Кодексах чести, и о том, как славянские духи в своем лесу решили провести настоящий рыцарский турнир.
А ролевая игра позволит им, хотя бы на время, почувствовать себя Доблестным рыцарем или Дамой Сердца.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4009

6. Методическая разработка урока литературы по теме «Подлинная история Змея Горыныча» (7-9 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
В русских былинах и сказках Змей Горыныч почти всегда выступает носителем злого начала. Но, на самом деле, это достаточно миролюбивый персонаж, очень страдающий от отсутствия консенсуса между своими головами.
На представляемых уроках ученики услышат новую версию жизни Змея Горыныча. Узнают, за какие природные явления отвечали в славянской мифологии летучие Змеи и что на самом деле послужило их прообразом.
http://pedsovet.su/load/28-1-0-5804

7. Методическая разработка урока литературы по теме «Как Воеводе славянские духи помогли» (9-11 классы, уроки по литературе, внеклассное чтение, в двух частях).
На уроках ученики получат представление о жизни и быте древних славян, их бытовой магии и взаимоотношениях с домашними духами.
А в ходе беседы на тему: «Можно ли отделить Добро и Зло в душе человека» попытаются ответить на вопрос, что обозначает заповедь «Возлюбите врагов ваших».
http://pedsovet.su/load/28-1-0-4510

P.S. Уважаемые преподаватели!
Если вы провели какой-либо урок по моей книге «Кикимора и другие…», большая просьба поделиться впечатлениями.
Для меня это очень важно.

Александр Богаделин
писатель
bogadelin@bk.ru


Полный текст материала Методическая разработка урока литературы по теме «Как Змий Огненный на Василисах женился и лес помогал растить». (7-9 классы, уроки по литер смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич  Bogadelin
30.08.2010 0 3607 498
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0