Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация [р] и [р'] в словах; 4 класс (+презентация)





ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

******************************************************************

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ школа № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга)

194017, Санкт-Петербург, ул. Дрезденская, дом 13, Тел./факс: (812) 417-51-04, (812) 417-51-05, 006@shko.la

ОКПО 52179592 ОКОГУ 2300223 ОГРН 1027801541602 ИНН/КПП 7802142926/780201001

******************************************************************



КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции нарушений звукопроизношения.



Дифференциация звуков [р] и [р] в словах.

Путешествие в город профессий.


Учитель-логопед Банзе Изабель Бартоломеевна












2015

Санкт-Петербург







Класс:

Учитель: Банзе И.Б.

Предмет: логопедия

Тема: дифференциация звуков [р] и [р’] в словах.

Лексическая тема: путешествие в город профессий.

Технологии: игровая (занятие-путешествие), информационно-коммуникативная.

Цель: развивать умение различать звуки [р] и [р’] на материале слов.



Задачи:

Образовательные:

- тренировать различать звуки [р] и [р’] в словах;

- развивать слуховое внимание, фонематический анализ, синтез и представления;

- актуализировать и уточнить значение слов по лексической теме «Профессии»;

- развивать навык словообразования суффиксальным способом;

Коррекционно-развивающие:

- развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, познавательную активность и интерес к учебной деятельности в целом.




Оборудование: проектор с презентацией

карточки для характеристики звуков на магнитной ленте

синие и зеленые флажки

карточки для составления ключевого слова «дизайнер»

















Ход занятия





Название этапа



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Примечание



I.

Организация начала занятия


- Ребята, поприветствуйте наших гостей.

- А сейчас первыми сядут те, в чьем имени слышится звук [р].

- Сели ровно, расправили плечи, руки положили на стол.

Встают, здороваются.


Садятся согласно инструкции.






Садятся

Вера, Егор и Ярослав.



II.

Определение темы















- Сегодня мы отправимся

в путешествие в один город. Посмотрите на экран и назовите некоторых из его жителей. Кто это?

- Что объединяет эти слова? Подберите обобщающее слово.

- Как вы понимаете, что такое «профессия»?

- Прочитайте, куда мы отправимся?


- Во время путешествия вы будете выполнять задания. За каждое выполненное задание откроется флажок с буквой. В конце путешествия из этих букв вы составите слово и узнаете название одной современной профессии. Вы готовы к путешествию?

- …, назови последний звук в слове «повар».

- …, назови 3-ий звук в слове «парикмахер».

- Догадайтесь, чему вы будете учиться во время путешествия?

Внимательно слушают.

Называют по очереди.

- Это парикмахер.

- Это врач (доктор).

- Это шофёр.

- Это повар.



- Это профессии.

- Профессия – это род трудовой деятельности.

- Мы отправимся в путешествие в город профессий.











- Да!

- В слове «повар» последний звук [р].

- В слове «парикмахер»

3-ий звук [р’].

- Мы будем учиться различать звуки [р] и [р’].

1-ый слайд














Магнитные «флажки» с буквами на доске.



















III.

Тренировочные упражнения по теме занятия


3.1 Уточнение характеристики звуков












3.2 Слуховая дифференциация
















3.3 Определение наличия звука в слове













- Правильно! Прочитайте тему занятия.


- Назовите 1-ую остановку.

- Дайте характеристику

звукам [р] и [р’]. Оформите их «паспорта» на доске.


- Проверим, верно ли вы выполнили задание.

- Что между звуками общее?

- Чем звуки отличаются?


- Молодцы! Вы получаете 1-ую подсказку. Назовите букву.


- Назовите 2-ую остановку.

- Каким цветом обозначают твердые согласные?

- Каким цветом обозначают мягкие согласные?

- Я буду называть слова, а вы поднимите синий флажок, если в слове слышится [р], зеленый -

[р’].


- Молодцы! Вы получаете 2-ую подсказку. Назовите букву.


- Назовите 3-ью остановку.

- Назовите только те предметы, в названии которых слышится звук [р] \ (14-ый слайд [р']).

- Человеку какой профессии принадлежат эти предметы?

(Назовите профессию, с которой связаны эти предметы).


- Молодцы! Вы получаете 3-ью подсказку. Назовите букву.

- Тема занятия «Звуки [р] и [р’] в словах.


- 1-ая остановка «Переулок звуков».

Выходят по очереди и прикрепляют карточки с характеристикой звуков на магнитной ленте к доске.

Смотрят на экран.


- Эти звуки согласные, звонкие и непарные.

- Звук [р] – твердый,

а [р’] – мягкий.


Называют.



- 2-ая остановка «Проспект внимания».



- … синим цветом.



- … зеленым цветом.




Следуют инструкции.




Называют.



- 3-ья остановка «Площадь профессий».

Называют слова.




- Эти предметы принадлежат …


- Эти предметы связаны с профессией …




Называют.


2-ой слайд



3-ий слайд



4-ый слайд

















5-ый слайд

Слова:

повар, пекарь,

сварщик, кочегар, рабочий, шахтер, моряк, матрос, доктор, врач, актер, актриса,

дворник, дворецкий, акробат,

спортсмен,

юрист,

президент.

6-ой слайд


7-14-ый слайды















IV.

Динамическая пауза







V.

Упражнения на закрепление усвоенных навыков


5.1 Определение места звука в слове











5.2 Словообразование













5.3 Звуко-буквенный анализ


- Настало время отдохнуть. Повторяйте движения.


- Молодцы! За активное участие вы получаете

4-ую подсказку. Назовите букву.


- Назовите 4-ую остановку.

- Определите, кто в каком доме живет. В 1-ом доме живет человек, в названии профессии которого звук [р] слышится в начале слова, во 2-ом доме – в середине слова, в 3-ем – на конце слова.

- Почему вы никуда не поселили моряка (гитариста)?


- Молодцы! Вы получаете

5-ую подсказку. Назовите букву.


- Назовите 5-ую остановку.

- Назовите предметы.


- От данных имен существительных образуйте названия профессий.


- Проверим!

- Молодцы! Вы получаете

6-ую подсказку. Назовите букву.

- Назовите последнюю остановку.

- Подберите к образованным словам подходящие схемы.

- Проверим!

- Молодцы! За это задание вы получаете

2 подсказки. Назовите буквы.

Смотрят на экран и повторяют движения.






Называют.



- 4-ая остановка «Аллея труда».

Комментируют по очереди.







- В этом слове звук [р'].






Называют.



- 5-ая остановка «Образовательная улица».

- трактор, кран, скрипка, барабан, ворота.

- тракторист

- крановщик

- скрипач

- барабанщик

- вратарь




Называют.

- Последняя остановка «Конечный дворик».

Подбирают с комментированием.






Называют.












15-й слайд




16-18-ый слайды















19-й слайд


20-й слайд








21-й слайд




22-й слайд


23-й слайд





24-й слайд



VI.

Подведение итогов

- Вспомните, для чего мы собирали флажки?

- Составьте слово. Прочитайте его.

- Кто такой дизайнер?

- Это художник-конструктор.

- Настало время вернуться из путешествия в класс.

- Чему вы сегодня учились?

- Вспомните названия профессий с этими звуками.

- Молодцы!

- Мы собирали флажки, чтобы составить слово.


- Это дизайнер.

Высказывают предположения.




- Мы учились различать в словах звуки [р] и [р’].

Перечисляют.



Складывают слово на домке.




























Карточки для характеристики звуков




































































































































































































































































































































































































Слайд 1
Путешествие в город профессий Автор: Банзе Изабель Бартоломеевна, учитель начальных классов ГБОУ № 6 Выборгского района, г. Санкт-Петербурга
Слайд 2
Звуки [Р] и [Р’] в словах
Слайд 3
2 Переулок звуков 3 1 4 5 6
Слайд 4
Дайте характеристику звукам: [Р] [Р’] Согл. Согл.
Слайд 5
2 Проспект внимания 3 1 4 5 6
Слайд 6
2 Площадь профессий 3 1 4 5 6
Слайд 7
[Р]
Слайд 8
[Р]
Слайд 9
[Р]
Слайд 10
[Р]
Слайд 11
[Р]
Слайд 12
[Р]
Слайд 13
[Р]
Слайд 14
[Р’]
Слайд 15
2 Аллея труда 3 1 4 5 6
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
2 Образовательная улица 3 1 4 5 6
Слайд 20
Образуйте новые слова:
Слайд 21
Проверьте! тракторист крановщик скрипач барабанщик вратарь
Слайд 22
2 Конечный дворик 3 1 4 5 6
Слайд 23
Подберите схемы к иллюстрациям: 1. 3. 2. 4. 5.
Слайд 24
Молодцы! 2 3 1 4 5 6
Слайд 25
Интернет-ресурсы Титульный лист https://st.fl.ru/users/kittey13/upload/f_505cadcac4001.jpg Карта города http://golance.ru/media/workimg/orig/6rg/zpk/i71/uponfo5ga.png Моряк https://img-fotki.yandex.ru/get/9668/134091466.173/0_f5e48_3e8f2c37_S Якорь http://www.liveinternet.ru/users/zoloto-web/rubric/2568148/ Пароход http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/teplohod.gif Фуражка http://stblizko.ru/system/images/product/007/412/257_big.jpg Круг http://s1.iconbird.com/ico/0612/developer/w512h5121339360019float.png Рыбак http://s.fishki.net/upload/post/201408/16/1294544/c34fa1b20c7082a2468aaae649e42ddf.gif Рыба http://i009.radikal.ru/0807/cd/27a26afebf9d.png Креветка http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/krevetka.gif Крючок http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1c/Fish_hook.png/200px-Fish_hook.png Река http://images.clipartpanda.com/river-clip-art-13803122732089815572river.svg Повар https://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/0A/76/685685.jpg Поварешка http://900igr.net/data/predmety/Kukhnja-1.files/0019-034-Povarjoshka.png Сковорода http://www.digiseller.ru/preview/161593/p1_30813122258830.PNG Терка http://domoline.com.ua/image/cache/data/berghoff/dlya_kuxni/1108650-350x0.png Мясорубка http://www.weblancer.net/download/850208.jpg Шприц http://cdn.freebievectors.com/illustrations/7/s/syringe-vector-3/preview.jpg Градусник http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1122/01labt72d1307263875.jpg Микстура http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/t/tabl/tabl055.png Скорая http://www.abc-color.com/image/coloring/car/001/ambulance/ambulance-picture-color.png Маляр http://galerey-room.ru/images/042400_1417569840.png Краска http://www.parewabuilders.webatu.com/images/paint-splash-3.png Ведро http://iconizer.net/files/Bright/orig/paint.png Забор http://img-fotki.yandex.ru/get/6306/102699435.6f6/0_8be7c_3001caba_orig.jpg Стремянка http://kt.ua/media/catalog/product/cache/1/small_image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/5/8/58.png
Слайд 26
Боксер http://wiiu.pro/wp-content/uploads/2013/03/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BA%D 0%B0-2.png Перчатки http://fc00.deviantart.net/fs70/f/2013/115/a/7/boxing_gloves_png_by_doloresmd-d62y6pk.png Груша http://www.cruisesports.ru/content/catalog/55d089f1-910e-11e0-a110-505054503030_c01d3c59-2839-11e4-a636-08606e7d218 7.png Шорты http://olympionshop.ru.images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/resize_cache/iblock/106/140_110_140cd750bba9870f18aada2478b2484 0a/106e26408b96d4b46bde2978a42f7c9e.png?141770631714286 Ринг http://fc01.deviantart.net/fs70/i/2013/205/2/e/boxing_ring_in_daz_studio_by_sedartonfokcaj-d6ew6rh.png Тигр http://www.clker.com/cliparts/a/3/3/a/11949897622123712990tigre04_architetto_franc_01.svg.hi.png Обруч http://www.via-sport.ru/product_photo/7ec_1146_slide.png Цирк https://img-fotki.yandex.ru/get/9361/134091466.c6/0_c9d25_7b7ae4d1_S Шарик http://wordassociations.ru/image/200x/svg_to_png/AJ_balloon_1.png Лесоруб http://demiart.ru/forum/image.php?i=forum/journal_uploads6/j1797635_1362396515.jpg Дерево http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/47407354.74f/0_f132c_82ca4f95_orig.png Топор http://wiki.botva.ru/images/7/7c/Arena_Potion_9.png Дрова http://www.teplagarant.ru/png/d_drova.png Грузовик http://rylik.ru/uploads/posts/2014-02/1391811493_2.jpg Дома http://kps72.ru/upload/text/house-png.png http://karsikko-dom.ru/templates/karsikko/img/slider/house.png http://www.effectstroy.ru/files/catalog/micro/2_307380.png.png http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/d/dom/domik115.png
Слайд 27
Шофёр http://papina-mama.ru/wp-content/uploads/2013/03/%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B.png Продавец http://img-fotki.yandex.ru/get/9833/134091466.12e/0_e33a3_2e4a9719_S Фотограф http://www.gweilodiaries.com/wp-content/uploads/2014/07/photographer.png Гитарист http://img0.joyreactor.cc/pics/post/full/art-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0 %B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82 %D1%8B-816013.png Пожарник https://fotki.yandex.ru/users/aledremov/tags/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%20png..%20%D0%B E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C / Трактор http://kolx.ru/1code/1_tractor.png Кран http://www.std-g.ru/up/i/cranes/cranes-340.png Скрипка http://i081.radikal.ru/0911/f6/91da0bd8ce3f.png Барабан https://img-fotki.yandex.ru/get/18/200418627.62/0_11a1bc_122c316c_orig.png Ворота http://www.sport-timepro.ru/images/1615850.png Тракторист http://tractor-operator.ru/wp-content/uploads/2012/02/% D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82-Small.png Скрипач http://publicdomainvectors.org/ru/tag/%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C Барабанщик https://homemusicshow.files.wordpress.com/2015/02/percussion_drums.gif Вратарь http://galerey-room.ru/images/070046_1419393646.png

Полный текст материала Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация [р] и [р'] в словах; 4 класс (+презентация) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Банзе Изабель Бартоломеевна  Иза9926
09.03.2015 0 2836 390

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК