Презентация "Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста"


Слайд 1
Тема: Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста Дыхание – это жизнь. Аристотель
Слайд 2
Физиологическое дыхание Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий поступление кислорода к клеткам и тканям и удаление из организма образующейся углекислоты. Частота и глубина дыхания регулируются рефлекторно и зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц (мышцы диафрагмы, наружных и внутренних межрёберных мышц).
Слайд 3
Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребности организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, объём грудной клетки увеличивается, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются, поднимаются кверху и вместе с межрёберными мышцами сжимают грудную клетку. Диафрагма активно участвует в дыхании и является его главной движущей силой.
Слайд 4
Основные типы дыхания I. грудной (верхнерёберный) II. брюшной (диафрагмальный) III. грудобрюшной (диафрагмалъно-рёберный )
Слайд 5
I. грудной (верхнерёберный) — дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
Слайд 6
II. брюшной (диафрагмальный) — дыхательные движения соверша ются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания — лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука — ухудшает его;
Слайд 7
III. грудобрюшной (диафрагмалъно-рёберный) — отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры. обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание — наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
Слайд 8
Речевое дыхание возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Речевое дыхание происходить произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Речь образуется на фазе выдоха. И первое, что отмечают все исследователи - это изменение последовательности фаз вдоха и выдоха. Выдох при речевом дыхании значительно удлиняется, тогда как вдох, напротив, становится белее коротким.
Слайд 9
Голосовые складки Рис.1. Фаза вдоха. Рис.2. Фаза фонации.
Слайд 10
3 основных направления воздушной струи 1) центральная воздушная струя, направленная посередине языка (характерна для произнесения свистящих [с], [с'], [з], [з'], [ц], губно-губ! [в], [в'], [ф], [ф'], заднеязычных [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], переднеязь ных [т], [т'], [д], [д']); 2)воздушная струя, направленная посередине языка вверх (необходима для произнесения шипящих [ш], [ж], вибрантов [р], [р']); 3) воздушная струя, направленная между боковыми краями языка и щеками (необходима для произнесения смычно-проходных [л], [л']
Слайд 11
Воздушная струя Широкая, теплая (при произнесении шипящих звуков) Узкая, холодная (при произнесении свистящих звуков) Слабая Сильная Рассеянная Направленная
Слайд 12
Параметры Произвольность Физиологическое дыхание Речевое дыхание Непроизвольное Произвольное Вдох и выдох плавные Вдох рациональный, короткий, форсированный Последовательность Выдох – пауза - вдох Вдох-пауза длительный выдох Частота дыхания ≈ 16-20 дыхательных движений в минуту ≈ 8-10, продолжительность выдоха увеличивается в 20, 30 и более раз, особенно при пении Дыхание Через нос вдох происходит и через нос, и через рот, а выдох только через рот. Объем воздуха ≈ 500 см3 ≈ 1500 см3
Слайд 13
Особенности дыхания детей 1. Физиологическое дыхание поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив и легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. 2. Выдох укороченный, прерывистый, ускоренный, то есть нерационально используемый. 3. Наличие дополнительных движений (синкинезий) на вдохе и выдохе, таких как поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а также гипертонус мышц шеи и лица. 4. Воздушная струя у большинства детей с нарушениями звукопроизношения слабая, короткая, рассеянная. При произношении звуков воздушная струя часто проходит между боковыми краями языка и щеками, что придаёт звукам хлюпающий призвук. 5. Скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. 6. В процессе речевого высказывания у ребёнка может отмечаться задержка дыхания, судорожные сокращения диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. 7. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе. 8. Назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость. При этом происходит патологическое изменение тембра голоса и искажение произношения звуков речи.
Слайд 14
Этапы работы по формированию речевого дыхания 1) Развитие произвольного дыхания (ритмизация дыхания, увеличение объема легких) 2) Постановка диафрагмальнореберного дыхания 3) Формирование фонационного дыхания 4) Формирование речевого дыхания.
Слайд 15
Общие правила выполнения упражнений: - не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении; - температура воздуха должна быть на уровне 18200С; - одежда не должна стеснять движений; - не заниматься сразу после приема пищи; - не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии; - сопроводительный текст произносит взрослый.
Слайд 16
Техника выполнения упражнений: - воздух набирать через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; - необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками); - не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Полный текст материала Презентация "Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нагребецкая Татьяна Ивановна  Публикатор
03.01.2018 0 1044 75

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0