Статья "Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры"


 

Знакомство дошкольников с истоками

Русской Праздничной Культуры

 

 

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развитая человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т.е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Праздник — это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально обозначает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.

 

Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т.е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь совершением сбора урожая. В основе всех практических - традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворотам — макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, прошедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отнесли детскому фольклорному празднику. Старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знаний традиций народного праздника, особенностей организации праздничного детства, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

 

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует специализации ребенка формирует у него активную позицию и вызывает у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

 

Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

 

Нами были выделены следующие виды праздников:

 

  1. Народные и фольклорные (праздники народного календаря) — Святки,

Масленица, Праздник русской березки, Осенины;

 

  1. Государственно-гражданские — Новый год. День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.

 

  1. Международные — День защиты детей, Международный женский день Марта;

 

4. Православные — Рождество, Пасха, Вербное воскресение, Покров;

 

5. Бытовые и семейные — дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

 

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важно, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как, в прочем и любого другого). Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведения праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ и, конечно же, в той или иной мере дети старшего дошкольного возраста. При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Привлекаем родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям (изготавливают образцы народного праздничного костюма, обшивают кукол), являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.

 

При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.

 

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суркова Елена Петровна  asurkov1984
27.09.2019 0 159 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0