Статья "Формирование стрессоустойчивости педагога"


Методические рекомендации для педагогов: «Формирование стрессоустойчивости»

Разработчик: преподаватель экономических дисциплин, педагог-психолог

Емченова Маргарита Николаевна

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса №4, г. Москва





Аннотация



Стресс - это состояние, возникающее под влиянием каких-то воздействий. Причем это состояние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма. Большинство людей мучительно переживают драматические события, происходящие не только в их жизни, но и в обществе. При этом многие не могут управлять стрессом, не умеют переключаться, уходить от подобных переживаний, «затревая в них», и тогда эти переживания, не находя выхода, накапливаются и вызывают самые разнообразные болезненные изменения - от вегето-сосудистых дистоний до опухолей. Вот почему всем (а учителям - в первую очередь), необходимо научиться противодействовать стрессу, развив в себе способность к стрессоустойчивочти. Методические рекомендации помогают педагогам найти пути выхода из стрессовых ситуаций, проводить профилактические мероприятия болезней, связанных со стрессом.

















Что такое стресс?

Расхожее сегодня слово «стресс» практически знакомо всем, но далеко не все в точности представляют, что оно означает и как его преодолеть. Еще в 1936 году знаменитый канадский врач и биолог, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье определил стресс как «давление, нажим, напряжение».

Таким образом, стресс - это состояние, возникшее под влиянием каких-то сильных воздействий. Причем это состяние напряжения зачастую сопровождается перестройкой защитных сил организма.

Ганс Селье ввел также понятие и «дистрессе». Если стресс - это вообще напряжение, давление или нажим, то дистресс - это горе, несчастье, трагедия. Человеку необходимо бороться с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них. Однако опасным для человека может быть и постоянно действующий стресс. Очень уязвимой категорией людей являются педагоги, в силу специфики их деятельности, которая возлагает на учителя большую психологическую нагрузку, требует от него высокого уровня эмоционального напряжения, самоконтроля.

Однако нужно помнить, что стрессорами могут быть не только эмоциональные факторы (испуг, тревога, гнев, печаль, горе, радость и т.д.), но и травмы, болезни, холод, жара, резкие изменения экологии, некоторые лекарственные препараты и даже продукты питания. К истощению защитных сил нашего организма нередко приводят и внутренние (особенно длящиеся продолжительное время) конфликты, когда человек испытывает разочарование от не возможности достижения чрезвычайно важной для него цели, угрызения совести от содеянного, неудовлетворенности работой, а то и своей жизнью.

Большинство людей мучительно переживают драматические события, происходящие не только в их жизни, но и в обществе. При этом многие не могут управлять стрессом, не умеют переключаться, уходить от подобных переживаний, «затревая в них», и тогда эти переживания, не находя выхода, накапливаются и вызывают самые разнообразные болезненные изменения - от вегето-сосудистых дистоний до опухолей. Вот почему всем (а учителям - в первую очередь), необходимо научиться противодействовать стрессу, развив в себе способность к стрессоустойчивочти.



Стрессоры в педагогической деятельности.



Известные стрессоры, вызывающие нервные состояния у учителей можно разделить на пять групп с учетом убывания их частоты.

Группу первую составляют стрессоры, детерминированные условиями педагогического труда. Располагая их по алфавиту можно получить своеобразный дескрипторный минисловарь.

Группа 1. Стрессоры, вызываемые условиями учительского труда.

- Быстрое переключение на работу по-новому.

- Материальные затруднения.

- Монотонная работа.

- Необходимость работать дома (подготовка к занятиям, проверка тетрадей).

- Отсутствие стимулов для качественной работы.

- Нереализуемые профессиональные знания и умения.

- Перегрузка внеурочной деятельностью.

- Перегрузка уроками.

Группа 2. Стрессоры, возникающие по личностным причинам.

- Боязнь администрации, инспектуры.

- Дефицит знаний психологии учащихся.

- Когнитивный диссонанс.

- Нехватка времени.

- Нехватка знаний по педагогическим технологиям.

- Ошибка в выборе профессии.

- Ошибка в общении с учащимися, коллегами, администрацией, родителями учащихся.

- «Сгорание» на работе.

- Чувство высокой ответственности за результаты работы.

Группа 3. Стрессоры, провоцируемые администрацией.

- Аттестация педагогического профессионализма.

- Внушение учителям администрацией неполноценного профессионального труда.

- Повышенный контроль за работой учителя.

- Конфликты с администрацией.

- Оскорбления со стороны администрации.

- Оскорбления со стороны коллег.

Группа 4. Стрессоры – конфликты с учащимися.

- Конфликты с родителями учащихся.

- Конфликты с учащимися.

- Низкая успеваемость учащегося по предмету.

- Плохая дисциплина учащихся на уроках.

Группа 5. Стрессоры в общении с коллегами.

- Конфликты, мотивированные негативными проявлениями в оценках деятельности и личностных качеств партнеров по работе.

- Конфликты немотивированные (психофизическая несовместимость, безотчетная неприязнь и т.д.).

- Одиночество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе.

- Столкновение на почве антагонизма в педтехнологии.

Стрессовые состояния учителей



При всех разновидностях нервных переживаний учителей, вызываемых стрессорами, стрессовые состояния поддаются группировке. Каждая из групп, в свою очередь, может быть детализирована на подгруппы по разным основаниям: глубине, длительности, тяжести нервных потрясений. Условно при укрупненном подходе выделяются две группы стрессовых состояний учителей.



Группа 1. Стрессовые состояния психические.

- Гневное самовыражение в словах, поступках.

- Депрессия.

-Дурные предчувствия.

- Озлобленность против учителей и администрации.

- Нервное потрясение.

- Ригидность когнитивная (переживание трудностей перестройки восприятия и представлений в изменившейся обстановке).

- Страх (переживание угрозы нормальной жизнедеятельности и профессиональной самореализации учителя).

- Тревожность.

- Стыд.

- Фрустрация (переживание неудачи).

Группа 2. Стрессовые состояния нравственно-психические

- Озлобленность против партнеров по педагогической деятельности, включая учащихся, учителей, проявляемая в поведении и поступках.

- Отвращение к коллегам, демонстрируемое в поведении и отношениях.

- Чувство неопределенности в месте работы, проживании.

- Чувство неустроенности в социальном плане.

- Утрата интереса к работе.



Пути выхода из стрессовой ситуации учителей



Группа 1. Изменения среды.

- Общение с домашними животными.

- Общение с людьми, где чувствуете себя комфортно.

- Погружение в среду, которая может нейтрализовать стрессовые переживания. Это музыка, литература, искусство, театр, природа, среда непривычного пребывания.

- Пребывание в эмоционально воздействующей среде: на кладбище, в больнице, доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных соревнованиях, в церкви.

- Путешествие в отпускное время.

- Смена класса, в котором работаете.

- Смена профессии.

- Круизы, путешествия, экскурсии.



Группа 2. Антистрессовые средства

- Вступление в сообщество партнеров по увлечениям.

- Дыхательная гимнастика.

- Исповедь перед родителями.

- Исполнение молитвы.

- Занятие гимнастикой.

- Мысленное перевоплощение в других.

- Обращение к естественным эротическим эмоциям.

- Прием успокаивающих процедур: водные, психотактильные, аттрактантные.

- Поиск выходов из стрессового состояния посредством мысленных экспериментов и сценариев с перевоплощением себя в роли противников.



Группа 3. Средства вытесняющего воздействия

- Императив слез.

- Использование физических нагрузок.

- Обращение к домашним хозяйственным делам.

- Планирование фаз расслабления во время уроков.

- Чтение религиозной литературы.

- Чтение комиксов.

- Устройство на работу по совместительству.



Группа 4. Корректировка своего поведения

- Избегание изоляции от окружающих.

- Избегающее поведение (обход стрессов, уклонение от них).

- Интроверсия (уход в себя).

- Освоение опыта работы и поведения коллег.

- Переход на жесткий ритм жизнедеятельности.

- Смена отношений с коллегами.



Группа 5. Самокорректировка личности

- Внутренние диалоги с собой и партнерами по стрессовым темам.

- Исповедь перед собой.

- Освоение технологий своего педагогического профессионализма.

- Получение послевузовского (второго) образования.

- Принятие и реализация программы самообразования.

- Самовнушение, нейтрализующее стрессовые состояния.



Тревожные симптомы стрессового поведения

Запредельное, запороговое воздействие стресса на организм и психику человека вызывает различного ода болезненные проявления.

- Приступы головокружений, потемнение в глазах вплоть до полного нарушения сознания.

- Повышенная потливость ладоней.

- Приступы учащенных сердцебиений или «замираний» сердца.

- «Блуждающие» боли в шее и спине.

- Постоянные или приступообразные головные боли ьез значительного изменения артериального давления.

- Дрожь в руках.

- Нестабильность артериального давления.

- Непреодолимое внутреннее беспокойство.

- Чувство постоянного напряжения.

- Сонливость днем.

Если же подобных болезненных проявлений у человека до этого никогда не было и возникли на фоне какой-то стрессовой ситуации, не имея никакой другой причины, то это является показателем начинающегося невроза, или же так называемого «психосоматического заболевания».



Антистрессовые приемы

В целях сохранения нервно-психического и физического здоровья необходимо овладеть системой методов, помогающей педагогам не попасть в «стрессорный план». Австралийские психологи рекомендуют соблюдать:



10 профилактических правил:

  1. Полдня в неделю проводить время так, как хочется, занявшись любимым делом.

  2. Не реже одного раза в день говорить самому дорогому человеку теплые слова. В нашем суровом мире для человека важно осознание, что он любим, уважаем, именно оно способно защитить человека от тяжелых срывов.

  3. Два или три раза в неделю давать себе тяжелую физическую нагрузку, при этом упражнения не должны быть изматывающими, после физической нагрузки полезен прохладный душ. Во время нагрузок на мышцы в них накапливается молочная кислота, являющаяся разрушителем стрессорных гормонов, и поэтому необходимо выполнять интенсивные физические нагрузки хотя бы по 3 раза в неделю по 30 минут.

  4. Пить больше воды. Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литров в день.

  5. Можно раз в неделю «побаловать» себя тем, что вредно. Например: нарушить диету, подольше поспать, употребить лакомства и т.д.

  6. Не позволять расхищать понапрасну свою жизнь, не заниматься ненужным и нелюбимым делом.

  7. Вести дневник, который поможет эффективно планировать свою жизнь и избегать неожиданных неприятностей.

  8. В подавленном и рассерженном состоянии полезна интенсивная физическая работа, которая защищает человека от стрессов.

  9. Съедать хотя бы по одному банану в день, поскольку именно в нем практически все витамины, много микроэлементов, бананы обладают высочайшей энергетической емкостью.

  10. Уметь организовать свой лень так, чтобы не возникало излишних волнений, для этого полезно приобрести телефонный аппарат с записывающим устройством, что позволит не дергаться из-за каждого телефонного звонка и сохранять действительно нужную информацию.



Поведение человека в острые моменты воздействия стресса

1. Главная и основная заповедь – в острой ситуации не следует принимать никаких скоропалительных решений, а также немедленно их выполнять.

2. В острой стрессорной ситуации нужно сесть удобнее, сосчитать не торопясь, от 10 до единицы.

3. Затем, для усиления антистрессового эффекта, зафиксировать свое внимание на дыхании. При этом нужно медленно вдыхать воздух носом и на некоторое время задерживать дыхание, затем еще медленнее, также через нос, выдыхать его.

4. Если стрессовая ситуация застает человека в помещении, нужно в первую очередь смочить лоб, виски и руки холодной водой, затем медленно осмотреться по сторонам, фиксируя взгляд на предметах, попавших в поле зрения. Можно найти какой-нибудь мелкий предмет и детально рассматривать его не менее 4 минут, знакомясь с формой, цветом, структурой и т.д.

5. Затем еще раз проследить за своим дыханием, т.е. сделать вдох, задержать дыхание и затем медленно, через нос выдыхать воздух, при этом нужно концентрировать внимание на том, как расслабляются и опускаются плечи.

Головные боли от стрессов

У педагогов чаще всего голова болит не столько от каких-либо заболеваний, сколько от забот, переживаний и множества стрессов, обрушивающихся не него ежедневно. По своему происхождению головные боли делятся на 5 основных групп:

  1. «Органические» головные боли, возникающие при различного рода поражениях ЦНС.

  2. «Астенические» головные боли, развивающиеся при переутомлениях. Чаще всего возникают к вечеру и носят давящий, «сжимающий» характер или в виде тяжести и давления во лбу, в глазах и затылке.

  3. «Психалгии». Возникают в основном при эмоциональном, психическом напряжении и проявляются в виде тяжести, жжения, пульсации или давлении в голове.

  4. «Сосудистые» головные боли могут возникать как при гипотонии, так и при гипертонии, при атеросклерозе и других сосудистых поражениях.

  5. Мигрени имеют пульсирующий характер болей, сопровождающихся одним из признаков: тошнота, рвота, звуко-светобоязнь. Провоцируются гормональными факторами, а также переутомлением, перегреванием, недосыпанием, длительным пребыванием в душном помещении, стрессорными ситуациями и неправильным питанием.

Чтобы не допустить возникновения головных болей, нужно придерживаться основных правил:

  1. Каждый час (особенно во время интенсивной умственной работы) необходимо прибегать к приемам расслабления: на 1-2 минуты полностью расслабиться, закрыв глаза и расслабив мышцы.

  2. Использовать воображение: представить, что кто-то массирует напряженные мышцы, и они расслабляются.

  3. Не взваливать на себя больше того, что вы можете сделать, уметь говорить «нет».

  4. Не стискивать зубы, т.к. это довольно часто вызывает головную боль.

  5. Обращать внимание на свою шею – не держать ее слишком долго в одном положении, эпизодически совершать ею вращательные движения.

  6. Не пересыпать в выходные дни: это может привести к снижению уровня сахара в крови, что провоцирует головную боль.

  7. Не прибегать к частому употреблению таблеток.

Если же головная боль уже возникла, то необходимо снять ее, применяя самомассаж:

Сидя на стуле, откинуть голову и начать растирать лоб и выше кончиками пальцев. Лоб растирать с середины, затем начиная с висков, поглаживать и растирать кругами голову. В конце поглаживать затылок. При этом лучше дышать в ритме успокаивающегося дыхания.

Этот прием необходимо повторить 4-8 раз.

Затем нужно растирать пальцами нос – от бровей до углов рта, нажимая ладонями вниз. При этом 2 пальца левой руки нужно держать с левой стороны носа, а 2 пальца правой руки – с правой стороны. Растирать нос следует 8-12 раз.

Подобный массаж головы улучшает кровообращение, питание головного мозга, а потому весьма эффективен.



Список использованных источников:

  1. Психология профессиональной деятельности. Е.Климов. М., 2005

  2. Основы самопознания и саморазвития В.Маралов. М., 2004

  3. Конфликтология. М.Мириманова. М., 2005

  4. Общая психология и педагогика. М.Пономарева. М., 2010

  5. http://www.rusmedserver.ru/med/bolezni/nervy/5.html

  6. http://www.proshkolu.ru/user/Nikola-11/blog/176471/

  7. http://www.megamedportal.ru/news/nov1381


Полный текст материала Статья "Формирование стрессоустойчивости педагога" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емченова Маргарита Николаевна  Марго8417
23.02.2012 0 7684 812

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК