Статья "Индивидуализация обучения и развитие творческих способностей учащихся"


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Рогачева Т.В. учитель математики, методист ГБОУ №103 Санкт-Петербурга

Кайсина Н.А. методист, учитель математики ГБОУ №103 Санкт-Петербурга

Родичева А.Ф. директор ГБОУ №103 Санкт-Петербурга



В современном мире остро стоит проблема творческого развития личности. Каждая цивилизованная страна заботится о творческом потенциале общества. Увеличивается внимание к развитию творческих способностей ребенка, предоставление ему возможности обнаружить их.

Несмотря на то, что проблема развития творческого начала у учащихся исследуется давно, много вопросов остается нерешенными. Как и ранее, большинство учебного времени отводится репродуктивной, нетворческой деятельности, значительная часть заданий в учебнике также имеет воспроизводственный характер. Поэтому актуальным на сегодня является использование на практике технологии формирования творческой личности.

Развивая творческие способности учащихся, необходимо придерживаться определенных правил в организации обучения:

  • принцип связи с практикой жизни;

  • принцип саморазвития;

  • принцип оптимального сочетания индивидуальной и коллективной форм работы; форм учебно-творческой деятельности;

  • принцип информативности;

  • принцип веры в силы и возможности.

Строя свои уроки, педагог должен:

1. Предусматривать решение различных творческих задач.

В процессе решения творческих задач учащиеся создают некий творческий продукт, например – написание рассказов, стихов, сказок, создание рисунков, поделок, макетов. Уникальной лабораторией разума является воображение и фантазия.

2. Направлять учащихся на поисковые виды работ.

Поиск может удивить, заставить задуматься.

Практика показывает, что более производительными, прочными, осознанными становятся те знания, которые ученик добывает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на уроках способствуют проблемные ситуации. Перед учащимися ставится определенная познавательная задача, содержащая противоречие или познавательный интерес. В поисках ответов на вопросы появляется дискуссия разных мнений, работа побуждает учащихся к размышлению, поискам и выводам.

Открытия, которые делают дети на уроках незначительные, но они дают истинное наслаждение. Чем больше создается для учащихся ситуаций затруднения, которые они могут преодолеть, тем чаще они переживают радость открытия, тем интенсивнее развивается у них интерес к знаниям, науки, обучения. И творческие способности детей растут.

3. Создавать проблемные ситуации.

Проблемная ситуация формирует мышление...

Как один из приемов создания проблемных ситуаций желательно широко использовать «минутки рассуждения», что способствуют развитию мышления как логического, так и образного.

4. Привлекать к работе на уроке всех учащихся, обеспечивать участие каждого из них в групповых, парных и коллективных формах работы.

Результативность работы в коллективе зависит от деятельности каждого...

5. Использовать интерактивные методы обучения, которые одновременно решают три основные задачи:

  • познавательную;

  • коммуникативно-развивающую;

  • социально-ориентационную.

Нравятся детям технологии «Микрофон», интервью, «театр одного актера».

Работа в парах дает возможность эффективно обсудить поставленный вопрос.

Работа в малых группах используется для решения более сложных задач.

Учащиеся выступают активными участниками учебного процесса, что позволяет эффективнее поглощать новую информацию через «погружение» в общение.

Так, построение предложения « Мне нравится», « Я так думаю» дает возможность выработать у учащихся навыки связной речи, умение спорить и аргументировать свое мнение.

6. Особого значения придавать дидактическим играм и заданиям, которые развивают логическое мышление, память, внимание. У детей развиваются:

  • самостоятельность в мышлении;

  • творческие задатки;

  • смекалку и изобретательность

Приведем образцы практических заданий для развития памяти, логического мышления, внимания и творческих способностей учащихся:

  • путешествия по лабиринтам «Отыщи сказочных героев», «Помоги найти потерянные вещи»;

  • «Собери рассыпанные буквы, составь слова»;

  • «Составь из предложенных цифр четные или нечетные числа»

  • математический марафон;

  • математический круг примеров (решить пример, раскрасить соответственно предложенным условным обозначениям цветами). Творческое задание – придумать название орнамента, который получил ученик;

  • игра «Лес – природы родной дом» (раскрасить разными цветами зверей, птиц, насекомых);

  • интересные упражнения на выработку навыков настойчивости и усидчивости (обвести все буквы кружочком, а цифры квадратом; раскрасить кружочки синим карандашом, квадратики – зеленым, треугольники – красным, ромбики – желтым; найти в каждой строке два одинаковых цвета);

  • «Загадочный рисунок» – отгадать загадки и раскрасить рисунок по схеме цветов.

7. Использовать почти на всех уроках наглядность, диски с электронным конструктором уроков, медиапрезентации, аудио и видеозаписи.

Важным условием для обучения является достаточное разнообразие наглядности для фронтального и индивидуального использования. Педагог должен постоянно совершенствовать оборудование и создавать собственное. Это позволит сэкономить время, быстро переключать внимание детей с одного вида занятий на другой, приучает их к самоконтролю. Например, можно подготовить наборы раздаточного материала для индивидуальной работы и в группах (чаще всего в парах). Основой карты есть рисунки, в которых представлены задания для развития внимания, памяти, логического мышления, моторики руки. Применение таких карточек имеет стимулирующее значение, ведь они привлекательны по содержанию и разнообразные по значению.

8. Использовать систему самопроверки и самооценки.

Для учащихся начальных классов – это вербальное оценивание, но для мотивации и поощрения желательно использовать различные смайлики, печати, наклейки.

Ученики основной школы учатся оценивать в баллах (по 5-бальной системе ) свои работы и работы своего соседа по парте, ищут ошибки, помогают друг другу исправлять эти ошибки.

9. Широко использовать нестандартные уроки, которые наиболее полно учитывают возрастные особенности, интересы, склонности, способности каждого ученика. На таких уроках сочетаются элементы традиционных уроков – восприятие нового материала, усвоение, обобщение – но в необычных формах. Мы в своей практике используем интерактивные формы работы:

создание собственных проектов (дети работают в группах);

защита этих проектов.

Широкое использование нетрадиционных методик, которые применяем на уроках, побуждает учеников к самостоятельному труду, к творческому мышлению, поиску. В центре внимания учителя находится организация учебной деятельности учащихся в зависимости от содержания и готовности детей. Именно это особенно влияет на учебные результаты, творческое развитие личности. Стоит проводить урок-игру, урок-сказку, урок-экскурсию, уроки-фантазии и мышления, урок-путешествие, урок-викторину, урок-конференцию, урок с групповой формой работы.

К нестандартным урокам учитель готовится заранее, выбирает самых активных, инициативных, хорошо подготовленных учащихся по теме (если это новая тема, то избранные ученики прорабатывают материал самостоятельно, при этом учитель обязательно контролирует и оказывает консультации); объясняет их обязанности.

Во время подготовки к нестандартным урокам решаются педагогические задачи:

1) Как лучше совместить методы и приемы во время объяснения определенного материала?

2) Как дифференцировать самостоятельную работу?

3) Как изучить личность ученика?

4) Как повлиять на безразличных детей?

5) Как найти долговременные стимулы к труду?

6) Как лучше всего проверить домашнее задание?

7) Как преодолеть речевую неразвитость учеников?

Этих проблем очень много. Освоение на творческом уровне новых методик требует того, чтобы на уроках достичь взаимосвязи учебного, развивающего и мотивационного компонентов учебной деятельности, утверждать гуманные взаимоотношения в классе, активно использовать различные формы сотрудничества с учениками. Для этого в процессе подготовки и проведения урока следует ориентироваться не только на его содержание, но и обдумать, как это сделать с наибольшей пользой для развития творческой личности ребенка, сохранения его эмоционального благополучия, оптимизма, развития позитивного отношения к обучению, умения учиться.

Для этого «аудитории» предлагаются образцы вопросов для дискуссии, основные темы для игры «Брейн-ринг» или урока-путешествия. При этом учитель может подсказать тактику поведения во время проведения урока.

Нестандартные уроки побуждают учащихся к самостоятельной работы, развивают творческое мышление, приучают к поиску, учат использовать различные средства информации.

Для таких уроков характерны:

коллективные способы работы;

активизация познавательной деятельности;

партнерский стиль взаимодействия;

интерес к учебному материалу;

значительная творческая составляющая;

нестандартные подходы оценивания.

10. Проводить интегрированные уроки

Для обеспечения оптимальных условий для развития творческой личности школьника необходима интеграция. Практика показала, что методически правильное построение и проведение интегрированных уроков влияют на результативность процесса обучения:

знания приобретают качества системности;

усиливается мировоззренческая направленность познавательных процессов;

достигается творческое развитие личности;

умения становятся обобщенными.

Предлагаем познакомиться с интегрированными уроками, которые мы представляли для ознакомления в СМИ: http://pedsovet.su/load/136-1-0-42304 , http://pedsovet.su/load/136-1-0-30742 , http://www.zavuch.ru/methodlib/198/147456/ , на личном сайте https://infourok.ru/user/rogacheva-tatyana-viktorovna .

11. Создавать ситуацию успеха.

Одной из задач и одновременно важным фактором успешности обучения является развитие познавательного интереса, способностей, склонностей и навыков учащихся в процессе изучения учебных предметов.

Поэтому, главная цель учителя: научить детей учиться, привить интерес к знаниям, стремление самостоятельно добывать их. Успешным решением этих вопросов является создание благоприятных условий для познавательной деятельности школьников, которые бы способствовали формированию потребности личности в получении знаний и развития познавательных интересов учащихся.

Именно интерес в таком серьезном и ответственном деле как обучение, способен вызвать удивление, пробуждать мысль, создавать положительный эмоциональный настрой в процессе познания.

Учитель использует различные методы и формы работы для того, чтобы вызвать интерес учащихся к определенной теме и заинтересовать детей, а также методы стимулирования и поощрения. Например, за творческую самостоятельную работу, которая требует обращения к различным средствам информации (книги, журналы, энциклопедии, интернет) можно поставить оценку 5 баллов. Все оценки комментируются, даются объяснения, какие были недостатки и как выполнить работу лучше. Ученики получают разные задания соответственно своим склонностям и способностям (такая работа проводится, начиная с 1 класса) – составить стихотворение, загадку, сказку, нарисовать иллюстрации, придумать логические задачи, выполнить проект на заданную тему. Дети могут работать самостоятельно и в группах.

Особое значение играют современные информационные технологии, они оказывают помощь как во время подготовки, так и в процессе проведения урока. Важным и чрезвычайно полезным средством организации учебно-познавательной деятельности учащихся является мультимедийная презентация. Благодаря ей можно не только продемонстрировать материал по теме, которая изучается, но и развивать внимание и логическое мышление. Уроки становятся более интересными. Младшие школьники, не говоря о старших, уже готовы к работе с ИКТ. Они знают, что такое компьютер, умеют им пользоваться, у них отсутствует психологический барьер: дети не боятся, что сломается машина, не хватит знаний справиться с ней. С удовольствием учащиеся готовят различные сообщения, презентации. Учитель объясняет, как создается презентация, какие существуют правила подготовки презентации, показывает образцы презентаций. Вначале детям, конечно, помогают родители, но они довольно быстро начинают самостоятельно делать презентации и их работы учитель может использовать в качестве наглядности на уроках.

12. Использовать здоровьесберегающие технологии.

Разрабатывая план урока, особое внимание следует уделять чередованию различных видов деятельности, активному отдыху на уроках. А в младшей школе проводить физкультминутки помогают интерактивные подвижные игрушки, которые приносят сами дети. Очень нравятся детям музыкальные физкультминутки, которые проводятся с использованием средств ИКТ. Нужно включать также упражнения для глаз, для мышц туловища, нижних и верхних конечностей. Очень нравятся детям упражнения для пальчиков: «Пальчики здороваются», «Пальчики борются», «Играем на фортепиано» и другие.

Для профилактики искривления позвоночника можно использовать во время письма мешочки с песком. Эти мешочки (одинаковые для всех учащихся) могут помочь сделать родители учеников. Ребенок кладет мешочек на голову во время письма или чтения, когда она слишком наклоняется, мешочек падает. Следовательно, без напоминания учителя дети вынуждены сидеть ровно. Как результат – у учащихся сохраняется правильная осанка, нормализуется зрение.

Как тут не напомнить мудрые слова. А. Сухомлинского, который неоднократно подчеркивал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье учащихся – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в собственные силы».

Таким образом создавая комфортные условия для развития личности ученика, учитель предоставляет ученику возможность работать самостоятельно и творчески.

Как результат проведенной работы можно сделать вывод: возможности школьников реализуются в различных видах, в том числе в игре, учебе, общении, трудовой деятельности.







ЛИТЕРАТУРА

1. Расскажи внуку, ООО « Редакция образовательных изданий», № 9, 2011, «Личностно-ориентированный подход к организации деятельности с творчески одаренными детьми». – С. 2-6.

2. Развитие умственных способностей учащихся. – Начальная школа, № 1, 2014. – С. 5.

3. Развитие творческой личности в условиях построения современной школы» // Расскажите внучку: газета для учителей, методистов, детей дошкольного и младшего школьного возраста. – К. : ООО «Редакция образовательных изданий» – № 1, 2010. – С. 3 – 8.

4. Чекина А. Ю. Интегрированные уроки в начальной школе: учебно-методическое пособие / О. Ю. Чекина. – [2-е изд.] – Харьков: Основа, 2008. – 192 с. – (Серия «Педагогические инновации Мастерская»). – ISBN 978-966-495-066-1.


Полный текст материала Статья "Индивидуализация обучения и развитие творческих способностей учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна  Tatiana1958
17.07.2017 0 4380 85

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК