Конспект интегрированного урока по предметам "Коррекционная ритмика" и "Мимика и пантомимика" для 2-го класса СКШ IV вида


Самоанализ интегрированного занятия

по коррекционной ритмике и мимике и пантомимике во 2 «А» классе

на тему «В гостях у лесных друзей».


Характеристика класса.

В классе всего 7 учащихся, из них 4 уч-ся с нормальным развитием, 2 уч-ся с ЗПР (Распопин Д.,Ракша Н.) , 1 уч-ся имеет умственную отсталость в легкой степени (Альжанов.А). Физическое развитие у всех детей нормальное, отклонений нет. Двигательная активность также в норме. По рекомендации офтальмолога всем детям рекомендуются занятия в спецмедгруппе. Это учитывается мною при отборе двигательного материала для занятия и дозировке физической нагрузки в ходе занятия.

Тип урока и его структура.

На предыдущих занятиях в целях подготовки к данному были пройдены темы «Построение в шеренгу», «Построение в колонну», «Марширование», «Движение в рассыпную», «Построение в круг» разучены различные гимнастические упражнения, танцевальные элементы, подвижная игра «Попади мячом в корзину». Данное занятие является итоговым по пройденному материалу. Оно составлено в нетрадиционной форме занятия-путешествия. По содержанию является интегрированным, потому что наряду с элементами по коррекционной ритмике содержит элементы урока мимики и пантомимики.

Тип занятия: закрепление, повторение и обобщение.

Оборудование:

  • ноутбук;

  • телевизор;

  • акустическая система;

  • электронная презентация «В гостях у лесных друзей»;

  • аудиофайлы музыкального сопровождения;

  • обучающее видео «Уроки тетушки Совы»;

  • пиктограммы мимики эмоций радости, грусти, удивления, обиды;

  • мягкие мячи и корзина под мячи.

Цель занятия: проверка объема и качества усвоения знаний, умений и навыков учащихся в новых условиях.

Задачи занятия.

  • Дидактические: проверить объем и качество усвоения учащимися пройденного материала и умения применить ЗУН в новых условиях на материале занятия-путешествия.

  • Коррекционно-развивающие: корректировать и развивать познавательный интерес и познавательную деятельность уч-ся; музыкально-ритмические способности; двигательную активность, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование, координацию; мимические и пантомимические движения, воображение, творческие способности.

  • Воспитательные: воспитание организованных коллективных действий, творческой инициативы при выполнении заданий, дисциплины, экологическое воспитание, культура поведения.

Методы и приемы реализации задач урока.

При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с уч-ся с целью продемонстрировать комиссии своё педагогическое мастерство.

Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами, которую я составила самостоятельно для этого занятия. Кроме этого мной были использованы пиктограммы мимики лица, загадки, которые дети выучили наизусть в качестве домашнего задания, таблица животных. Также в презентации мною был использован билингвальный компонент (название животных на казахском языке).

Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась уч-ся в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.

Развитие общей моторики, пространственного ориентирования, двигательной активности, координации движений осуществлялась на занятии за счет выполнения различного вида движений: гимнастических упражнений, разных видов ходьбы и бега, марширования, танцевальных элементов с использованием игрового метода.

Воображение, творческие способности, мимику и пантомимику учащихся я корригировала и развивала при помощи частично-поисковых методов (импровизации, инсценирования, творческого этюда).

В воспитательных целях при подведении итога занятия мною были использованы вопросы из области экологического воспитания и культуры поведения.

Воспитание навыка организованных коллективных действий, творческой инициативы и дисциплины осуществляются мной систематически в ходе каждого занятия.

Распределение времени на занятии считаю рациональным.

В качестве связующего элемента между этапами занятия была использована тематическая линия: путешествие от объекта к объекту. В презентации перед каждым новым этапом занятия появлялся эмотикон, загадывающий детям загадки, который в конце занятия оценил работу уч-ся.

Дифференциация осуществлялась в подборе упражнений в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, в дозированности физической нагрузки, в распределении между уч-ся загадок в соответствии с их интеллектуальным развитием, была использована работа в парах (слабый – сильный ученик). В игре «Попади мячом в корзину» детям с более слабым зрением были подобраны мячи большего размера.

Индивидуальная работа с более слабыми уч-ся осуществлялась в течение урока в виде помощи учителя при выполнении движений, гимнастических упражнений, мимических этюдов.

Результаты занятия. Считаю, что все запланированные задачи реализованы на занятии в полной мере, цель занятия достигнута.

Профессиональные перспективы. Разработка авторских программ по предметам «Коррекционная ритмика» и «Мимика и пантомимика» для обучения слабовидящих учащихся.

Конспект интегрированного урока-путешествия

на тему «В гостях у лесных друзей»

по предметам «Коррекционная ритмика» и «Мимика и пантомимика»

для 2-го класса СКШ IV вида.

Разработала Осипова Р.Е., учитель коррекционной ритмики ОСКШИ города Павлодара Республики Казахстан.


Цель урока: проверка объема и качества усвоения знаний, умений и навыков учащихся в новых условиях.

Задачи урока:

  • Дидактические:

    • Проверить объем и качество усвоения учащимися пройденного материала и умения применить ЗУН в новых условиях на материале занятия-путешествия.

  • Коррекционно-развивающие:

    • корректировать и развивать музыкально-ритмические способности учащихся, их двигательную активность, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование, мимические и пантомимические движения, познавательную деятельность.

  • Воспитательные:

    • воспитание организованных коллективных действий, творческой инициативы при выполнении заданий, дисциплины.

Тип урока: закрепления, повторения и обобщения.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (показ, демонстрация), частично-поисковый (импровизация, творческий этюд), игровой.

Оборудование урока:

  • ноутбук;

  • телевизор;

  • акустическая система;

  • электронная презентация «В гостях у лесных друзей»;

  • пиктограммы мимики эмоций радости, грусти, удивления, обиды.

  • мягкие мячи и корзина под мячи.

ХОД УРОКА

Организационный момент

-Ребята, сегодня нам с вами предстоит не обыкновенный урок. Сегодня мы совершим путешествие в лес и побываем в гостях у лесных зверушек (слайд 1). Давайте для поднятия настроения немного потанцуем на месте под музыку (слайд 2). Сегодня на занятии нам понадобится много фантазии и воображения. Представьте себе, что сейчас жаркое лето, на улице светит яркое солнце, очень тепло и хочется побывать в лесной прохладе.

- Скажите, какие звери живут у нас в лесу?

- Совершенно верно! (Слайд 3) Давайте посмотрим на эту таблицу и назовем тех животных, которые живут в лесу (дети по очереди называют диких животных, а потом исключают из таблицы собаку, ягуара, слона).

- Также в лесу у нас живут разные птички и насекомые. О них тоже не надо забывать. Сегодня мы отправимся к ним в гости, чтобы поближе познакомиться и понаблюдать за их жизнью.

- А для того, чтобы нам попасть в лес, мы с вами пойдем на железнодорожную станцию, где нас уже ждет веселый паровозик (слайд 4).

- При ходьбе высоко поднимаем ноги, держим спину прямо, правильно работаем руками (слайд 5).

Основная часть

- Вот мы с вами пришли на станцию. Быстро вставайте в паровозик, кладите друг другу руки на плечи, и мы отправляемся в путь.

Вот поезд наш едет, колёса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу гудит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повёз.

Ну что, ребята? Поехали! (слайд 6)

- Ребята, мы с вами приехали в сказочный лес (слайд 7). Посмотрите, как красиво в лесу (дети гуляют произвольно по залу врассыпную), оглянитесь вокруг, послушайте эти дивные звуки леса. Расскажите, что вы видите и слышите?

- Посмотрите дети, какая большая цветочная поляна (слайд 8), а какие на ней растут красивые цветы…Давайте соберём на этой поляне себе букетики. А собирать будем так: шаг-шаг, наклонились, встали (слайд 9).

- Дети, посмотрите, какие большие и красивые букеты вы собрали, полюбуйтесь своими букетами, понюхайте их. А сейчас давайте подарим эти цветы нашим гостям. Вы помните, как надо дарить цветы? Цветы дарят вежливо, с поклоном.

- Смотрите, дети, кто это пришел к нам на помощь? (слайд 10) Смайлик загадочно нам подмигивает. Наверное, он хочет, чтобы мы отгадали загадку.

Отгадайте загадку: (загадывает ребенок).

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Кто это? (Пчела)

- Правильно, это пчела.

- Посмотрите, сколько над нашей поляной кружит жужжащих пчел (слайд 11).

А кто знает, что пчелки делают на цветах? Правильно. Они собирают пыльцу. А скажите, для чего они собирают пыльцу, зачем она им нужна? Верно, из пыльцы они делают мед.

- А покажите, дети, как жужжат пчелки?

- А теперь покажите, как летают пчелки, как они крылышками машут? Руки-крылья выпрямлены и слегка отведены назад, кисти рук производят ритмичные взмахи.

А теперь давайте полетаем, как пчелки под музыку. Будем изображать пчелок, которые летают над цветами, а в конце музыки сядем на цветочек (слайд 12).

- Молодцы, пчелки, хорошо потрудились и собрали много-много пыльцы. И теперь они полетят в свой домик - в свой улей и будут для нас готовить мед – хорошо!

- Дети, опять вам смайлик подмигивает. Это значит, что вас ждет очередная загадка (ребенок загадывает загадку (слайд 13).

У неё глаза большие,

Хищный клюв — всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (Сова)

- Дети, теперь мы с вами попали в гости к мудрой тетушке Сове (слайд 14).

Она как раз собирается проводить утреннюю зарядку. И нас с вами приглашает присоединиться (слайд 15) .

Обучающее видео «Уроки тетушки Совы. Утренняя зарядка № 4»

- Ребята, давайте попрощаемся с тетушкой Совой и скажем ей «спасибо»!

А чтобы отправиться дальше, вы должны отгадать следующую загадку (слайд 16) .

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки. (Мышка).

- А теперь посмотрите на это могучее раскидистое дерево. В его корнях есть какая-то норка. Да ведь это мышиный домик (слайд 17). Представьте себе, что сейчас ранее утро и мышки спят в своей норке. Покажите, как спят мышки. Они подложили под щечку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают. Пора, мышки, просыпаться! Они открыли глазки, выглянули из норки, а на улице дождь. Я буду рассказывать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились,

Потом глубоко возмутились,

Обиделись, но не на всех

С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу все надулись.

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер

И слезы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щечке скользнул нежно-гладкой –

И все засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись,

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали.

Тут все закричали «Ура!».

(Е.Алябьева)

- Ребята, назовите, какие эмоции вы показали мимикой и жестами?

Найди изображение этих эмоций на пиктограммах.

Как вы понимаете выражение «Как мышь на крупу все надулись»?

Мышки обрадовались, что вышло солнышко, и теперь хотят поиграть. Давайте и мы тоже поиграем (слайд 19).

Подвижная игра под музыку слайда «Попади мячом в корзину»

- Давайте посмотрим, как мышки оценили вашу игру (слайд 19). Попрощайтесь с мышками.

- А теперь следующая загадка (слайд 20).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Теперь мы с вами оказались у большой сосны, где живет белка со своими бельчатами. (слайд 21). Что-то тут происходит?! Мама-белка очень сердита. Кто-то украл орешки из дупла, которые она собирала на зиму. Давайте вместе разыграем эту сценку. Я буду мамой-белкой, а вы моими бельчатами. Внимательно слушайте мои вопросы, а отвечайте жестами и мимикой лица, как будто вы не умеете разговаривать.

- Кто украл мои орешки?

- Убежал вор куда-то в спешке?

- Ростам был он сам какой?

- Страшный иль хорош собой?

- Толстый он или худой?

- Старый или молодой?

- Как же может быть он разным? Толстым, тонким, юным, старым.

Видно, не найти воришку. Побегу сбивать я шишки.

(Е.Алябьева).

- Бельчата, вы все хорошо изображали без слов, о чем спрашивала мама-белка, но каждый изображал по-своему, поэтому она так ничего и не поняла. А если бы бельчата видели воришку, то показывали бы все одинаково.

Сейчас наши бельчата-проказники все наелись, у них хорошее настроение, и они хотят танцевать. Становитесь парами в ряд друг против друга (слайд 22).

-Ну, молодцы, бельчата, хорошо потанцевали.

Итог урока. Релаксация.

- Посмотрите, смайлик нам приготовил еще одну загадку (слайд 23).

Там, где сосен сильный запах,
В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Сплю я только на спине (Барсук).

- Ну вот, дети, мы так долго путешествовали в лесу, очень устали, и нам пора отдохнуть (слайд 24). Спит барсук в своей норке и мы с ним рядом. Ложитесь на коврик на бочок, а руки складывайте под щечку (слайд 25).

Хоть и жарко, хоть и зной.

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук - лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон, будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

- Так сладко спит барсук, тепло разливается по всему его телу. Переворачивайтесь на спинку. Представьте, как ему тепло на солнышке, как ему хорошо, все тело у него расслаблено. Лень разлилась по всем мышцам. Он не может двинуть не рукой, ни ногой. Он отдыхает.

(Слайд 26).

- Ну что? Отдохнули барсуки, а теперь пора вставать. Хватит лентяйничать, пора за дело браться. Садитесь в вагончики, поехали назад в школу (слайд 27).

- Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, где мы побывали сегодня и с кем повстречались? Что нового вы для себя сегодня узнали? Покажите, какое у вас настроение?

- А теперь посмотрите, как смайлик оценил ваши старания (слайд 28).

- Посмотрите (слайд 28), смайлик приглашает вас еще раз к нему в гости в лес попить чайку.

На этом наше занятие окончено, спасибо за активное участие.

При составлении электронной презентации использовались аудиофайлы с музыкой Е.Железновой.

В конспекте урока использованы стихотворения Е.Алябьевой.



Полный текст материала Конспект интегрированного урока по предметам "Коррекционная ритмика" и "Мимика и пантомимика" для 2-го класса СКШ IV вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипова Р.Е.  Надежда_Лукиянова
26.09.2013 1 3818 805

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 natalychep • 15:59, 14.12.2014
Уважаемая Осипова Р.Е. Вы молодец, что проводите такие занятия по коррекционным дисциплинам для учащихся с нарушением зрения и делитесь своими материалами с другими педагогами. Урок интересный, продуманы все моменты: программное содержание, структура, рациональность этапов и времени, использованное оборудование, художественное слово, упражнения соответствуют состоянию здоровья детей. Также хочется отметить грамотный и чёткий самоанализ занятия.