Статья "Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 15

г.о.Орехово-Зуево Московская область

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

 

 

 

Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступил: М.С.Учеватова,

учитель русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 2) Истинный показатель цивилизации —

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

 

 

 

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования.

В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы  школа начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Это означает, что в российской школе впервые общее и дополнительное образование могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

(слайд 3) Интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.

Но первоначально надо дать точное понятие слова «интеграция».

ИНТЕГРАЦИЯ(лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый)

сторона процесса развития,связанная с объединением в целое ранее разнородных 

частей и элементов (слайд 4).

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

(слайд 5) Интеграция общего и дополнительного  образования становится важным условием для воспитания духовно-нравственной личности.

Активная интеграция общего и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы жизни и деятельности учащихся.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

(слайд 6) В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? Надо, прежде всего, разобраться, что такое духовность и нравственность и всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное — духовным. Духовно-нравственное воспитание — одно из важнейших условий всестороннего развития человека. Оно призвано научить его видеть нравственный аспект в любом виде деятельности, любых жизненных отношениях. Прогрессивное развитие общества и мирового сообщества в целом, невозможно без нравственного воспитания человека.

 

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Соответственно этому и определяются (слайд 7) базовые национальные ценности:

  1. Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

  2. Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

  3. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  4. Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

  5. Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  6. Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  7. Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  8. Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  9. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 

При интеграции общего и дополнительного образования выделяются основные формы деятельности(слайд 8-13):

 

  • Учебная деятельность по предметам

  • Система классных часов, нетрадиционных уроков.

  • Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов.

  • Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии.

  • Концерты, классные праздники

  • Проведение традиционных русских народных праздников.

  • Система мероприятий библиотеки

  • Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела.

  • Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках

  • Организация родительского всеобуча.

  • Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий.

  • Участие в акциях

  • Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми

  • Уроки этикета.

  • Спортивные соревнования.

  • Игры: ролевые, русские народные и другие.

 

В любой работе должна быть системность и планирование. В связи с этим я выработала для себя своеобразный (слайд 14) «Методический конструктор», который представляет собой план работы по духовно-нравственному воспитанию. Не зависимо от того, есть ли в данный момент классное руководство или нет, данный конструктор может быть использован в работе как во время подготовки и проведения уроков, так и во внеурочное время с учащимися разных возрастных групп. В предлагаемом мною конструкторе разработаны направления духовно-нравственного развития и воспитания, представлены виды деятельности, формы работы с учащимися, намечены уровни воспитательных результатов. Эта методическая разработка поможет системно выстроить работу по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и нацелена на дальнейший результат – а именно, воспитание гражданина.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по «Методическому конструктору» (слайд 15).

Первое направлению – воспитание гражданственности, патриотизма – включает в себя и получение первоначальных представлений о Конституции РФ, и ознакомление с героическими страницами России, знакомство с людьми, которые являются примером гражданского служения. По этому направлению во вверенном мне классе был проведен ряд мероприятий: классные часы, беседы с родителями, просмотры документальных фильмов военно-патриотического воспитание, создание видеороликов об исторических событиях. Это направление я не случайно ставлю на первое место, так как считаю, что воспитание Личности с твердой гражданской позицией – главная задача Учителя.

Не меньшее значение в духовно-нравственном воспитании имеет (слайд 16) формирование нравственных ценностей: взаимоотношения в семье, дружеские отношения в коллективе, нормы нравственного поведения в обществе. Открытые родительские собрания, беседы о милосердии, участие в благотворительных акциях, классные часы и беседы – все эти мероприятия способствуют выработать правильное направление в воспитании школьников.

Очень важно, чтобы дети росли способными не только потреблять продукты чужого труда, но чтобы и сами проявляли трудолюбие и творческое отношение к труду. Совместный труд всегда сплачивает коллектив. Поэтому считаю, что экскурсии на производственные предприятия, беседы о профессиях (слайд 17), сюжетно-ролевые игры помогают ученикам приобретать начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

Одним из ведущих направлений является формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни (слайд 18). В этом направлении работа направлена на освещение различных сфер жизни: это и здоровое питание, и отказ от вредных привычек, и соблюдение правил дорожного движения. Тематические классные часы, беседы, диспуты, просмотры видеофильмов и создание презентаций, проведение родительских собраний, совместных праздников – вот лишь некоторые формы реализации данного направления.

 

Я считаю, что интеграция общего и дополнительного образования позволяет (слайд 19):

  • обогатить содержание и формы учебной деятельности;

  • сблизить процессы воспитания, обучения и развития;

  • предоставить выбор индивидуального маршрута;

  • создать условия для достижения обучающимися успеха;

  • решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

 

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение и в развитии детской одаренности. ( По данному направлению я представляла опыт в прошлом учебном году на Муниципальном Фестивале педагогических идей «Шаг к успеху»).

Мною была разработана своеобразная модель интеграции образования (слайд 20).

В заключении мне хотелось бы отметить, что школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Как отмечал В.А.Сухомлинский(слайд 21): «Я усматриваю очень важную воспитательную задачу в том,  чтобы привести каждого ребенка к неисчерпаемым источникам мысли, к которым бы он, став подростком, юношей, зрелым человеком, отцом детей возвращался бы потом всю жизнь. Этими источниками я считаю природу, труд, моральную красоту человеческого поведения, книгу и творчество».

(слайд 22) Спасибо за внимание!

 

 

 

5

 

 


Полный текст материала Статья "Интеграция общего и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Учеватова Марина Станиславовна  маргаритка3898
13.01.2019 0 159 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0