Программа факультатива для 9 кл. Решение задач повышенной сложности


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

средней общеобразовательной

школы № 127

Т.Х.Бусыгина











ПРОГРАММА

факультативного курса по физике

9 класс

«Решение задач повышенной трудности»









Составитель: Г.А. Некраш























Н.Новгород

2004

Факультативный курс по физике – 9 класс

«Решение задач повышенной трудности».

(1 час в неделю, 34 часа)


Пояснительная записка.

Решение физических задач – один из методов обучения физике с помощью решения задач:

а) сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях;

создаются и решаются проблемные ситуации;

б) формируются практические и интеллектуальные умения;

г) сообщаются знания из истории науки техники;

д) формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, формируются способности.

Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей.


Цель данной программы:

  1. развитие интереса к физике, к решению физических задач;

  2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

  3. формирование представлений о методах решения школьных физических задачах.


Используемая литература:

  1. гольдфарб И.И.«Сборник вопросов и задач по физике»

  2. Меледин Г.В. «Физика в задачах»

  3. Ланге В.Н. «Экспериментальные задачи на смекалку»

  4. Низамов И.М. «Задачи по физике с техническим содержанием»

  5. Бутиков Б.И. и др. «Физика в задачах»

  6. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике»

  7. Тульчинский М.Е.«Занимательные задачи–парадоксы и софизмы по физике»

  8. Кобушкин В.Н. «Методы решения задач по физике»

  9. Тарасов Л.В, Тарасова А.Н.«Вопросы и задачи по физике»









Физическая задача. Классификация задач (2 ч)


  1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач.

  2. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.


Правила и приемы решения задач (3 ч)


  1. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи.

  2. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач.

  3. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.


Механика (10ч)


Динамика и статика (5 ч)


  1. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.

  2. Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в горизонтальном направлении.

  3. Решение задач на движение тела по окружности.

  4. Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

  5. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, бытового содержания, технического и краеведческого содержания.


Законы сохранения (5 ч)


  1. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

  2. Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

  3. Работа и мощность. Механическая энергия.

  4. Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон сохранения энергии.

  5. Знакомство с примерами решения задач по механике районных, городских и международных.


Механические колебания и волны (7 ч)


  1. Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения колеблющегося тела.

  2. Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в колебательном движении.

  3. Явление резонанса. Полезное и вредное проявление резонанса.

  4. Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны.

  5. Волновые свойства – интерференция, дифракция, поляризация.

  6. Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение.

  7. Землетрясения. Сейсмические волны.


Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (7 ч)


  1. Магнитное поле тока. Графическое изображение электрического поля.

  2. Характеристики магнитного поля – магнитная индукция и магнитный поток. Правило буравчика и левой руки.

  3. Магнитные свойства вещества. Применение ферромагнетиков.

  4. Открытие Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.

  5. Связь между переменным электрическим полем и переменным магнитным полем. Опыты Герца.

  6. Электромагнитные волны.

  7. Электромагнитная природа света.


Физика атома и атомного ядра (5 ч)


  1. Явление радиоактивности. Опыты Резерфорда. Модель атома.

  2. α - , β - , γ – излучения. Их свойства и применение. Методы наблюдения и регистрации ядерного излучения.

  3. Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии связи.

  4. Атомная энергетика. Применение атомной энергии как источника электрической энергии.

  5. Биологическое действие радиации.










Основные знания и умения, приобретаемые в изучении факультативного курса физики.



I. Знания.

  1. основные законы механики, колебательного движения; физики атома и атомного ядра;

  2. возможности использования и учета в технике изученных физических законов.

II. Умения.

  1. применять полученные знания в простейших условиях;

  2. качественно объяснять механизм того или иного физического процесса;

  3. решать комбинированные задачи с использованием различных физических законов;

  4. использовать различные средства вычислительной техники (МК, ПК) при решении задач.


Полный текст материала Программа факультатива для 9 кл. Решение задач повышенной сложности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Г.А. Некраш  K@tti
10.06.2008 5 17533 3765

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК