Конспект урока + презентация по теме "Статика" для 10 класса (базовый уровень)


План-конспект урока физики

10 класс (базовый уровень)

УМК С.А. Тихомировой, Б.М. Яворского


Тема: Условия равновесие тел


Цель – сформировать у учащихся понятие равновесия тел, видов равновесия.


Задачи:

- показать условия равновесия вращающихся и не вращающихся тел;

- развивать практические навыки по определению центра тяжести тел неправильной формы;

- воспитывать черты толерантной личности: взаимопомощь, сотрудничество, умение объективно оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Попросить учащихся поздороваться сначала стоя на правой ноге, а затем стоя на левой ноге.

  1. Изучение нового материала.


СЛАЙД 2

Вопрос ученикам: Что это за сооружение? Почему такое высокое сооружение как Останкинская телебашня стоит несколько десятилетий и не падает?


  • Если тело покоится относительно инерциальной системы отсчета, то говорят, что оно находится в равновесии.


  • Объявляется тема урока (СЛАЙД 3)


  • Практическое значение изучения условий равновесия тел: строительство зданий, мостов, туннелей, скульптур, монументов и других построек, конструирование машин и механизмов невозможно без знаний об условиях равновесия тел.


  • СЛАЙД 4. Определение «статики». Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 64 учебника и записывают в тетрадь.


  • Вопрос ученикам: Какой закон динамики говорит о том, при каких условиях тело покоится или движется равномерно и прямолинейно?


  • СЛАЙД 5. Вспомнить с учащимися понятие «рычага» и условий равновесия рычага, т.е. вращающегося тела.


  • СЛАЙД 6. Виды равновесия.


  • СЛАЙД 7. Равновесие называется устойчивым, если при небольших внешних воздействиях тело возвращается в исходное состояние равновесия.


  • СЛАЙД 8. Равновесия называется неустойчивым, если при небольшом смещении тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил отлична от нуля и направлена от положения равновесия.


  • СЛАЙД 9. Если при небольших смещениях тела из положения равновесия равнодействующая приложенных к телу сил равняется нулю, тело находится в состоянии безразличного равновесия.


  • Для дальнейшего изучения условий равновесия тел необходимо ввести еще одно понятие – центр тяжести.


  • СЛАЙД 10. Одновременно данное определение учащиеся зачитывают на с. 68 учебника и одно из определений записывают в тетрадь.


ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА


  • Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то тело находится в устойчивом равновесии.


  • Если вертикальная линия, проведенная из центра тяжести, не пересекает площадь опоры, то тело опрокидывается.


  • Демонстрация 1: наклонная призма.


  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на расслабление позвоночника и снятие напряжения глаз.


  • Демонстрация 2: неваляшка. Учащиеся читают стихотворение С. Я. Маршака на с.72 учебника и отвечают на вопрос № 7.


  • Задание ученикам: сидя на стуле, выпрямить спину, ноги поставить под углом 90. Не наклоняя корпус вперед и не двигая ноги под стул, попробовать встать.


  • Вопрос ученикам: почему не удается встать? (потому что центр тяжести человеческого тела, который располагается в районе пупка, не пересекает площадь опоры, т.е. стоп).


  • Вернуть внимание учеников к началу урока. Вопрос ученикам: что вам пришлось сделать, чтобы постоять сначала на одной ноге, потом на другой и не упасть? В каких видах спорта и видах искусства необходимо умение держать равновесие?


  • СЛАЙД 11. Определение центра тяжести плоских фигур.


ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА.


  • ПРАКТИЧЕКАЯ РАБОТА «Определение центра тяжести плоской фигуры неправильной формы».


Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, кусочек пробки (или ластика), иголка (или декоративная кнопка), самодельный отвес (например, пуговица на двойной нити), вырезанная из бумаги фигура неправильной формы.


Ход работы:

  1. Закрепить пробку в лапке штатива.

  2. На иголку повесить отвес и приколоть фигуру за край к пробке.

  3. Вдоль отвеса провести карандашом линию.

  4. Снять фигуру с пробки, повернуть на некоторый угол, снова прикрепить к пробке за другой край и провести еще одну линию вдоль отвеса.

  5. Проделать опыт третий раз.

  6. Точка пересечения трех линий и есть центр тяжести.

  7. Чтобы проверить правильность определения центра тяжести фигуры, необходимо взять стержень авторучки и на торцевую часть положить фигуру точкой пересечения линий. Если центр тяжести определен правильно, то фигура должна находиться в равновесии.


    • СЛАЙД 11. Пизанская башня (историческая справка о данном памятнике архитектуры). Вопрос ученикам: почему знаменитая «падающая» башня до сих пор не упала?


    • СЛАЙД 12. Скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница». (историческая справка об истории создания данной скульптуры). Обычно для женщины шарф является украшением. Его можно повязать на голову, накинуть на плечи, надеть на шею. Но автор вложила шарф в руку женщине и заставила его «лететь» по воздуху.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 20-22; используя источники литературы или интернет-ресурсы, ответить на вопрос: какое смысловое значение имеет шарф в руке женщины с точки зрения физики?


РЕЛАКСАЦИЯ: видеоролик «Экзотическая архитектура».

Пизанская башня — колокольня собора Санта-Мария Маджоре в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес». Пизанская башня по праву является символом города.

Первый камень в основании кампанилы был заложен 9 августа 1174 г., о чем сообщает выгравированная у входа надпись. Но поскольку пизанский календарь, как выяснилось, на один год опережал общепринятый, реальной датой начала строительства следует считать 9 августа 1173 года.

Первый ярус башни был завершен, вероятно, спустя несколько месяцев после начала работ. Башня начала «падать» еще во время строительства, в 1185 году, когда были готовы ее 3 яруса, началась осадка ее конструкции. Отклонение уже тогда достигло 5 сантиметров.

Как оказалось, заложенный на глубину трех метров фундамент опирался на естественные слои наносного происхождения — достаточно плотные на поверхности, но мягкие и податливые на глубине.

В 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см.

В начале XIV века на уровне шестого колоннадного кольца отклонение башни от вертикали составляло уже 1,43 м.

В 1935 году, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент.

В 1992 для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 году перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.

Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни — 58,36 м над фундаментом, диаметр основания — 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4,5 м. Её масса оценивается в 14700 т.

Очередная реставрация и укрепление башни были закончены в июне 2001 года. Опасности падения нет, но башня продолжает наклоняться на несколько миллиметров в год.

Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Комсомольска-на-Амуре Равновесие тел урок физики, 10 класс Автор: Титаренко Лариса Борисовна учитель физики
Слайд 2
Слайд 3
РАВНОВЕСИЕ ТЕЛ «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю.»
Слайд 4
СТАТИКА – раздел механики, изучающий условия равновесия сил.
Слайд 5
УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ ТЕЛ А 1 О 2 В F2 F1 F 1  F 2  ...  Fn 0 F11 F22 R 0 1  2
Слайд 6
ВИДЫ РАВНОВЕСИЯ УСТОЙЧИВОЕ БЕЗРАЗЛИЧНОЕ НЕУСТОЙЧИВОЕ
Слайд 7
УСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ
Слайд 8
НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ
Слайд 9
БЕЗРАЗЛИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Слайд 10
Центр тяжести тела точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести при любом расположении тела.
Слайд 11
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ПЛОСКИХ ФИГУР
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Список используемой литературы и интернетресурсов • Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский.- М. : Мнемозина, 2008. • Физика. Справочные материалы / О.Ф. Кабардин. – М. : Просвещение, 1991. • www.wallpaperworld.com • www.photo.kommersant.ru

Полный текст материала Конспект урока + презентация по теме "Статика" для 10 класса (базовый уровень) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Титаренко Лариса Борисовна  LarisaTitarenko
26.12.2010 3 13413 2604

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 3
avatar
3 [Материал] Алина • 08:15, 03.05.2012
Спасибо огромное! Что бы я без вас делала!!!
[Материал]
avatar
2 ЕЛВА • 19:32, 27.01.2011
Сложный материал предложен очень доступно. Учтены практически все моменты. Спасибо.
[Материал]
avatar
1 BrOlga57 • 11:18, 09.01.2011
Спасибо, очень понравилась ваша работа!
Приятно читать работу, в которой так хорошо все продумано: даже физкультминутке внимание уделено:)
[Материал]