Елена Сафонова, 26.01.2017 0

Типы «трудных детей» и способы работы с ними. Что вредно и полезно в работе с «трудными детьми» того или иного типа?


«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Классификаций «трудных» существует немало.

Во-первых, это различение их, так сказать, «по причине».

  • Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
  • Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
  • Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков).
  • Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

Однако выявить, к какой из этих групп относится подросток, обычно недостаточно. Конечно, следует показать ребенка врачу, если у него выявлены заметные нарушения интеллекта; в этом случае перевод школьника в класс коррекции или специализированное учебное заведение может решить проблемы: у ребенка появится свой круг общения, интересы, возможность получить образование и профессию, исчезнут причины для беспокойства из-за непонятого материала в школе или насмешек одноклассников. Но во всех остальных случаях надо искать еще какие-то причины, и лежат они в психологии ребенка и в воздействии среды.

С этой точки зрения надо понимать, что дети могут быть:

  • социально запущенными (не могут адаптироваться в обществе, так как их никто этому не учил);
  • педагогически запущенными (скажем, родители-алкоголики учат пить и подворовывать; или родители же постоянно говорят о том, что ненавидят работу, берут больничные, чтобы играть в компьютер, вслух бранят свою страну и мечтают только о каких-то материальных благах);
  • заброшенными (родители и школа совершенно не интересуются ребенком);
  • гиперопекаемыми (с них ничего не требуют, а все их требования выполняются молниеносно и беспрекословно; в разговорах с ребенком родители противопоставляют его окружающим как существо высшего порядка).

Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.

Классифицируют «трудных» и по степени «трудности». Выделяют обычно следующие группы:

  • Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
  • Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
  • Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
  • Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
  • Преступное поведение.
  • Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).

С точки зрения психологии «трудных» детей и подростков можно разделить на шесть видов. Чтобы выявить, к какому из них относится конкретная личность, необходимо провести наблюдения и, конечно, по возможности прибегнуть к помощи психолога.

Классификация типов личности "трудных" детей Г.И. Мазурова

  1. Возбудимый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое.

Поручать ему руководить группой или звеном: он начнет конфликтовать с окружающими или пытаться извлечь из ситуации личную выгоду.

Воздействовать с помощью убеждения: такой ребенок не прислушивается к аргументам.

Волевое, твердое обращение: такие дети признают только силу.

Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом, по возможности, связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.

Поощрения.

Угроза административного воздействия.

  1. Неуправляемый тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды.

Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

Бесполезно вызывать его на педсовет или к директору: он не признает норм и игнорирует разумные доводы.

Страх перед кабинетом директора или детской комнатой полиции отсутствует: подросток этого типа не понимает степени асоциальности своего поведения.

Бесполезно также собирать на ребенка «компромат», чтобы поссорить его с другими ребятами: это вызовет агрессию против одноклассников.

Наблюдение медиков и периодическое медикаментозное лечение.

Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.

Внимательное наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины.

  1. Упорный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Очень честолюбив и готов ради лидерства на все. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, а чужих он не признает: «есть два мнения: мое и неправильное». Поддерживает «уголовные традиции». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, иногда имеет склонность к садизму. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы.

Если группу создать не удается, переквалифицируется в «борца за справедливость» и заваливает жалобами школьное и более высокое начальство.

Пугать, ругать, убеждать в недопустимости его поведения, тем более пытаться наладить «дружеский» контакт.

При проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей работе на благо общества.

Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или отправляешься в колонию.

«Отсроченное наказание»: назначать беседу с директором по поводу плохого поведения на другой день.

  1. Активный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности. Неосмотрителен, хотя и изворотлив: его хитрости шиты белыми нитками. Способен сохранять работоспособность на уроке лишь минут 15, затем начинает нарушать дисциплину, на замечания отвечает грубостью.

Из-за конфликтности часто становится «отвергаемым» уже к концу обучения в средних классах.

«Отсроченное наказание»: у такого ребенка низкая стойкость аффекта.

Монотонный труд, мелочный контроль, трудоемкие поручения, требующие усидчивости.

Поощрения при каждом небольшом достижении.

Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.

«Приучать» к правильному стилю поведения с помощью повторяющихся действий.

Действенны угрозы наказания, но не очень «суровые».

Поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительное достижение и т.д.

 

  1. Демонстративный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

Это прекрасный актер и искусный лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Остаться в тени — его кошмар. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи.

Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей. В условиях коллектива он адаптироваться самостоятельно не способен.

Проявлять интерес, удивление при рассказах ученика.

Назначать руководителем группы учеников (такой ребенок не умеет взаимодействовать: он зациклен на себе), материально ответственным (от волнения возможен нервный срыв).

Широко оповещать о наказаниях, порицаниях в адрес ученика: он может безобразничать специально, чтобы прославиться хотя бы так.

Привлекать к работе художественной самодеятельности.

За каждое достижение поощрять грамотой на линейке, занесением на Доску почета и т.п.

Угроза общественного порицания за какой-то поступок.

Внимательный контроль с целью предотвратить преступление в состоянии аффекта или попытку самоубийства, если ребенок все же попал в «отвергаемые».

  1. Безвольный тип личности

Характеристика

Вредно или бесполезно

Полезно

У него нет ни воли, ни интереса к деятельности; он ленив, инертен и не испытывает интереса к чему-либо. О таких учителя часто говорят: «Ему лень подумать». Такой школьник нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки. Лживость, боязливость, отсутствие интереса к любой учебной или трудовой деятельности характеризуют такого ребенка.

Назначать на руководящую должность в детском коллективе.

Позволять бесконтрольно общаться с «трудными» подростками.

Поручать сложные, требующие особых навыков действия (например, проведение химических опытов и т.п.)

Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.

Контролировать, не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения с хорошими ребятами.

Поощрять благодарностью на линейке за достижения.

Вырабатывать с помощью упражнения навык хорошего поведения.

Работа с «трудными» должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию (в работу должны быть включены все учителя), координацию усилий родителей, школы, различных организаций: культурных, спортивных и т.п.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Читайте также: кейс-историю учителя «На уроках устраивал скандалы, кричал, требовал изменить все в образовательной системе страны…».



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: