Марина Гладко, 14.12.2016 31

Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры


В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения, к одним из основных учебных действий относится умение правильно оформлять письменные работы. На данный момент не существует единых нормативных требований к оформлению тетрадей в начальной школе по ФГОС. 


Обсудить статью (уже 30 коммент.) Опубликовать свой материал

Для соблюдения единого орфографического режима в образовательных учреждениях на основе методических рекомендаций федерального и регионального уровня, ранее действующих нормативных документов и передового педагогического опыта по данному вопросу разрабатываются Положения, касающиеся правил оформления тетрадей в начальной школе.

Сколько должно быть тетрадей у ученика начальных классов?

В начальной школе ученики должны иметь тетради для выполнения всех видов обучающих, проверочных, творческих и контрольных работ по каждому базовому предмету, у которого есть соответствующие программные требования.

Согласно правилам оформления тетрадей в начальной школе по ФГОС, их количество должно быть следующее:

  • математика и русский язык — по две рабочие тетради и по одной тетради для контрольных работ (со 2 класса);

В 1 классе используются прописи на печатной основе* (в I – II четверти) и лдна-две рабочие тетради.

Со 2 класса необходимо иметь тетрадь для творческих работ по русскому языку.

  • литературное чтение и окружающий мир — допускается использование рабочей тетради на печатной основе*;
  • иностранный язык — допускается использование прописей и рабочей тетради на печатной основе*, возможно наличие одной обычной тетради.

* все тетради на печатной основе должны входить в состав УМК.

Требования к ведению тетрадей

В соответствии с правилами ведения тетрадей в начальной школе все записи ученик должен делать ручкой с синими чернилами. Для выполнения других операций в тетрадях может быть использован простой карандаш. Проверка тетрадей осуществляется с помощью ручки с красными чернилами (иногда по решению педколлектива возможно использование для этих целей ручки с зелеными чернилами).

Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся.

Контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку. В тетрадях для контрольных работ после проверки необходимо проводить работу над ошибками.

Записи в тетрадях нужно вести аккуратно, с соблюдением норм каллиграфии. В течение всех лет обучения в начальной школе необходимо вести в тетради работу по выработке каллиграфического почерка.

Оформление обложки тетрадей

Ученические тетради в 1 классе подписываются учителем, во 2-4 классах подписываются учениками по образцу учителя.

Надписи на обложках делаются по единому образцу, который утвержден в требованиях к оформлению тетрадей в начальной школе.  

Требования к оформлению письменных работ в тетрадях в начальной школе

Согласно правилам ведения рабочих тетрадей, необходимо записывать название каждого вида работы. Между классной и домашней работой нужно делать отступление — 2 линии или 4 клетки вниз. В ходе работы строки не пропускаются.   

Дата урока, названия работ, номера упражнений и заданий пишутся по центру строки. Дата записывается цифрами (с 3 класса допускается запись прописью). «Шапка» записывается на той же странице, где располагается первая строка  работы.

Оформление работ по русскому языку

В соответствии с правилами ведения тетрадей по русскому языку, при оформлении записей на новой странице следует начинать писать на самой верхней строчке и дописывать до конца страницы. На каждой строке слева делается отступ (до 5 мм) по единой для всей страницы вертикальной линии, а справа дописывается до конца строки, применяя правила переноса слов.

Для оформления «красной строки» нужно делать отступ слева от начала строки на 2 см. Соблюдение абзацев является обязательным уже начиная с 1 класса.  

Образец оформления тетради по русскому ученика начальной школы

Оформление тетрадей по математике

Согласно требованиям к оформлению в тетради работ по математике в начальной школе необходимо делать отступ между разными видами заданий в 2 клетки, на третьей начинать писать. Между столбиками делается отступ вправо на 3 клетки. Слева по горизонтали должен быть обязательный отступ на 1 клетку.

В  правилах ведения тетрадей по математике указывается на необходимость соблюдения соответствия между количеством цифр в числе и количеством клеток для его записи.

Рекомендуется в тетрадях отмечать виды заданий. При работе над задачей записываются только слова «Задача» и «Ответ».

При оформлении записи задач геометрического типа чертить фигуру нужно только в том случае, если этого требует условие задачи.

Образец оформления тетради по математике начальной школы

Соблюдение правил оформления тетрадей в начальной школе способствует воспитанию у школьников культуры оформления письменных работ и формированию навыков по правильному ведению тетрадей.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. Фото автора. Материал составлен с использованием источника: Вера Илюхина, Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
30 luna1974 • 18:13, 15.08.2018
Не пойму, зачем ставить точки после числа и классной работы?
avatar
9 HelenLuk • 15:45, 01.02.2018
И попутный вопрос. Если ребенок может решить в уме задачу, то зачем вообще писать все эти условия?
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
10 Екатерина_Пашкова • 16:07, 01.02.2018
Потому что в школу ходят учиться, то есть заниматься учебной деятельностью, это процесс. Сам по себе ответ правильный нужно вписывать только на ЕГЭ в 11 классе, а до этого нужно решать учебные задачи, учебные тренировочные упражнения.
Возможно, пианист умеет отлично играть на инструменте, но почему-то нуждается в ежедневных правильных тренировках, какого бы высокого класса он ни был. Вот и здесь также - это учебное задание, его нужно отрабатывать. В 1 классе свои задания, на других годах обучения - другие, но делать их надо.
Учитель должен понимать, что ребенок правильно решает задачу, видеть ход его мыслей. Педагог в решении задачи, в способе ее записи и т.д. может увидеть 100 и 1 ситуацию, которую ему нужно проработать с учеником. У меня даже в 11 классе "умненькие" детки умудрялись валиться, когда не записывали решение. Прошло 11 лет обучения, а ошибки все те же, как и желание "решить в уме".
В банках даже калькуляторы с записью всех действий на них. Для определенных задач иметь запись решения необходимо.
avatar
13 HelenLuk • 17:06, 01.02.2018
Спасибо. Здесь с Вами соглашусь.
avatar
8 HelenLuk • 15:03, 01.02.2018
Мне, как родителю интересно узнать, допускается ли вариант написания ответа в тетради по математике: "За два дня купили 55 яблок"? В школе мне сказали, что правильно будет как у вас на фото. Вам не кажется это бредом и требованием, высосанным из пальца? И главное - зачем это нужно??
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
11 Екатерина_Пашкова • 16:11, 01.02.2018
Есть такая штука - называется методика преподавания предмета. Изучается педагогом в течение длительного времени и сформулированная не одним умным человеком, на основе знаний психологии, анализа типичных ошибок учеников, формулироки задания, на основе научных экспериментов и проч. Так правильно учить ребенка математике. Так делают все.
А если каждый родитель будет вводить свою формулировку, то будет шалман с непрогнозируемым результатом.
В конце концов есть вопрос и должен быть дан ответ. Люди, далекие от обучения групп детей разного уровня подготовленности и умственных способностей, не видят множества подводных камней. Один ребенок при индивидуальном обучении - да, возможно. Но в школу дети ходят в массовую.
Но никто не запрещает устно обсудить ответ.
Почему, например, надо пить воду в течение дня, а не сок или лимонад? Почему таблетку нужно запивать молоком, а не водой? Почему нужно принимать таблетку после еды, а не во время или до? Вроде бы глупые вопросы, но почему-то именно так нужно поступать, а не иначе.
avatar
12 HelenLuk • 17:01, 01.02.2018
Екатерина, благодарю за столь развернутый ответ.:) Много лет назад я заканчивала пединститут, только физкультурной направленности. Что такое теория и методика преподавания предмета мне знакомо. В том числе, что такое психофизиологические особенности развития детей разного возраста - тоже. На мой взгляд, тогда и сейчас, не все может быть ажурно в методиках. К сожалению, есть и глупые требования. Ведь не все пойдут работать бухгалтерами (к примеру,) где нужно писать отчеты только по определенным требованиям. Подобные требования могут угробить все стремление к творческому подходу ребенка в решении задач. Но мне все же хочется получить четкий ответ. Почему в ответе на решение задачи надо писать "55 яблок купили за два дня" и не возможны ( или не желательны) другие варианты написания ответов. P.S. Лев Николаевич и Антон Павлович, наше великое литературное наследие, что бы они сказали на данные требования? Просто размышляю...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Екатерина_Пашкова • 17:07, 01.02.2018
Вопрос лучше задать тем, кто это придумал или хотя бы математикам, учителям начальных классов, в общем, не столько практикам, сколько теоретикам.
А Лев Николаевич и Антон Павлович вряд ли бы сказали что-то дельное по данной конкретной ситуации с требованиями, обязаловкой и шаблонами ответов. Иногда послушаешь умных и достойных людей, что они говорят о том, в чем не разбираются, и хочется это "расслышать".
Если мне "попадется" математик, я ему передам Ваш вопрос. А вообще, на форуме была интересная тема про перестановку мест слагаемых. Возможно, пользовательница nouvelle9556 Вам подскажет, она на форуме бывает.
avatar
15 HelenLuk • 17:22, 01.02.2018
Учительница ответила, что в школе бывают проверки методистов и ей просто влетит за то, что она научила детей писать ответы " не по правилам". А так она сама не возражает против свободного ответа в задаче. Это вообще нормально? Гнобят этим еще и учителей. Очень хочется встретиться с подобными методистами, так сказать "лицом к лицу". Спасибо за ссылки и ответы.:)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Екатерина_Пашкова • 19:08, 01.02.2018
Такая проблема, конечно, тоже есть. Но не факт, что "пишите как хотите" это тоже правильный вариант. Я слышала мнения опытных учителей о своих менее опытных коллегах и их методах преподавания. Возможны разные варианты. И проблема отцов и детей, и проблема отсутствия опыта, которая выливается в то, что ученики недополучают необходимого.
А что касается методистов, то спорить с ветряными мельница у нас себе дороже, проще писать "правильно, и, второе, если у Вас в школе есть методисты и они реально работают и проверяют, и контролируют учителей, то можно только порадоваться. Так не везде.
avatar
17 HelenLuk • 22:47, 01.02.2018
Я совсем не выступаю за хаос. Везде должен быть свой порядок. Вот тут человек из театральной среды опубликовал крик своей души. По вашей, педагогической теме отчетности, кстати. И это одна из причин почему я не пошла в школьную педагогику. https://m.vk.com/@nvkazmin-nenavizhu
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 Сакура2 • 16:57, 02.02.2018
"Почему в ответе на решение задачи надо писать "55 яблок купили за два дня"?" Подобные вопросы возникают у родителей моих учеников, мы обсуждаем это на родительском собрании.
Задачи начинаем решать с 1 класса, учимся выделять условие и вопрос, а также "главные слова" для краткой записи. "Главное слово" вопроса задачи: "сколько?", ответ - 55. А далее поясняем - 55 яблок и т.д. Конечно, русский язык допускает варианты ответа, но на математике нужно вычислить значение выражения, а это число (в данном случае - 55), а не яблоки. Как правило, для детей такого объяснения вполне достаточно.
avatar
19 HelenLuk • 18:13, 02.02.2018
Вы меня простите великодушно, у меня нет опыта работы с большими объемами первоклассников. Вам, конечно, виднее. Дети сейчас разные. И у нас в классе они разные. Но я все же уверена, что ребенок даже 6,5 лет понимает разницу значения слов "55", "яблок", "купили". И он может отдавать себе отчет в том, о чем его спрашивают в задачах уровня своего возраста. Поэтому Ваше утверждение я ставлю под большое сомнение. А так мы готовим роботов. Как там даже во ФГОСе написано? Не помню дословно, но что-то вроде "развивать творческий потенциал учащихся..."
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
20 Сакура2 • 18:52, 02.02.2018
Простите и меня великодушно, но есть определенная методика. И при чем тут ФГОС? Я училась давно, ещё в советской школе, когда о ФГОС не мечтали, но и тогда ответ писали так, и роботами не стали ))). А развивать "творческий потенциал", на мой взгляд, помогают нестандартные, логические, творческие и т.д. задания.
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
21 Socol • 20:05, 02.02.2018
Чем дальше идёт диалог о написании ответа к задаче, тем больше удивляют комментарии коллег. В данном случае я на стороне мамы. Во-первых, нет никакой "методики написания ответа", т.е. по "по правилам". Есть методика обучения решению задач. Во-вторых, написание ответа по шаблону: смотри на вопрос, заменяй слово "сколько" на найденное число - опора только на начальном этапе или для слабых детей. Если ребёнок может грамотно сформулировать ответ, это как раз показывает, что он задачу решает с пониманием, а не просто пользуясь шаблоном-алгоритмом. Ответ: "За два дня купили 55 яблок" лично мне показал бы, что ребёнок понимает смысл задачи.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 Екатерина_Пашкова • 22:22, 02.02.2018
Кстати, вот какая мысль мне пришла в голову (но я не имею ни опыта, ни образования в области нач. классов). Сакура2 пишет, что в такой постановке вопроса и ответа ребенок учится находить главное, ключевое в самом вопросе и в ответе. И я работала с детьми (не коррекционными официально, но очень слабыми), которые в возрасте 13-14 лет очень трудно находили в тексте главное, трудно понимали смысл вопросов, вообще достаточно плохо читали. То есть, с одной стороны, им бы в их 13-14 лет нужно было бы поработать с развитием интеллекта, логики и мышления, потренировать технику чтения (но это было невозможно в рамках программы, от плана никуда не уйдешь), с другой стороны сейчас я задумалась: а не является ли эта умственная импотенция следствием того, что они привыкли к шаблонности, то есть как спросили, так и нужно отвечать?
Но. С такими детьми, чтобы их научить давать правильные ответы, чтобы их научить решать задачи, чтобы подготовить к экзамену (то есть есть фиксированный объем программного материала и ограниченное время), нужно заучивать готовые алгоритмы и вот такие вот ответы "Сколько яблок - 55 яблок". Им это нужно довести до автоматизма, потом уже возможны вариации и отклонения. Скорее всего, в 1 классе именно это и делается. Многократно повторяется вопрос, обсуждается его суть и дается четкий ответ.
Но кто же придумал эту запись?
avatar
23 HelenLuk • 23:13, 02.02.2018
Уважаемые дамы! Я на одну половину дитя СССР, а на вторую- перестройки. Т.е. мне слегка за 40:) Как мы писали в 1м классе, к сожалению, не помню. Как в советской системе были свои плюсы/минусы, так и в современных они тоже есть. Что касается отстающих подростков, то причин такого положения дел может быть множество. Начиная с семьи, заканчивая программой, которая совершенно не подходит конкретному ученику. И даже может быть, что дело в учителе(-лях). Мне тоже хочется узнать кто придумывает подобные "правила". Имя в студию!:) Я не буду здесь пересказывать длинную историю о том, как будущий нобелевский лауреат Нильс Бор, будучи студентом, сдавал экзамен Резерфорду по физике, ибо гениальность проявится даже в жестких рамках. Просто ей придется затратить больше времени и усилий на преодоление этих рамок. Но гениев единицы. А вот одаренных детей это может загнать в определенный шаблон мышления, как верно подметила Екатерина. И я вам скажу из своей личной практики, что переучивать заученное до автоматизма ГОРАЗДО труднее, чем научить человека с "чистого листа". Я думаю, это подтвердят многие педагоги.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 Сакура2 • 12:36, 03.02.2018
Давайте уточним. Разве я написала о "методике написания ответа"? Нет. Есть методика решения задач. Откроем методичку С.В. Бахтиной по математике для 1 класса (рекомендовано Российской Академией Наук!). Урок 42 - "Знакомство с задачей",с.132. Цитирую: "После слова "Ответ" записываем: 5 к." (задача была про котят).
Во 3-4 классе мы пишем более развернутый ответ. Да, дети привыкают писать, начиная с числа, но и другая запись не является ошибкой, за которую снижается отметка. Вот и всё.
avatar
25 Socol • 17:17, 03.02.2018
Сакура2, Вы всё верно пишете. Именно об этом и спрашивала мама: будет ли ошибкой, если число в ответе число написано не на первом месте, но сама формулировка ответа верная.Наши мнения сошлись - такой вариант ответа не запрещается.
avatar
26 HelenLuk • 18:16, 03.02.2018
Думаю, что на этой оптимистической ноте, мы можем закончить нашу дискуссию. Всем спасибо за участие!:)
avatar
28 luna1974 • 18:08, 15.08.2018
Считаю, главное, чтобы ученик понял смысл задачи. И если предложение, то есть ответ, оформлено осмысленно, то и все равно, 55 будет на первом месте или на последнем.
avatar
6 tsviraira • 07:26, 16.01.2018
Правилами ведения тетрадей в начальных классах предусмотрена обязательная ежедневная проверка всех видов работ учащихся. Однако, директор школы утверждает, что сейчас эти правила не действуют. так ли это?
avatar
5 uchilkaya • 16:42, 04.05.2017
Никакого оформления тетрадей "по ФГОС" не существует - в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образований (как и других ступеней) попросту НЕТ требований к оформлению чего бы то ни было:
http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf
Так что к ФГОС это не имеет ни малейшего отношения. И опирается автор на статью, опубликованную в 2005 году, а та, в свою очередь, на нормативы 1973-78 годов... Ещё комментарии нужны?
avatar
7 tsviraira • 07:29, 16.01.2018
Правильно ли я понимаю, что учитель может и вообще тетради не проверять или проверять раз в месяц или даже полугодие?
avatar
27 luna1974 • 18:05, 15.08.2018
А как же обратная связь?
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
3 walize • 12:01, 23.12.2016
Хочу заметить, что в образце оформления тетради по русскому языку, на мой взгляд:
1.Напрасно подчеркнуты слова "обновки", "снегом", так как они не являются подлежащими
2. "Шапка" "Объяснительный диктант" и "Зимний лес" , должны быть написаны на той же странице, что и сам текст диктанта.
В образце по математике в наименовании должно быть сокращение до первой буквы гласного.(ябл.)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 МаринаГладко • 00:16, 24.12.2016
Спасибо за комментарий. Обсудим с коллегами Ваши замечания. У нас тоже возникал вопрос по поводу записи в тетради по русскому языку. В общих рекомендациях есть указания, что нужно дописывать до последней строчки страницы. В некоторых документах указано, что дата должна быть написана на той странице, что и начало работы. Можете дать ссылку на конкретный документ?
avatar
29 luna1974 • 18:09, 15.08.2018
Получается, две строки будут пропущены впустую?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 МаринаГладко • 09:49, 17.12.2016
Спасибо за комментарий. Целью статьи не являлся анализ ученических работ. Она носит информационный характер: рассказать и показать образец оформления записей в тетради. На фото представлены мои образцы, которые я разместила у себя в классе на стенде "Пиши правильно".
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Nimis888 • 19:45, 16.12.2016
Спасибо за информацию, но покажите работу ученика, а не образец, написанный учителем.