Проект: "Разработка задачника по математике для учеников 1 класса"


II. Общие сведения о проекте.

1.Тема проекта: Разработка задачника по математике для учеников 1 класса.

2. Тип проекта: групповой, средней продолжительности, внутриклассный, практико-ориентированный монопроект.

3. Постановка проблемы проекта:

В школе скоро планируется проведение олимпиады по математике среди первоклассников, куда будут включены различные типы задач. Проблема состоит в том, что в учебнике, по которому занимаются первоклассники, содержится очень мало задач и учитель обращается за помощью к ребятам в 4 «а» классе.

Проект призван сплотить учеников 4 класса, дать им возможность помочь первоклассникам и ощутить их себя ответственными учениками, а также повысить мотивацию к обучению математике у учащихся 1 классов.

2. Цели и задачи проекта:

а) практические (для учащихся): создание задачника по математике для учеников 1 класса

б) педагогические

воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, ценностное отношение к труду и трудовой деятельности у учащихся 4 «а» класса;
  • воспитывать познавательный интерес у учащихся;
  • воспитывать дружелюбие, взаимное уважение в коллективе;
  • воспитывать ответственность у учащихся;

развивающие:

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • развивать опыт взаимодействия, сотрудничества обучающихся в процессе работы

образовательные:

  • создать условия для реализации у учащихся 4 «а» класса приобретенных знаний, умений и навыков;
  • формировать УУД: а) регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование); б) познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы), логические (анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера)

3. Сведения об участниках проекта:

а) организаторы: учитель начальных классов, ученики 4 «а» класса

б) состав проектной группы: ученики 4 «а» класса в количестве 25 чел. Возраст: 10-11 лет

в) дополнительно привлекаемые специалисты или родители учащихся: классный руководитель 1 «а» класса, родители учащихся 4 «а» класса.

4. Условия осуществления проектной деятельности:

а) сроки проведения: 2 недели

б) место проведения и реализации проекта: МБОУ СОШ №3 г. Богородска

в) материально-техническое и учебно-методическое оснащение, оборудование: нет

г) информационное обеспечение, в том числе список литературы и Интернет-источников (для организаторов и участников).

5. Вид продукта проекта: задачник по математике

6. Планируемые результаты.

а) Личностные результаты

- Творческий подход к выполнению задания

- Навыки сотрудничества со сверстниками

- Наличие мотивации к творческому труду

б) Метапредметные результаты

Формируемые УУД:

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование);

-познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы), логические (анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие),

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера)

III. Краткая аннотация содержания проекта.

Организаторами проекта являются классные руководители 1 «а» и 4 «а» классов. Необходимость в организации проектной деятельности возникла в связи со скорой олимпиадой по математике среди 1 классов. Целью и продуктом проекта является создание задачника по математике для учеников 1 класса. Создавать задачник будут ученики 4 «а» класса при помощи их классного руководителя и их родителей. Реализация проекта предполагается в течение 2 недель. За это время ребята должны распределить обязанности, найти нужную информацию для задачника, создать сам задачник и написать с помощью классного руководителя конспект проекта, чтобы работа считалась законченной. Презентация проекта будет проходить на школьном собрании, где задачник торжественно будет вручен ученикам 1 класса.

IV. Подробное описание этапов работы над проектом

1. Ценностно-ориентационный этап (погружение в проект, выбор темы и проблемы проекта, мотивация проектной деятельности и др.).

В класс к четвероклассникам заходит классный руководитель 1 а класса.

Учитель:  Ребята в моем классе неохотно решают обычные арифметические задачи, которые есть в учебнике, к тому же их очень мало, зато им очень интересно, когда я задаю задачи на смекалку, в стихах и другие. Но первоклассникам важно решать как можно больше задач, чтобы подготовиться к олимпиаде по математике, которая скоро будет проходить в школе. Как же мне быть?

Ученик 1: Может быть Вам взять задачи из другого учебника?

Учитель: Дело в том, что в других учебниках задачи очень похожи на те, которые мы уже решали.

Ученик 2: Тогда может быть взять в школьной библиотеке задачник?

Учитель: Хорошая идея, но в библиотеке есть задачник только для средней школы, где задачи намного сложнее.

Ученик 3: Может быть мы всем классом поищем такие задачи?

Ученик 4: А потом сможем оформить все найденные нами задачи в задачник и подарим его Вашему классу.

Учитель: Да, это отличная идея!

Ученик 5: А какие задачи должны быть в сборнике?

Учитель: Арифметические задачи на счет в пределах 10.

Ученик 6: А там должны быть и обычные задачи, и задачи на смекалку?

Учитель: Да, также можете в сборник задачи в стихах, шуточные задачи или те, которые найдете дополнительно. Мы с ребятами будем очень рады увидеть сборник, сделанный вами!

2. Этап планирования и организации деятельности учащихся.

Ученики на большой перемене или после уроков обсуждают вместе с учителем то, как они будут работать над изготовлением сборника.

Ученик 1: Мы можем все вместе пойти в городскую библиотеку и поискать там различные задачи.

Ученик 2: Я думаю, нам сложно будет целым классом искать все задачи. Предлагаю разделиться на группы, чтобы каждая группа сделала часть сборника.

Ученик 3: Мы можем включить в сборник несколько обычных арифметических задач, задачи на смекалку, задачи-шутки.

Ученик 4: Можем добавить еще сюжетные задачи, например, со сказочными персонажами.

3. Конструктивный этап (описание деятельности групп по работе над проектом и выполнения индивидуальных заданий).

Ученик 1: Нам всем нужно разделиться на 4 группы. Предлагаю посмотреть по журналу список нашего класса и первый по списку будет в 1 группе, второй – во 2, третий – в 3, четвертый – в 4, пятый – снова в 1, шестой – во 2 и так далее.

Ученик 2: Тогда первая группа будет искать арифметические задачи на счет в пределах 10, вторая – задачи на смекалку, третья – задачи-шутки, а четвертая – сюжетные задачи.

Ученик 3: А что нам делать, если мы не найдем или найдем очень мало сюжетных задач?

Ученик 4: Мы можем сами их сочинить, придумав сюжет со сказочными и несуществующими персонажами.

Учитель: Ребята, найти задачи – только половина дела, нужно их еще правильно и красиво оформить в сборник, чтобы получилась книга.

Ученик 5: Мы можем дома найти задачи, а потом обсудить в классе, какие из них мы включим в сборник. А на уроке труда с учителем и после уроков самостоятельно сделать обложку, вклеить или вшить листы.

Ученик 6: Я думаю, что найти обычные задачи намного проще, чем задачи на смекалку или шуточные. К тому же в 1 группе будет больше человек.

Ученик 7: Тогда давайте 1 группа еще составит конспект по нашей выполненной работе, чтобы у нас получился проект. Так мы покажем, как трудились и чего достигли. Ребята из остальных групп тоже будут помогать в его создании. А ребята из 2 группы еще помогут нам с фотографиями. Мы сфотографируем то, как мы работаем над проектом.

Ученик 8: Нам нужно распределить время на работу. Давайте на поиск задач мы уделим 3 дня? Этого хватит, чтобы и сходить в библиотеку, и поискать материал в учебниках и интернете. В оставшееся время мы займемся оформлением сборника и конспекта проекта.

Ученик 9: Я думаю пора приступать к работе. Давайте напечатаем потом все задачи, чтобы у нас получилась настоящая книга? Для этого мы всю информацию будем обрабатывать в электронном виде.

Учитель: Ребята, вы очень самостоятельные. Но вы можете обратиться за помощью ко мне или к классному руководителю 1 класса, если вам нужен будет совет.

4. Подготовка к презентации проекта.

Ученики, выполнив работу над созданием сборника, приступают к созданию конспекта.

Ученик 1: А что у нас точно должно войти в конспект?

Ученик 2: Точно должна быть тема нашего проекта, наши группы, деятельность каждой группы и пошаговое описание нашей работы.

Ученик 3: Я думаю, нужно обязательно добавить цели и задачи нашей работы.

Ученик 4: Давайте спросим у учителя, что еще должно быть в нашем конспекте, чтобы наша работа считалась проектом?

Ученики спрашивают учителя.

Учитель: Во-первых, нужно правильно оформить титульный лист. На втором листе, как правило, будет содержание. Далее нужно отметить руководителя проекта и состав нашего класса, а также проблему проекта, его цель и задачи. Обязательно нужно написать то, где проект реализуется, т.е. нашу школу. В конспекте описывается, какой это проект. Например, наш проект групповой, практико-ориентированный и т.д. Также нужно написать, в какое время проект выполнялся нами, какое обеспечение нам понадобилось, были ли специалисты, которых мы привлекали к работе. Обязательно подробно нужно описать наш продукт, т.е. сборник задач и то, как он создавался. К конспекту нужно приложить материалы, которыми вы пользовались, а также фотографии рабочих моментов. В конце нужно указать, чему мы научились и достигли ли мы поставленной цели. Форму заполнения конспекта проекта вы можете взять у меня, чтобы не забыть какие-либо пункты.

5. Презентация проекта (в форме сценария презентации).

Презентация проекта проходит на собрании 4 классов. Ребята внутри класса распределяют, кто и какие слова будет говорить. В каждой из 4 групп выбирается самими ребятами самый активный и он, как представитель своей группы, рассказывает про то,  как осуществлялся поиск информации в его группе. Учитель может помочь ребятам в составлении плана презентации. Ребята показывают их сборник задач и дарят его 1 «а» классу.

6. Рефлексивный этап.

На классном часу ребята обсуждают, достигли ли они поставленной цели и чему они научились в процессе работы над проектом. Также обсуждается взаимодействие ребят на различных этапах их деятельности. Подводятся итоги, обговаривается, что было наиболее и наименее сложным. Учитель может провести социометрию, чтобы сравнить ее результаты с предыдущим исследованием.

V. Достигнутые эффекты проекта (для студенческих работ – планируемые эффекты)

1. Педагогические эффекты проекта.

-Сформированные УУД (см. планируемые результаты)

2. Социальные эффекты проекта.

-Стремление учащихся помочь первоклассникам

-Создание сборника задач для первоклассников

-Расширение кругозора  учащихся

-Стремление учащихся к поиску новой информации

-Творческий подход детей как к поиску задач, так и к самостоятельному их созданию

-Тесное взаимодействие детей в результате выполнения проекта, способствующее взаимному уважению среди участников проекта.

VI. Приложение.

1. Продукт проекта – сборник задач по математике. Содержание включает в себя: арифметические задачи, задачи на смекалку, задачи-шутки и сюжетные задачи. Каждый блок содержит по 15 задач на счет в пределах 10. Сборник оформлен в виде книги. Обложка и страницы содержат печатный текст. На некоторых страницах есть иллюстрации к задачам, выполненные детьми цветными карандашами. Обложка твердая, картонная.

2. Рабочие материалы

Примеры задач, включенные в сборник:

Простая арифметическая задача:

В вазе было 7 роз и 3 тюльпана. На сколько роз больше, чем тюльпанов?

Задача-шутка:

7 воробьишек спустились на грядки,

Скачут и что-то клюют без оглядки.

Котик-хитрюга внезапно подкрался,

Мигом схватил одного и умчался.

Вот как опасно клевать без оглядки!

Сколько теперь их осталось на грядке?

Задача на смекалку:

С наседкой идут несколько цыплят. Один цыпленок впереди, а два позади, один позади, а два впереди. Один между двумя и три в ряду. Сколько всего цыплят у наседки?

Сюжетная задача:

Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

Материалы: листы А4, картон, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, нитки, иголка, цветная бумага.

Материалы, обеспечивающие рефлексию деятельности:

Методика «Социометрия» Я. Морено

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман


Полный текст материала Проект: "Разработка задачника по математике для учеников 1 класса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федякова Надежда Дмитриевна  Публикатор
Студентка 4 курса, НГПУ им. Козьмы Минина
29.12.2015 0 1884 187

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0