Конспект урока окружающего мира по теме "Птицы"; 2 класс


Урок разработан к методическому комплекту "Перспективная начальная школа". Для обучающихся 2 класса. Цель данного урока: создать условия для выяснения основных признаков птиц.

Задачами данного урока являются:

  • формирование умения выделять существенные и отличительные признаки птиц, познакомить с основными особенностями пера птицы;
  • развитие умений наблюдать, сравнивать, делать выводы, составлять рассказ-описание по плану;
  • воспитание познавательного интереса к классу птиц.

Урок направлен на то, чтобы создать условия на уроке, помогающие обучающимся самим добывать знания на основе имеющего опыта. На уроке применяются приемы информационно-коммуникативной технологии, проблемно-диалогового обучения; наглядно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения материала.

Ход урока:

Этап урока

Ход урока

Примечание

1. Мотивационный

Ребятам  предлагают прослушать звуковую композицию.

Какие звуки вы услышали? Что их объединяет?

Определение темы урока. (Птицы)

 

Слайд 1

звуки птиц

 

2. Актуализация знаний

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

Ребятам предлагается прослушать диалог  Миша и Маши Ивановых во время прогулки в лесу.

- Каких животных встретил Миша?  Кто знает животное, похожее на белку, о котором они говорили? (белка-летяга).

- Что объединяет всех этих животных? (они все умеют летать)

- Летают, значит, птицы? Какой вывод можем сделать? (не все животные, которые умеют летать – птицы)

- А все ли птицы умеют летать?

-Тогда кого мы называем птицами?

Поставка учащимися цели урока:

(мы должны познакомиться с многообразием птиц, выделить основные признаки птиц, чтобы выделять их из других групп животных)

Определение учащимися типа урока.

 

Слайд  2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ребятам предлагается назвать известных им птиц.

2. Организуется работа в группе (по 4 человека).

Какие правила работы в мини-группе вы знаете?  (распределяем роли, выслушиваем мнения друг друга, аргументируя свои  мысли)

3. Ребята объединяются в группы, рассматривают задание на карточках.  Сформулируйте задание.

 

4. Работа в группе.

5. Проверка результатов.

-Расскажите о результатах ваших исследований по цепочке, каждая группа называет один из признаков.

Какое правило данной проверки мы должны помнить? (не повторяться)

- Начнем с общих признаков.

-Назовите отличительные признаки.

 

6. Беседа о птицах, которые не умеют летать.

-Почему страус не летает? Какое средство защиты он имеет? Почему не летает пингвин?

 

7. Самостоятельная работа с текстом хрестоматии, знакомство с другими нелетающими птицам (киви, додо).

 -Птички киви ( бескрылы) почему не летает? По какой причине исчезла более 400 лет птица додо?

-Можно ли общие признаки птиц, отнести и к другим животным?

- Что бы вы ответили Мише, как ему определить, кто из тех животных кого он встретил - птицы?                          

Музыкальная физ.минутка с использованием интерактивной доски

8. Работа с формируемым понятием.

-Как по-другому можно назвать птиц, синоним к данному слову?

-Птиц иногда называют пернатыми, как вы считаете, почему? (выделяю корень)

9. Работа с учебником.

- Откройте оглавление учебника, на какой странице находится наша тема?

Найдите изображение волнистого попугая. Что вы знаете об этой птице? (Это домашний любимец, Родина которого Австралия. Он имеет яркую, интересную окраску).

10. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите перья птицы.

-Почему на теле одной птицы находятся перья разного вида? (перья каждого вида выполняют свою роль)

11. Самостоятельная исследовательская работа по группам.

-Объектом нашего исследования  будут перья птиц. Работая в группе, следуя инструкции,   вы исследуете перо птицы, затем расскажите о  результатах  своих исследований.

1 группа. Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Прочитайте текст в учебнике на странице 22.
  3. Определите название каждого пера.
  4. Подпишите его в учебнике.
  5. Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

2 группа. Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Прочитайте текст в учебнике на странице 22.
  3. Определите название каждого пера.
  4. Расскажите, на какой части тела находится данный вид перьев.
  5. Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

3 группа: Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.

2.Предположите, из каких частей состоит перо?

3.Проверьте свои предположения: соедините название с  соответствующей частью. (основание – стержень, часть, которая окружает стержень – опахало, которое состоит из мелких бороздок.

4.Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

  1. 4 группа: Инструкция:
  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Возьмите ножницы и разрежьте перо вдоль по стержню.
  3. Рассмотрите, что внутри стержня?
  4. О каком свойстве пера это говорит?
  5. Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

5 группа: Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Обсудите, что произойдет с пером, если подует ветер?
  3. Проверьте, подбросьте перо, понаблюдайте, что произойдет?
  4. Почему это происходит?
  5. Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

6группа. Инструкция:

  1. Рассмотрите перо, используя лупу.
  2. Опустите перо  в стакан с водой.
  3. Понаблюдайте, что произошло с пером?
  4. Почему перо не намокло?
  5. Почему птице необходимо, чтобы перо не намокало?
  1. Подготовьте презентацию своего исследования, начиная со слов: «Задача нашего исследования состояла в ….»

Выводы по результатам исследований.

-Что же мы узнали о перьях птицы в результате нашей исследовательской работы?

 Приложение1

(на карточках  изображения птиц (ворона,  пингвин) и таблица (общие признаки и отличительные)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд   (птицы, которые не умеют летать)

 

 

 

Слайды сравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка ПЕРНАТЫЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

(Перо, лупа, учебник, инструкция и др. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический

4.Первичное закрепление

Индивидуальная самостоятельная работа по рабочей тетради.

- Приготовьте  рабочую тетрадь, на какой странице находятся задания по данной теме? Нас интересует №21. Прочитайте задание самостоятельно. Что требуется сделать?

Самостоятельное выполнение задания

Взаимопроверка с комментированием. Верное выполнение задания фиксируется на интерактивной доске.

- Оцените работу при помощи оценочной шкалы, по какому критерию будем оценивать?

-Верните тетради, согласны ли вы с оценкой? Встаньте, кто получил высший балл. Где  были ошибки?

Задание из тетради на слайде

5.Итог урока

- Какова была цель нашего урока? Достигли мы цели урока?

 

 

6.Рефлексия

- Проанализируйте и оцените свою работу.

Ребята оценивают себя с помощью цветных карандашей и комментируют:

 –  теперь я знаю, что …,

 - теперь я смогу…….

 – теперь я знаю, что …, но…

  – мне сложно было …. я не…  )

 Оценка работы всего класса учителем.

 

7. Дом. задание

-Домашнее задание:

Хр. Стр. 89-91(зачем птицам перья?), Р.т. №22.

*Хр. Стр. 94. «Кормит ли песня комара»

слайд


Полный текст материала Конспект урока окружающего мира по теме "Птицы"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Татьяна Михайловна  Публикатор
Учитель начальных классов, МБНОУ "Гимназия №44" г. Новокузнецка Кемеровской области
05.05.2016 0 686 96
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0