Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс

Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс

Урок по программе Н.Ф. Виноградовой.

Цели: Создать благоприятную, доброжелательную обстановку для усвоения нового материала средствами ИКТ; развивать мыслительные операции.

Задачи:

  • обучающие: Рассказать о том, как звери готовятся к зиме при помощи ИКТ; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;
  • воспитывающие: воспитывать любовь к природе родного края; учить детей, беречь и охранять природу;
  • развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес при помощи ИКТ;

Оборудование: презентация; запись: Антонио Вивальди из цикла « Времена года»- осень;  напечатанный текст, вырезанные силуэты плодов деревьев (для каждого ученика)                         

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» : «Осень».) Представьте, что мы с вами пришли осенью на берег реки. В лицо нам дует холодный ветер, моросит дождь. Откройте глаза. Перед вами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Рассмотрите, что на ней изображено?

Ответы детей: …

Учитель: Какие же изменения произошли осенью в живой и неживой природе?

Дети: - Стало холодно.

           - Дождливо.

           - Сыро.

           - Ветрено.

           - Грязно.

           - Листья стали желтыми, коричневыми, оранжевыми…

           - С деревьев опали листья.

           - Улетели птицы.

           - Выпал первый снег…

III. Сообщение тема урока

Учитель: Молодцы! Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как дикие животные готовятся к зиме». (Тема урока появляется на экране вместе с изображением диких животных, о которых пойдет речь на уроке.)

 IV. Работа над новым материалом

 Отгадайте загадку, и вы узнаете,  кого из этих животных называют «хозяином леса»:

     Хозяин лесной

     Просыпается весной,

     А зимой под вьюжный вой

     Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь.

Учитель: Правильно. ( Появляется крупная фотография медведя.) Косолапый, Михаил Иванович, Топтыгин – как только ни называют бурого медведя, хозяина наших лесов. К сожалению, леса вырубаются людьми, и там, где раньше вовсю хозяйничал топтыгин, нынче их и след простыл. Но еще остались леса на севере и в глубине нашей Родины, в которых живут эти большие звери.

Медведи живут поодиночке, не перенося общества друг друга. Бурые медведи всеядны. Весной они предпочитают молодую хвою,  траву и мелких грызунов. Летом, когда травы грубеют, мишка выбирает растения, посочнее, и ягоды, с удовольствием ест насекомых, и птичьи яйца. Осенью он ест орехи и всевозможные плоды. Если удается - лакомится рыбкой. ( Все перечисленное по очереди появляется на экране.)

Но скоро наступит зима. Что из вышеперечисленного он сможет добыть? Хвоя становится жесткой, грызуны спрячутся глубоко под снегом в норках, ягод, плодов и насекомых в лесу зимой не найдешь, рыба ушла на глубину. ( Все перечисленное по очереди исчезает с экрана.)

Есть медведю зимой нечего! Что же придумала природа? ( Вопрос появляется на экране.) Кто догадался?

Дети: Медведь впадает в спячку!

Учитель: Да, на зиму медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру опытный медведь находит заранее и обустраивает травой и листьями. Берлогу он может устроить под большим поваленным деревом, кучей веток или в небольшой пещерке в скалах.

Далее один из учеников читает текст на экране:

«Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май». Прочитайте еще раз предложение про себя и скажите мне, что обязательно делает медведь, перед тем как заснуть?

Дети: Накапливает жир.

Учитель: Что он для этого делает?

Дети: Много ест.

Учитель: Да, он усиленно питается летом и всю осень, накапливает жир, а также, он меняют шерсть на более густую, чтобы выжить зимой.

Физкультминутка

    Топай мишка,

    Хлопай мишка,

    Приседай со мной братишка

    Руки вверх, вперед и вниз,

    Улыбайся и садись.

Отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, кому еще не добыть корм зимой и приходится спать с осени до весны:

     Остроносый, круглый, колкий,

     Нацепил щиты-иголки,

     Защитил себя всего.

     Уж на что зубасты волки,   

     А не могут взять его!

Дети: Еж. (Появляется на экране.)

Учитель: Чтобы проспать всю зиму, ежи, как и медведи, накапливают жир. Кого для этого они едят, прочитает  на экране…

Ученик: «Едят насекомых, мышей, змей, ящериц, яйца птиц, плоды растений.

Учитель: Зимой ежи спят под снегом в уютном гнездышке, построенном осенью из опавших листьев.

Итак, как ежи готовятся к зиме?

Дети: Нагуливают жир, строят гнезда, готовятся к спячке.

Учитель: Молодцы! Следующая загадка:

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.

Дети: Белка

Учитель: Белку называют лесной хозяюшкой, как вы думаете почему?

Дети: ответы детей.

Учитель: Молодцы! Много знаете. Самое трудное время для белок – зима. Эти грызуны не впадают в спячку. Зимой они питаются летними запасами. Белки очень хлопотливые хозяюшки. В конце лета и всю осенью они делают запасы орехов, ягод, фруктов, грибов, желудей, шишек. Грибы и ягоды они сушат, накалывая их на веточки, а затем прячут их в гнезде или в кладовочке, закапывают в земле.   К зиме мех белки становится гуще, меняется и его цвет с  рыжего  на серый. Кто знает зачем?

Дети: ответы детей.

Учитель: Серую белку хищникам труднее найти среди веток. Также к зиме белки утепляют свои гнезда. В сильные морозы белки по нескольку дней не покидают свои теплые домики. (Тезисы на экране.)

 Отгадайте ребус, и вы узнаете, о ком далее мы поговорим.

Дети:  Это заяц.

Учитель: Кто знает, как готовятся к зиме зайцы?

Дети: Меняют цвет меха…

Учитель: А зачем зайцам понадобилось менять мех на белый?

Дети: ответы детей.

Учитель: Чтобы их не нашли хищники. Зайцев часто изображают трусливыми, но это не так. Они не трусливые, а осторожные! Трудно им живется в лесу, много врагов. Но длинные уши и чуткий нос заранее предупреждает его об опасности, а быстрые ноги уносят прочь от нее. Помогают уйти от опасности и умение запутывать следы. Теплая шуба защищает зайцев от холода зимой и делает их незаметными на белом снежном ковре. Зимой зайцы питаются корой деревьев и кустов. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? 

Дети: Ему это не нужно, он находит корм и зимой.

Физкультминутка

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Учитель: Разгадайте ребус. О ком мы будем говорить?

Дети: О волке.

Учитель: Как вы думаете, а у волков  меняется шерсть на более густую?

Дети: ответы детей.

Учитель: С наступлением зимы добывать пищу становится все сложнее, и волки  объединяются в стаи. Вместе зимой легче выжить  и можно охотиться не только на мелких животных, но и на северных оленей и лосей. Такую крупную добычу волк сможет добыть  только стаей. Волки незаметно окружают стадо животных. Они внезапно бросаются в атаку, стремясь оттеснить от стада какое-нибудь слабое, больное или молодое животное. Для этого приходится иногда по долгу бежать за стадом, а для этого нужна выносливость. Волки уничтожают больных животных, таким образом, другие животные не заразятся.

В стае есть вожак, самый сильный и опытный волк, он поддерживает железную дисциплину в стае. Он руководит охотой, а все остальные животные подчиняются ему.

Следующее животное вы должны угадать, прочитав, как оно готовится к зиме. ( На партах листочки с текстом.)

Дети: читают: «К зиме я тоже меняю шубку на теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. У меня зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, которое спасает меня от волков и собак. Питаюсь я мышами и  лягушками. Догнать зайца мне трудно. Разве что  случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка».  Это лиса.

Учитель: Как к зиме готовится лиса?

Дети: Меняет мех

Учитель: Найти еду помогают зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье. Выжить зимой помогает то, что лисы умеют запутывать следы, Умеют терпеливо ждать, умеют незаметно подкрасться.   

Откройте учебники на стр.68. Мы поговорили о подготовке к зиме разных животных. Посмотрите, о каком животном мы еще не говорили?     

Дети: О мышке.

Учитель: А кто знает, как она готовится к зиме?

Дети: Делает запасы.

Учитель: Молодцы!

V. Домашнее задание

Учитель: Нарисуйте, как готовится к зиме одно из животных, о которых мы говорили сегодня.

VI. Итоги урока

Учитель: Урок подходит к концу. Все вы очень хорошо работали, молодцы. Понравился вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Вы узнали как трудно зимой живется животным. Мы по возможности должны их подкармливать в это трудное время. Я предлагаю вам  помочь белочке. ( Открывается доска с изображением дерева, на котором сидит белка)

 Для этого возьмите из конвертов заготовки и разукрасьте ее ( Вырезаны желуди, ягоды, шишки, грибы…)                

Работы вывешиваются на доске на ветках дерева, рядом с изображением белки.

VII. Организационный момент 


Полный текст материала Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна  316Nika
учитель начальных классов, ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
13.10.2015 0 5875 709
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0