Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс


Открытый урок

по окружающему миру

«Как дикие животные готовятся к зиме»

по программе Н.Ф.Виноградовой

1 класс

Тихомирова Вероника Викторовна


Учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназии №295

Цели: Создать благоприятную, доброжелательную обстановку для усвоения нового материала средствами ИКТ; развивать мыслительные операции.

Задачи:

обучающие: Рассказать о том, как звери готовятся к зиме при помощи ИКТ; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;

воспитывающие: воспитывать любовь к природе родного края; учить детей, беречь и охранять природу;

развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес при помощи ИКТ;


Оборудование: презентация; запись: Антонио Вивальди из цикла « Времена года»- осень; напечатанный текст, вырезанные силуэты плодов деревьев (для каждого ученика)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» : «Осень».) Представьте, что мы с вами пришли осенью на берег реки. В лицо нам дует холодный ветер, моросит дождь. Откройте глаза. Перед вами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Рассмотрите, что на ней изображено?

Ответы детей: …

Учитель: Какие же изменения произошли осенью в живой и неживой природе?

Дети: - Стало холодно.

- Дождливо.

- Сыро.

- Ветрено.

- Грязно.

- Листья стали желтыми, коричневыми, оранжевыми…

- С деревьев опали листья.

- Улетели птицы.

- Выпал первый снег…


III. Сообщение тема урока

Учитель: Молодцы! Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как дикие животные готовятся к зиме». (Тема урока появляется на экране вместе с изображением диких животных, о которых пойдет речь на уроке.)

IV. Работа над новым материалом

Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого из этих животных называют «хозяином леса»:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь.

Учитель: Правильно. ( Появляется крупная фотография медведя.) Косолапый, Михаил Иванович, Топтыгин – как только ни называют бурого медведя, хозяина наших лесов. К сожалению, леса вырубаются людьми, и там, где раньше вовсю хозяйничал топтыгин, нынче их и след простыл. Но еще остались леса на севере и в глубине нашей Родины, в которых живут эти большие звери.

Медведи живут поодиночке, не перенося общества друг друга. Бурые медведи всеядны. Весной они предпочитают молодую хвою, траву и мелких грызунов. Летом, когда травы грубеют, мишка выбирает растения, посочнее, и ягоды, с удовольствием ест насекомых, и птичьи яйца. Осенью он ест орехи и всевозможные плоды. Если удается - лакомится рыбкой. ( Все перечисленное по очереди появляется на экране.)

Но скоро наступит зима. Что из вышеперечисленного он сможет добыть? Хвоя становится жесткой, грызуны спрячутся глубоко под снегом в норках, ягод, плодов и насекомых в лесу зимой не найдешь, рыба ушла на глубину. ( Все перечисленное по очереди исчезает с экрана.)

Есть медведю зимой нечего! Что же придумала природа? ( Вопрос появляется на экране.) Кто догадался?

Дети: Медведь впадает в спячку!

Учитель: Да, на зиму медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру опытный медведь находит заранее и обустраивает травой и листьями. Берлогу он может устроить под большим поваленным деревом, кучей веток или в небольшой пещерке в скалах.

Далее один из учеников читает текст на экране:

«Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май». Прочитайте еще раз предложение про себя и скажите мне, что обязательно делает медведь, перед тем как заснуть?

Дети: Накапливает жир.

Учитель: Что он для этого делает?

Дети: Много ест.

Учитель: Да, он усиленно питается летом и всю осень, накапливает жир, а также, он меняют шерсть на более густую, чтобы выжить зимой.

Физкультминутка

Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной братишка

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, кому еще не добыть корм зимой и приходится спать с осени до весны:

Остроносый, круглый, колкий,

Нацепил щиты-иголки,

Защитил себя всего.

Уж на что зубасты волки,

А не могут взять его!

Дети: Еж. (Появляется на экране.)

Учитель: Чтобы проспать всю зиму, ежи, как и медведи, накапливают жир. Кого для этого они едят, прочитает на экране…

Ученик: «Едят насекомых, мышей, змей, ящериц, яйца птиц, плоды растений.

Учитель: Зимой ежи спят под снегом в уютном гнездышке, построенном осенью из опавших листьев.

Итак, как ежи готовятся к зиме?

Дети: Нагуливают жир, строят гнезда, готовятся к спячке.

Учитель: Молодцы! Следующая загадка:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белка

Учитель: Белку называют лесной хозяюшкой, как вы думаете почему?

Дети: ответы детей.

Учитель: Молодцы! Много знаете. Самое трудное время для белок – зима. Эти грызуны не впадают в спячку. Зимой они питаются летними запасами. Белки очень хлопотливые хозяюшки. В конце лета и всю осенью они делают запасы орехов, ягод, фруктов, грибов, желудей, шишек. Грибы и ягоды они сушат, накалывая их на веточки, а затем прячут их в гнезде или в кладовочке, закапывают в земле. К зиме мех белки становится гуще, меняется и его цвет с рыжего на серый. Кто знает зачем?

Дети: ответы детей.

Учитель: Серую белку хищникам труднее найти среди веток. Также к зиме белки утепляют свои гнезда. В сильные морозы белки по нескольку дней не покидают свои теплые домики. (Тезисы на экране.)

Отгадайте ребус, и вы узнаете, о ком далее мы поговорим.

Дети: Это заяц.

Учитель: Кто знает, как готовятся к зиме зайцы?

Дети: Меняют цвет меха…

Учитель: А зачем зайцам понадобилось менять мех на белый?

Дети: ответы детей.

Учитель: Чтобы их не нашли хищники. Зайцев часто изображают трусливыми, но это не так. Они не трусливые, а осторожные! Трудно им живется в лесу, много врагов. Но длинные уши и чуткий нос заранее предупреждает его об опасности, а быстрые ноги уносят прочь от нее. Помогают уйти от опасности и умение запутывать следы. Теплая шуба защищает зайцев от холода зимой и делает их незаметными на белом снежном ковре. Зимой зайцы питаются корой деревьев и кустов. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?

Дети: Ему это не нужно, он находит корм и зимой.

Физкультминутка

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг и ускакал.

Учитель: Разгадайте ребус. О ком мы будем говорить?

Дети: О волке.

Учитель: Как вы думаете, а у волков меняется шерсть на более густую?

Дети: ответы детей.

Учитель: С наступлением зимы добывать пищу становится все сложнее, и волки объединяются в стаи. Вместе зимой легче выжить и можно охотиться не только на мелких животных, но и на северных оленей и лосей. Такую крупную добычу волк сможет добыть только стаей. Волки незаметно окружают стадо животных. Они внезапно бросаются в атаку, стремясь оттеснить от стада какое-нибудь слабое, больное или молодое животное. Для этого приходится иногда по долгу бежать за стадом, а для этого нужна выносливость. Волки уничтожают больных животных, таким образом, другие животные не заразятся.

В стае есть вожак, самый сильный и опытный волк, он поддерживает железную дисциплину в стае. Он руководит охотой, а все остальные животные подчиняются ему.

Следующее животное вы должны угадать, прочитав, как оно готовится к зиме. ( На партах листочки с текстом.)

Дети: читают: «К зиме я тоже меняю шубку на теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. У меня зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, которое спасает меня от волков и собак. Питаюсь я мышами и лягушками. Догнать зайца мне трудно. Разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка». Это лиса.

Учитель: Как к зиме готовится лиса?

Дети: Меняет мех

Учитель: Найти еду помогают зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье. Выжить зимой помогает то, что лисы умеют запутывать следы, Умеют терпеливо ждать, умеют незаметно подкрасться.

Откройте учебники на стр.68. Мы поговорили о подготовке к зиме разных животных. Посмотрите, о каком животном мы еще не говорили?

Дети: О мышке.

Учитель: А кто знает, как она готовится к зиме?

Дети: Делает запасы.

Учитель: Молодцы!

V. Домашнее задание

Учитель: Нарисуйте, как готовится к зиме одно из животных, о которых мы говорили сегодня.

VI. Итоги урока

Учитель: Урок подходит к концу. Все вы очень хорошо работали, молодцы. Понравился вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Вы узнали как трудно зимой живется животным. Мы по возможности должны их подкармливать в это трудное время. Я предлагаю вам помочь белочке. ( Открывается доска с изображением дерева, на котором сидит белка)

Для этого возьмите из конвертов заготовки и разукрасьте ее ( Вырезаны желуди, ягоды, шишки, грибы…)

Работы вывешиваются на доске на ветках дерева, рядом с изображением белки.

VII. Организационный момент


Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
• Косолапый • Михаил Потапыч • Топтыгин `
Слайд 5
Слайд 6
Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май.
Слайд 7
•• Готовятся Готовятсякк спячке спячке •• Накапливают Накапливаютжир жир Едят Едятнасекомых, насекомых, мышей, мышей,змей, змей, ящериц, ящериц, яйца яйцаптиц, птиц, плоды плодырастений. растений. •• Строят Строятгнезда гнезда
Слайд 8
•• Делают Делаютзапасы запасы орехов, орехов,ягод, ягод,фруктов, фруктов, грибов, грибов,желудей, желудей, шишек. шишек. •• Меняют Меняютмех мехна на более болеетеплый теплыйии пушистый пушистый •• Меняют Меняютокрас окрас •• Утепляют Утепляютжилище жилище
Слайд 9
•• Меняет Меняетокрас окрас •• Становится Становитсятолще толще мех мех --Запутывает Запутываетследы следы --Умеет Умеетзатаиться затаиться
Слайд 10
•• Меняют Меняютмех мех на на более болеетеплый теплый -собираются -собираютсявв стаи стаи -нападают -нападаютна на больных больных животных животных
Слайд 11
• Меняют мех на более теплый и пушистый • Зоркие глаза • Острый слух • Удивительное чутье
Слайд 12

Полный текст материала Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна  316Nika
13.10.2015 0 11195 1057

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0