Организация работы над проектом в школе: как подготовить ученика, чтобы он стал победителем конференции?


В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и многие другие качества могут органично развиваться при использовании проектной технологии обучения как в классе, так и во внеурочной деятельности.


Обсудить статью (уже 16 коммент.)
Опубликовать свой материал

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям. Таким образом, речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах. Особенностью такой работы является получение на выходе конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.

Как подготовить учеников к выступлению к участию в научной конференции? Советы по организации проектной работы

  • Выбираем тему

Всё начинается с выбора темы. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности. Если объявлена общая тема «Спорт», бессмысленно писать об олимпийских или паралимпийских играх, о футболе или плавании. Процент участников, выбравших те же темы, очень высок, поэтому конкурировать будет сложно. Да и исследовать в этих направлениях практически нечего. Значит, вы рискуете превратить вашу работу в реферат, а это крайне нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна. Обратите внимание на темы-спутники. Так, например, в связи со спортом можно рассматривать и здоровый образ жизни.

  • Формирование рабочей группы проекта

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

  • Презентация проекта

На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к вашу работу прочтёт скорее всего один эксперт, который лишь напишет на неё рецензию, а за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал, полный конкурентов.

  • Выбор учеников

Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками. При отборе я обращаю внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, артистичность, ответственность и хорошая дикция.

  • Планирование работы

Теперь поговорим о планировании работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

  • Координация проекта

Координировать такую работу несомненно придётся учителю, как руководителю проекта. От него требуется самое важное — следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании. Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту. Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

  • Сбор информации

На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования. Недели вполне достаточно.

  • Формулируем цели и задачи проекта

Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

  • Обсуждайте материалы проекта с другими учениками

Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное.Этот этап работы занимает ещё неделю.

  • Продукт проекта

Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка. Предположим, таким конечным продуктом будет сценарий, в поддержку которого нужно сделать презентацию. Это наиболее живой компонент проекта, изменения в который будут вноситься ежедневно, пока он не обретёт идеальную для вас композицию. Определяемся с основой: Кто? Где? Когда? Зачем? Распределяем роли и вместе пишем сценарий. Мне нравится, когда ребята пишут свои роли сами, каждый за своего героя. Они таким образом «проживают» маленькую жизнь в своём образе, придумывают характер, берут ответственность за слова. Кроме текста мы сразу же пишем и комментарии: «сказал весело», «повернулся к публике», «остановился в недоумении» и т. д.

  • Работа над презентацией

Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Так как особенностью проектов, которыми я занимаюсь с учащимися, является их выполнение на иностранном языке, особое внимание мы уделяем тексту. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — наш козырь.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Представьте себе зрительный зал, который смотрит двадцать презентаций подряд, пытаясь вникнуть в их суть. В лучшем положении оказывается первая пятёрка выступающих. Затем усталость, разговоры... Нужно включить зал в свою работу: «Обратите внимание...», «Вам понравилось...?», «Не правда ли...» Уверяю вас, это отлично работает.

  • Продолжительность выступления

Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан, «выстрадан» и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель — заинтересовать, воодушевить, ничего более.

Надеюсь, мои рекомендации по подготовке детей к выступлениям на научных конференциях будут полезными для учителей как иностранных языков, так и других предметов.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 VikuSik1705 • 01:09, 05.04.2015
Марина Геннадьевна, большое спасибо за актуальный материал!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 sab-alla55 • 06:17, 08.03.2015
День добрый, уважаемая Марина Геннадьевна! Поздравляю Вас и всех женщин нашей страны с весенним праздником, пожелания больших успехов в работе с молодым поколением нашей страны, огромное спасибо за Вашу статью, я работаю в сельской школе учителем биологии и географии уже 34 года и каждый год по 2-3 ребёнка выбирают проекты, в основном, по краеведению и ЗОЖ.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 физика0553 • 01:09, 05.03.2015
Спасибо, надеюсь, Ваш опыт поможет в моей работе
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Fedorr@ • 21:55, 26.02.2015
Марина Геннадьевна, спасибо большое за статью. Отличный навигатор. Все четко, ясно, грамотно.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Ласточка434 • 20:52, 21.02.2015
спасибо, только готовлюсь в следующем году опробовать работу над проектом...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 zakholga • 20:15, 21.02.2015
Воодушевить и тем более организовать учащихся на выполнение проекта очень сложно. Многие загораются интересной идеей, но, когда реально начинают осознавать, какой объем работы нужно проделать самостоятельно, у них опускаются руки. Из содержания статьи понятно, что в групповом проекте детям участвовать интереснее, так как есть возможность внести свой вклад в общее дело. Этапы работы над проектом изложены логично и, несомненно, статья будут полезна преподавателям, организующим проектную работу учащихся.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Галина1306 • 16:33, 23.01.2015
Марина Геннадьевна! Спасибо за статью! Обязательно ею воспользуюсь! Нужный материал!
avatar
9 алимдюл8941 • 15:53, 22.01.2015
Спасибо!Очень полезная статья.
avatar
8 Юлия4471 • 17:10, 21.01.2015
Как мне повезло, что я наткнулась на эту статью. Сейчас готовлю проект со своими шестиклассниками по Восточно-прусской операции. Цель - создать макет.. Прочитав статью, меня осенило, а что если обыграть разработку этого военного события...
avatar
7 Ira15 • 15:13, 11.01.2015
Очень интересная статья, и не только для педагогов, но и для учащихся. Считаю, что данные рекомендации по подготовке детей к выступлениям на научных конференциях будут полезными для всех учителей.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 класс2390 • 11:00, 15.11.2014
Очень актуально, доступно, какие-то моменты взяла для своей работы, так как планирую организовать проект для своих учеников. Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 zabida • 10:23, 09.09.2014
очень нужный материал. спасибо большое
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 solny6cko • 13:49, 21.07.2014
хорошие советы, связанные со школьной действительностью. Спасибо за опыт.
avatar
3 Bushina • 10:46, 02.07.2014
Делают педагоги, а побеждают дети. К сожалению, неоднократно сталкивалась с этим. Статья полезная, как поэтапная подготовка к созданию и выполнению проекта.
avatar
2 katigoroshek • 19:48, 24.05.2014
Меня тоже волнует эта тема. В этом году мои ученики представляли школу на конкурсе "Зерде". Заняли третье место. Это уже неплохо, хотя третье место было и в прошлом году, и ещё раньше. Роста нет, хотя и дети разные. Чего не хватило? - видеоролика, баннера... А разве это могут сделать ученики начальных классов? Правда, на следующий год запланировали сделать видео, где девочка будет демонстрировать свои опыты. Было бы прекрасно организовать тут у нас площадку для обмена опытом по этой проблеме.
avatar
Марина Геннадьевна, спасибо! Очень познавательная статья. Некоторые советы лежат на поверхности, но к ним нужно "прийти", вы же даете готовые рекомендации. Мои ученики принимали участие в НОУ, и действительно, часто видно, что ребенок не достаточно готов: избитая тема, сбивчивая речь, превышение регламента на выступление. Действительно, всей внутренней работы над проектом (сбор информации и т.д.) может быть не видно, но презентация - наше все. С одной стороны, жалко, что дети, взявшие готовый проект в интернете, просто пользуясь хорошими навыками презентации, побеждают, а с другой — а как в реальной жизни? Кто побеждает? Нужно учиться оформлять свой проект и доносить свои мысли и идеи до окружающих. Трудно, подчас, но, мне кажется, без этого уже никуда.