Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи"

Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи"

  • Учебные цели: формирование понятия о причастии как части речи,
  • знакомство с  грамматическими  признаками  причастия, повторение признаков прилагательного и глагола,  формирование умения отличать причастие от прилагательного и глаго­ла.
  • Развивающие цели: развитие  умения самостоятельно находить причастие в тексте и  обозначать её графически; интеллектуальных качеств кадет: решать проблемные, познавательные задачи, рационально запоминать, развивать умение строить предложения, подбирать прилагательные и причастие к заданным словам; ло­гического мышления  кадет.
  • Воспитательные цели: содействие   воспитанию  бе­режного, уважительного отношения  к родному языку; повышение мотивации суворовцев к изучению родного языка.
  • Материальное обеспечение: учебник «Русский язык 7 класс». М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, интерактивная доска, презентация, рабочие тетради и тетради для опорных конспектов, раздаточный материал дифференцированного характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дежурный кадет докладывает о готовности взвода к уроку.

2. Проверка выполнения задания по самоподготовке  (презентация, самостоятельно составленная кадетом, слова /глаголы, где в окончаниях пропущена буква/. Кадет  просит взвод вставить гласные и объяснить свой выбор)

3. Основной этап.

Блиц - опрос.  (при записи числа и темы урока повторяем изученный материал по теме «Числительное»)

- Какой частью речи является 22?

- Какое это числительное?
- Это простое, составное или сложное?

Наглядный эксперимент.

Преподаватель показывает воздушный шарик и просит описать его, используя словосочетания «существительное  +    прилагательное».

- Что обозначает прилагательное?

Создание проблемной ситуации.

- А могут ли слова обозначать признак предмета по действию?

Если вы считаете, что могут, приведите примеры.

- Когда мы описывали  признаки шарика по форме, цвету, величине, какую  часть  речи мы использовали?

-Что мы можем сказать об этих прила­гательных? Какие признаки предмета - постоянные  или временные - они называ­ют? (постоянные).

Преподаватель подбрасывает воздушный   шарик.

 Беседа.

 - Какие признаки предмета теперь можете  назвать!   (летящий,падающий…)

- А эти признаки постоянные или нет? (падающий - тот, который падает сейчас; упавший - тот, который упал).

- От какой части речи образованы такие слова? (глагол).

- На   вопросы  какой части речи  отвечает?  (прилагательное.)

- Что обозначает?  (признак предмета по действию).

Вывод.

Значит, эти слова обладают признаками двух частей речи: прилагательного и гла­гола.

Выявление грамматических призна­ков прилагательного и глагола у при­частия.

а) К причастию «пожелтевшее» из сло­восочетания пожелтевшее дерево, подоб­рать существительные мужского рода и женского рода.

Вывод: причастие изменяется по числам, родам - как и прилагательное.

б) Лингвистическая сказка
(приложение №1).

*Давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля  Которого после вмешательства принцессы Причастие.

Работа с наглядным материалом.

Вывод:  причастие имеет - вид, время,  как и глагол.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол, от кото­рого образовано данное причастие». С прилагательным такая замена не возможна. 

Тренинг.

а) Устная работа с текстом,
(приложение №2)

б) Выборочный диктант
(приложение №2).

Записать только словосочетания «причас­тие + существительное». Обосновать вы­бор. Указать главное слово. Обозначить окончание причастий.

в) Игровая пятиминутка.

Автобиография  причастия (приложение №3).

 Синтаксическая разминка.

Конструирование предложения по вариан­там.  (приложение №2).

 Составить из данных слов предложения, образовав от одного из глаголов причастие и  согласовав его с  существительным в нужном падеже.

3.Закрепление. Самостоятельная работа.

а) Групповые здания («Два-четыре – все вместе»)

1,2 уровень сложности: найти причастия в тексте и определяемое слово (приложение 5)

3 уровень сложности: задание на слайде (выбрать № словосочетания с причастием)

б) Выполнение тестового задания. (прило­жение № 4)

Проверка выполнения теста.

в) Блиц - опрос.

-   С какой частью речи мы познакомились?

-  Признаки каких частей речи имеет причастие? Приведите примеры.

4. Итог урока.

Выставление и комментирование оценок.


Полный текст материала Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Акимова Инна Юрьевна  Публикатор
преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература), Владивостокское президентское кадетское училище
28.09.2015 0 1828 239

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0