Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи"


Тема урока: «Причастие как часть речи».

Учебные цели: формирование понятия о причастии как части речи,

знакомство с грамматическими признаками причастия, повторение признаков прилагательного и глагола, формирование умения отличать причастие от прилагательного и глаго­ла.

Развивающие цели: развитие умения самостоятельно находить причастие в тексте и обозначать её графически; интеллектуальных качеств кадет: решать проблемные, познавательные задачи, рационально запоминать, развивать умение строить предложения, подбирать прилагательные и причастие к заданным словам; ло­гического мышления кадет.

Воспитательные цели: содействие воспитанию бе­режного, уважительного отношения к родному языку; повышение мотивации суворовцев к изучению родного языка.

Материальное обеспечение: учебник «Русский язык 7 класс». М.Т.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, интерактивная доска, презентация, рабочие тетради и тетради для опорных конспектов, раздаточный материал дифференцированного характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

Дежурный кадет докладывает о готовности взвода к уроку.

2. Проверка выполнения задания по самоподготовке (презентация, самостоятельно составленная кадетом, слова /глаголы, где в окончаниях пропущена буква/. Кадет просит взвод вставить гласные и объяснить свой выбор)

3. Основной этап.

Блиц - опрос. (при записи числа и темы урока повторяем изученный материал по теме «Числительное»)

- Какой частью речи является 22?

- Какое это числительное?
- Это простое, составное или сложное?

Наглядный эксперимент.

Преподаватель показывает воздушный шарик и просит описать его, используя словосочетания «существительное + прилагательное».

- Что обозначает прилагательное?

Создание проблемной ситуации.

- А могут ли слова обозначать признак предмета по действию?

Если вы считаете, что могут, приведите примеры.

- Когда мы описывали признаки шарика по форме, цвету, величине, какую часть речи мы использовали?

-Что мы можем сказать об этих прила­гательных? Какие признаки предмета - постоянные или временные - они называ­ют? (постоянные).

Преподаватель подбрасывает воздушный шарик.

Беседа.

- Какие признаки предмета теперь можете назвать! (летящий,падающий…)


- А эти признаки постоянные или нет? (падающий - тот, который падает сейчас; упавший - тот, который упал).

- От какой части речи образованы такие слова? (глагол).

- На вопросы какой части речи отвечает? (прилагательное.)

- Что обозначает? (признак предмета по действию).

Вывод.

Значит, эти слова обладают признаками двух частей речи: прилагательного и гла­гола.

Выявление грамматических призна­ков прилагательного и глагола у при­частия.

а) К причастию «пожелтевшее» из сло­восочетания пожелтевшее дерево, подоб­рать существительные мужского рода и женского рода.

Вывод: причастие изменяется по числам, родам - как и прилагательное.

б) Лингвистическая сказка
(приложение №1).

*Давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.

Работа с наглядным материалом.

Вывод: причастие имеет - вид, время, как и глагол.

Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол, от кото­рого образовано данное причастие». С прилагательным такая замена не возможна.

Тренинг.

а) Устная работа с текстом,
(приложение №2)

б) Выборочный диктант
(приложение №2).

Записать только словосочетания «причас­тие + существительное». Обосновать вы­бор. Указать главное слово. Обозначить окончание причастий.

в) Игровая пятиминутка.

Автобиография причастия (приложение №3).

Синтаксическая разминка.

Конструирование предложения по вариан­там. (приложение №2).

Составить из данных слов предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном падеже.

3.Закрепление. Самостоятельная работа.

а) Групповые здания («Два-четыре – все вместе»)

1,2 уровень сложности: найти причастия в тексте и определяемое слово (приложение 5)

3 уровень сложности: задание на слайде (выбрать № словосочетания с причастием)

б) Выполнение тестового задания. (прило­жение № 4)

Проверка выполнения теста.

в) Блиц - опрос.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Признаки каких частей речи имеет причастие? Приведите примеры.

4. Итог урока.

Выставление и комментирование оценок.


Приложение № 1

Лингвистическая сказка.

В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго - настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно. Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен.

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения который ..., каждая крошка - которая..., каждое дитя - которое...

Солнце которое восходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

Он говорил ей:

- Я король, который любит.

- Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

- Годы, которые мне остались...

- Оставшиеся...

- Я хочу посвятить вам.

-Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий...

Представьте, как обрадовались подданные короля!

(Угроватова Т.Ю, «Подсказки на каждый день. 7 класс» М.- ВЛАДОС, 1996)


Приложение № 2. ( раздаточный материал)

1. Прочитайте текст, найдите причастия.

1) Нестриженные ногти приводят к царапинам на лучших друзьях.

2) Широкая спина скрывает дрожащих товарищей.

3) Оборванные уши свидетельствуют о том, что родители часто воспитывают их хозяина.

4) Крепкая шея с сидящими на ней друзьями говорит о доброй душе и слабой воле.

2. Записать только словосочетания причастие + существительное.

Обосновать выбор. Указать главное слово. Обозначить окончание при

частий.

Темнеющий лес, желтая кувшинка, шумный поток, вспаханное поле, синее море, пестреющие цветы, золотистая равнина, пестрая ткань, золотящаяся рожь.


3* Составить из данных слов предложения, образовав от одного из глаголов причастие и согласовав его с существительным в нужном па-деже»

1) Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, проселочная.

2) Дорогам, заросли, скрипели, травой, черным, колеса, по.

3) Сорвать, нами, мы, раскладывали, и, травы, и, сушить, цветы.

4) За, был, бурьяном, домом, колодец, заросли.

5) Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.


Приложение №3.

Автобиография причастия Летящий

Я, причастие Летящий, происхожу из семьи

Мой отец оставил мне значение……………, время……., вид. Мать оставила в наследство вопрос…………… ,

свою синтаксическую роль ,

научила изменяться породам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме………..рода,……. числа и………….падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство……………….. (Угроватова Т.Ю, «Подсказки на каждый день. 7 класс» М.- ВЛАДОС, 1996)


Приложение № 5

Андрий уже издали видел дом, непохожий на другие и, как казалось, строенный каким-нибудь архитектором итальянским. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа. Окна нижнего этажа были заключены в высоко выдавшиеся гранитные карнизы; верхний этаж состоял весь из небольших арок, образовавших галерею; между ними видны были решетки с гербами. На углах дома тоже были гербы. Наружная широкая лестница из крашеных кирпичей выходила на самую площадь. Внизу лестницы сидело по одному часовому, которые картинно и симметрически держались одной рукой за стоявшие около них алебарды, а другою подпирали наклоненные свои головы, и, казалось, таким образом, более походили на изваяния, чем на живые существа. Они не спали и не дремали, но, казалось, были нечувствительны ко всему: они не обратили даже внимания на то, кто всходил по лестнице. На верху лестницы они нашли богато убранного, всего с ног до головы вооруженного воина, державшего в руке молитвенник. Он было возвел на них истомленные очи, но татарка сказала ему одно слово, и он опустил их вновь в открытые страницы своего молитвенника. Они вступили в первую комнату, довольно просторную, служившую приемною или просто переднею. Она была наполнена вся сидевшими в разных положениях у стен солдатами, слугами, псарями, виночерпиями и прочей дворней, необходимою для показания сана польского вельможи как военного, так и владельца собственных поместьев. Слышен был чад погаснувшей свечи. Две другие еще горели в двух огромных, почти в рост человека, подсвечниках, стоявших посередине, несмотря на то что уже давно в решетчатое широкое окно глядело утро. Андрий уже было хотел идти прямо в широкую дубовую дверь, украшенную гербом и множеством резных украшений, но татарка дернула его за рукав и указала маленькую дверь в боковой стене. Этою вышли они в коридор и потом в комнату, которую он начал внимательно рассматривать. Свет, проходивший сквозь щель ставня, тронул кое-что: малиновый занавес, позолоченный карниз и живопись на стене. Здесь татарка указала Андрию остаться, отворила дверь в другую комнату, из которой блеснул свет огня. Он услышал шепот и тихий голос, от которого все потряслось у него. Он видел сквозь растворившуюся дверь, как мелькнула быстро стройная женская фигура с длинною роскошною косою, упадавшею на поднятую кверху руку. (Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»)


ТЕСТ

I ВАРИАНТ

II ВАРИАНТ

1) Укажите причастие.

1.синий

  1. синеет

  2. синеющий

  3. синеватый

  4. синяя


  1. зеленоватый

  2. зеленеет

  3. зеленый

  4. зеленеющий

  5. зеленея

2) Укажите словосочетание «прилагательное + существительное».

  1. зимняя дорога

  2. зимующие птицы

  3. замерзшая река

  4. раскрытая книга


  1. растаявший лед

  2. замолкшие голоса

  3. голубенький кувшин

  4. запертая дверь

3) Укажите словосочетание «причастие + существительное».


1бушующее море

2сидящие на дереве

1зеркальная поверхность

2 выполнивший задание

3летящий самолет

4спускающейся к берегу

3удивительный дом

4удивляющейся всему


(рабочая тетрадь с печатной основой .7 класс. Саратов ,Изд. ЛИЦЕЙ, 1997 )




4) Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4

Мы шли узенькой тропинкой,

5 6 7 8 ведущей прямо к речке.

1 2 3 4

Наше внимание привлек дуб,

5 6 7 8

растущий на опушке леса.




Слайд 1
ПРИЧАСТИ Е КАК  ЧАСТЬ  РЕЧИ
Слайд 2
ЩЕБЕЧ…Т, ГРЕЗ…ТСЯ ЕМУ,  ЧАСТО ВИД…МСЯ, ПРИТИХН… Т ВСЕ, КАК БУДТО КЛИЧ…Т, НЕ  ХОЧ…ШЬ ДОПУСТИТЬ, СКОРО  УВИД…МСЯ, ВСЕГДА ЗАВИС… Т, ХОРОШО ПОНИМА…ШЬ,  БРАТА НЕ ОБМАН…ШЬ, РАЗОМ  НАГРЯН…М, НЕ ПРИЕД…ТЕ  СЕГОДНЯ, МЕНЯ ЗАБУД…ТЕ,  ТОЛКУ…М О КОМ­ТО, ОПЯТЬ  ПРИЕД…ШЬ, НИКОГО НЕ  ОБИД…ШЬ.
Слайд 3
КОТОРЫЙ ИЗУЧАЕТ
Слайд 4
КОТОРЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ
Слайд 5
КОТОРЫЙ ДУМАЕТ
Слайд 6
КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ
Слайд 7
КОТОРЫЙ ТАНЦУЕТ
Слайд 8
КОТОРЫЙ УСТАЛ 
Слайд 9
КОТОРЫЙ БРОСИЛ
Слайд 10
КОТОРЫЙ  УБЕЖАЛ
Слайд 11
КОТОРЫЙ УСКАКАЛ
Слайд 12
КОТОРЫЙ ЗАМОЛЧАЛ
Слайд 13
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, НАЙДИТЕ  ПРИЧАСТИЯ. НЕСТРИЖЕННЫЕ НОГТИ ПРИВОДЯТ К  ЦАРАПИНАМ НА ЛУЧШИХ ДРУЗЬЯХ. ШИРОКАЯ СПИНА СКРЫВАЕТ  ДРОЖАЩИХ ТОВАРИЩЕЙ. ОБОРВАННЫЕ УШИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ  О ТОМ, ЧТО РОДИТЕЛИ ЧАСТО  ВОСПИТЫВАЮТ ИХ ХОЗЯИНА. КРЕПКАЯ ШЕЯ С СИДЯЩИМИ НА НЕЙ  ДРУЗЬЯМИ ГОВОРИТ О ДОБРОЙ ДУШЕ И  СЛАБОЙ ВОЛЕ.
Слайд 14
ЗАПИСАТЬ ТОЛЬКО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  «ПРИЧАСТИЕ + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». ОБОСНОВАТЬ ВЫБОР. УКАЗАТЬ  ГЛАВНОЕ СЛОВО. ОБОЗНАЧИТЬ  ОКОНЧАНИЕ ПРИЧАСТИЙ. ТЕМНЕЮЩИЙ ЛЕС, ЖЕЛТАЯ  КУВШИНКА, ШУМНЫЙ ПОТОК,  ВСПАХАННОЕ ПОЛЕ, СИНЕЕ МОРЕ,  ПЕСТРЕЮЩИЕ ЦВЕТЫ, ЗОЛОТИСТАЯ  РАВНИНА, ПЕСТРАЯ ТКАНЬ,  ЗОЛОТЯЩАЯСЯ РОЖЬ.
Слайд 15
СОСТАВИТЬ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБРАЗОВАВ ОТ ОДНОГО ИЗ  ГЛАГОЛОВ ПРИЧАСТИЕ И СОГЛАСОВАВ ЕГО  С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В НУЖНОМ ПАДЕЖЕ. 1) ЧЕРНЕТЬ, ВДАЛИ, К ЛЕСУ, ВЕЛА, ПРЯМАЯ,  ДОРОГА, ПРОСЕЛОЧНАЯ. ДОРОГАМ, ЗАРОСЛИ, СКРИПЕЛИ, ТРАВОЙ,  ЧЕРНЫМ, КОЛЕСА, ПО. СОРВАТЬ, НАМИ, МЫ, РАСКЛАДЫВАЛИ, И,  ТРАВЫ, И, СУШИТЬ, ЦВЕТЫ. ЗА, БЫЛ, БУРЬЯНОМ, ДОМОМ, КОЛОДЕЦ,  ЗАРОСЛИ. ЛЕС, ОСВЕТИТЬ, СОЛНЦЕ, ЛУЧАМИ, В, ВОШЛИ,  МЫ, ОСЕННЕГО.  
Слайд 16
АВТОБИОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЯ  ЛЕТЯЩИЙ Я, ПРИЧАСТИЕ ЛЕТЯЩИЙ, ПРОИСХОЖУ  ИЗ СЕМЬИ……. МОЙ ОТЕЦ ОСТАВИЛ МНЕ  ЗНАЧЕНИЕ……………,  ВРЕМЯ……., ВИД.  МАТЬ ОСТАВИЛА В  НАСЛЕДСТВО  ВОПРОС…………… , СВОЮ СИНТАКСИЧЕСКУЮ РОЛЬ , НАУЧИЛА ИЗМЕНЯТЬСЯ ПОРОДАМ,  ЧИСЛАМ И ПАДЕЖАМ. ВОТ СЕЙЧАС Я  СТОЮ В ФОРМЕ………..РОДА,……. ЧИСЛА  И………….ПАДЕЖА. КРОМЕ  НАЗВАННЫХ,  ИМЕЮ СОБСТВЕННОЕ, ПРИСУЩЕЕ ТОЛЬКО  МНЕ СВОЙСТВО………………..  
Слайд 17
3 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ. 1. БЕГУЩАЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ 2.ЛЕТУЧИЙ ГАЗ 3. ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ 4. ТЕМНЕЮЩАЯ ДАЛЬ 5. УЛЕТЕВШИЙ ВДАЛЬ 6. СЛАДКИЙ ПИРОГ 7. НЕ ПОНИМАЮЩИЙ В ЦВЕТАХ 8.ЗЕЛЕНЕЮЩАЯ ТРАВА 9. ПЕСТРАЯ СТЕПЬ 10. ПЕСТРЕЮЩАЯ ЦВЕТАМИ СТЕПЬ 11. ВЫРАЩЕННЫЕ В ОРАНЖЕРЕЕ 12. КУСТ, ПРИСЫПАННЫЙ  СНЕГОМ.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА  УРОК!
Слайд 19
Источники  фотографий   http://mama.neolove.ru/three_to_school/school/shkolnye_straxi.html http://avufa.ru/wp­content/uploads/2014/11/061fe6e2071296fa90e0b6bc648f2508_XL.jpg http://s.pfst.net/2010.07/2146583420cdfbdb65e5a6f415d46af2a9ce8328e2_b.jpg http://fscomps.fotosearch.com/compc/CSP/CSP990/k10581600.jpg http://bilahata.net/wp­content/uploads/2015/04/танцы1.jpg http://www.habersokakta.com/wp­content/uploads/556f03b63499d.jpg http://www.ulizza.ru/upload/iblock/d01/d015722e249c6c2d0ef58fe57f7d7f7b.jpg http://cs304713.vk.me/v304713350/46/5IsZ9qFRVE8.jpg http:// heidi­dressage.com/wp­content/uploads/2013/09/horse­jockey­knut­hlyist­sky­jump­loshad­pryizho k.jpg http://static.ngs.ru/news/23/preview/13cc5fa7e9cfd455e3d7ce47a271f8ea04a2c97c_700.jpg

Полный текст материала Разработка урока русского языка на тему: "Причастие как часть речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Акимова Инна Юрьевна  Публикатор
28.09.2015 0 3803 451

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0