Урок русского языка по теме: "Слово и его значения"; 5 класс


Тема урока: «Слово и его значения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

  • личностные: формирование мировоззренческих понятий
  • предметные:  узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
  • метапредметные:
    • регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
    • познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
    • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Е.А. Быстровой

Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал  (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)

Ход урока

  1. Организационный этап (слайд 1)

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

  1. Приветствие.

- Добрый день, ребята!

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начать пора.

А теперь  улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  Теперь займите свои места.

  1. А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?  Ну и обязательно приготовьте сигнальные карточки.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»     

- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого  нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».

III. Определение темы урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.

Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (слайд 2):

1.     Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.                                                   

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).

- Все ли в нашем мире названо словами?

Это первая часть нашей темы.

2. (слайд 3)

сИдеть – сЕдеть

стАрожил – стОрожил

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).

3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:

Я пойти завтра на прогулка.

- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.

- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ)  - Откройте тетради и запишите число и тему урока (слайд 5)

IV. Определение целей урока (слайд 6)

- А теперь поставим цели нашему уроку:

1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

- Как вы думаете,  благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)

V.  Открытие нового знания

1. Обращение к теоретическому материалу  учебника стр. 218-219 .

2. Какие корни имеет  слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология)

3. Еще раз проверяем себя (слайды 7, 8)

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 9)

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете,  почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).

- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?

(слайд 10)

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)

Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

VI. Физминутка

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам надо сесть – это шесть.

VII. Закрепление

  1. Определить лексическое значение слова  и грамматическое значение

БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 11)

Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.

  1. СЛОВО ВЯЗЬ
  2. Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, то что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 12,13)стр. 269 в учебнике
  3. Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 14, 15)
  4. Выполнение упражнения 314 с использованием толкового словаря
  5. Проверка с сигнальными картами

- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?

  1. Задание по карточкам (определить лз слов по вариантам)

8.     Найдите слова с одинаковым грамматическим значением, выпишите их

Ель, бежит, на дереве, стол, говорить, на окне (слайд 16)
 

VIII. Итог урока

- Какое значение уникально,  а какое можно применить к группе слов?

-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?

( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)

IX. Домашнее задание §55, упр. 313 и 316 (на выбор) (слайд 17)

Х. Рефлексия

  1. Ответы на карточках

Сегодня на уроке я узнал…

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

  1. Телеграмма (слайд 18 )

- Ребята, а вы знаете, что такое телеграмма?

 (сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации) 

Почему это слово стало редко употребляться?

Учащиеся отправляют телеграммы друг другу


Полный текст материала Урок русского языка по теме: "Слово и его значения"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наумова Ирина Александровна  Публикатор
учитель русского языка и литературы, МАОУ города Иркутска гимназия № 2
14.09.2015 0 7181 639
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0