Галина Шутова, 19.07.2015 2

Как подготовить урок-аукцион. Методические рекомендации и полезные советы учителям


Урок-аукцион — одна из интереснейших форм проведения уроков, которая, наверняка, придется по вкусу многим педагогам. Оговоримся сразу, подготовка к этому уроку занимает немало времени. И не факт, что у вас получится провести динамичный и интересный аукцион с первого раза. Но, кто не рискует, тот не познает истинного вкуса победы. А наши советы и рекомендации позволят вам организовать свой урок-аукцион и избежать типичных ошибок. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Урок-аукцион — что это?

Из названия понятно, что урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. Единственное, что будет отличать наш урок от аукциона Сотсбис, это то, что в качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету.

Урок-аукцион относится к нестандартным формам уроков. Лучше всего его планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.  

Уроки-аукционы помогают достичь сразу нескольких целей методического, педагогического и психологического характера:

  • осуществить контроль знаний учащихся по данной теме;
  • обеспечить рабочую, деловую атмосферу;
  • игровые элементы повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
  • обеспечивается тесная взаимосвязь учащихся, идет обучение работы в группах, индивидуальной работы;
  • вовлечены все учащиеся, то есть, возможна реализация дифференцированного метода обучения;
  • обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и работе других;
  • развитие навыков самоанализа;
  • развивается самостоятельное мышление, творческая активность, инициативность.

Ход урока-аукциона: методические рекомендации

Подготовительный этап: обсуждаем условия и правила игры

Условия аукциона необходимо заранее обсудить с учащимися. Чем старше ученики, тем более сложную систему торгов и оценивания можно предложить.

Вариант 1. Например, простая форма аукциона: каждый ученик получает по 15 монет (у.е.). Каждый лот оценивается в 2 монеты. Право отвечать получает тот, кто предложит наибольшую цену. Задача учеников: потратить все монеты.

Вариант 2: Все лоты раскладываются на игровом поле (как на "Поле чудес"). Ученики (или группа учеников) крутит барабан и получает выпавший лот. Их задача: правильно решить предложенную задачу (ответить на вопрос). Каждый правильный, подробный и развернутый ответ оценивается в 2 монеты. За дополнения выдается из банка по 1 монете. Выигрывает та команда (группа), которая получила наиболее количество монет.

Вариант 3: Каждый ученик изначально имеет определенную сумму у.е. (например, по 1000). В ходе торгов он (или группа учащихся) могут выкупить лот, назвав максимальную цену. Если ответ на вопрос в лоте будет правильным, подробным, исчерпывающим, то команда или ученик могут получить поощрение из банка в размере 100 у.е. За неполные ответы или неправильные возможны штрафные санкции (до 300 у.е.).

Вариант 4: Без денег. Это самый простой вид аукциона. Класс делится на команды. В продажу поступают лоты, но в качестве выкупа будут правильные ответы.

Например, для урока русского языка в 3-ем классе. Тема: Части речи. Лот №1 Имя существительное.

Итак, на продажу выставлен лот № 1. После объявления темы команды дают поочередно характеристики имени существительного: самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы "Кто? Что?", склоняется по падежам, изменяется по числам, имеет род, имеет склонение и т.д. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. Лот уходит к той команде, которая наберет самое большое количество очков. Если количество баллов получается одинаковым, можно предложить дополнительное задание. С проигравшей команды можно взимать "комиссионные" в виде частушек, песни, стихотворения и т.д.

Как видите, вариантов воплощения самой идеи аукциона много. Важно только сначала все подробно обсудить с учениками, чтобы в ходе урока не возникало недопонимания и трений среди участников. Очень удобно, когда учет растраченных и заработанных средств ведется в реальном режиме. Для этого можно использовать, к примеру, доску, где в заранее подготовленную таблицу будут вноситься все изменения.

Подготовка учащихся к уроку-аукциону

Уроки-аукционы ценны тем, что учащиеся должны повторить, обобщить целый пласт знаний по теме до урока. А для более успешного выступления приветствуется подбор новых, интересных фактов по теме.

Как правило, о проведении аукциона целесообразно объявить заранее — за 1-2 недели. Желательно дать ученикам список тем, которые будут обсуждаться на уроке, список литературы и возможных ресурсов, где можно найти информацию по данной тематике, приблизительный перечень заданий.

Самые активные классы могут сами придумывать задания к лотам. Либо вопросы друг другу можно выставить как один из лотов. В этом случае на аукционе можно ввести систему поощрительных баллов: "За самое необычное задание", "За самый интересный вопрос" и т.д.

Варианты лотов

  • Задания "Кто быстрее?" Кто быстрее решит примеры, кто быстрее составит анаграмму, кто быстрее отгадает задку и т.д.
  • Викторины. Такие лоты хороши для разминки, а потому их целесообразнее выставлять первыми.
  • Тесты.
  • Кроссворды, чайнворды.
  • Исторические сведения (уместны для любого предмета).
  • Цифровые диктанты или диктанты "да-нет". Можно проводить как устно, так и письменно.
  • Игровые задания. Лоты строятся по примеру любых дидактических игр, которые ваши ученики уже знают и умеют в них играть.
  • Видео или аудио вопросы.
  • "Черный ящик". В ящике лежит предмет, который ученики должны связать с темой урока.
  • Практические задания (на них стоит сделать основной упор, так как именно практическое применение правил лучше всего показывает степень усвоения темы).
  • Творческие задания (составить задачу, нарисовать сюжетную картинку, собрать паззл, придумать стихотворение и т.д.).
  • Задания повышенной сложности. За них и "цена" назначается выше.

Оформление урока-аукциона

Урок-аукцион позволяет использовать максимально возможное количество наглядных изобразительных и звуковых средств. Очень помогает в проведении аукциона интерактивная доска, на которой удобно представлять отдельные задания и вести общий подсчет баллов.

Дополнительно класс можно оформить как зал проведения торгов: за кафедрой, где будет находиться аукционист, установить металлический гонг или специальный молоточек. Хорошо, если будет вывешен плакат с правилами проведения аукциона. Кроме того, каждому ученику можно вручить специальное приглашение на аукцион (такие же можно раздать коллегам, если вы решите их пригласить на свой урок).

Не забывайте о поощрениях. Конечно, главное поощрение — положительная оценка за урок. Но и награды в виде медалей, дипломов или грамот также приветствуются.

Как считать баллы

Если учитель выступает в роли аукциониста, то подсчет баллов лучше поручить "банкиру"  и его помощникам. Банкир подсчитывает заработок всей команды, помощники — отдельно для каждого ученика. Удобнее всего это оформить в виде таблиц:

Для всей команды

Название команды

Стартовый капитал

1 лот

2 лот

Общая сумма заработка

Штрафы

Остаток

Знатоки

1000

200

100

300

50

250

Для каждого члена команды

ФИО акционера

1 лот

2 лот

3 лот

Общая сумма

1.

Иванов И.

0

100

-50

50

 

Типичные ошибки в организации урока-аукциона и как их избежать

  • Чрезмерное увлечение "продажами". Нельзя позволять ученикам "переигрывать", отводя значительную часть времени на "торги". Особенно, если вы решите продавать лоты за у.е. Желательно сразу установить регламент: например, окончательной становится цена, названная третьей или установите максимальную ставку, выше которой поднимать цены нельзя, то есть блиц-цену. Можно установить и размер аукционного шага.
  • Не регламентировано время. Желательно регламентировать и время ответов на задания одного лота. А чтобы обстановка как можно больше походила на атмосферу настоящего аукциона, можно установить гонг, удары которого будут сигнализировать об окончании торгов.
  • Слишком много лотов. Лучше всего выбирать микротемы, а не материал целого курса.
  • Однообразие лотов. Будет скучно и малоэффективно, если все ваши задания будут строиться одинаково: например, только вопросы-ответы. Желательно разнообразить работу, включив в состав лотов разные задачи как из теории, так и  из практики. Ведь ваша задача — привлечь всех учеников. Поэтому необходимо предусмотреть задания и творческого плана, и на эрудицию и общее развитие.
  • Незнание правил аукциона. Выше уже отмечалось, что если учащиеся не поняли принципа проведения аукциона, то хаоса и обид не избежать. Поэтому рекомендуется предварительно обсудить все правила. А еще лучше, если вы будете иногда включать систему аукциона в качестве одного из этапов урока еще на предварительном этапе подготовки. Например, проводить в форме аукциона проверку домашнего задания или проверку практического задания, данного как закрепление к теме. 

Для тех, кто никак не решится на аукцион

  • Не стоит сразу отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартных уроков. Чем меньше будет шаблонов в вашем преподавании, тем больше шансов на успех.
  • Больше творчества! Но творчества не ради развлечения, а направленного на реализацию идеи познания в самой легкой и интересной форме. 

Урок-аукцион позволяет не только повторить и обобщить знания по теме, но предоставляет каждому ученику активно включиться в работе на уроке, показать свои знания и учения, принимать самостоятельные решения и отвечать за результаты. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 sonya5698 • 23:49, 20.07.2015
Спасибо за интересную идею и подробный инструктаж проведения данной формы урока!
[Материал]