Конспект НОД "Кукла в удмуртском наряде"
Цель: Учить отражать характерные особенности оформления одежды удмуртским орнаментом в нетрадиционной технике – пластилинографии.
Изобразительные задачи:
- Учить украшать низ фартука удмуртским орнаментом.
- Учить детей изображать элементы удмуртского орнамента и соединять их в единую композицию.
- Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в лепке.
Технические задачи:
- Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и выкладывать из них удмуртский орнамент.
- Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита удмуртского орнамента.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к удмуртской культуре, толерантное отношение к людям разных национальностей.
Материал: пластмассовые конусы, пластилин разных цветов, стеки, доска для лепки, иллюстрации, опорные схемы.
Предварительная работа:
- Экскурсия в Дом ремесел
- Беседа о национальной одежде удмуртского народа
- Слушание удмуртских песен
- Организация и рассматривание выставки кукол в удмуртском костюме
Ход занятия:
Входит воспитатель ИЗО в удмуртском костюме.
- Здравствуйте, ребята, как красиво, нарядно в вашей группе. Я вижу кукол в национальной одежде, книги об Удмуртии. И я сегодня пришла в удмуртской одежде не случайно. Ребята, а знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша республика? Правильно, День Государственности Удмуртии, День рождение нашей республики. Я получила пригласительный билет на праздник. Мы хотели пойти туда с подружками, но вот беда, они не успели доделать свои наряды. Что же еще не готово в их нарядах? (нет орнамента) Что будем делать?
- Вы уже знаете, что у каждого народа есть своя национальная одежда. Давайте рассмотрим особенности удмуртского костюма.
Показ презентации и комментирование слайдов:
- Наша родина называется …. (Удмуртия). На территории Удмуртии живут люди разных национальностей. Каких? (русские, татары, чуваши и другие) Сегодня я хочу рассказать вам об удмуртах, а точнее их национальной одежде.
- На слайде вы видите представителей южных и северных удмуртов. Хотя это люди одной национальности, но их костюмы отличаются. Чем? (цветом) Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме северных удмуртов? (черный, красный, синий, белый). В костюме южных удмуртов вышивка более красочная, здесь есть зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета.
- А сейчас, музыкальная загадка. Знакомы ли вам эти милые бабушки? (Бурановские бабушки) Как вы думаете, в костюм северных или южных удмуртов одеты бабушки? (южных) Почему? Действительно село Бураново находится на юге Удмуртии.
- У удмуртского народа, как и любого другого есть свой характерный орнамент. Орнамент – это художественное украшение, узор, в котором повторяются одни и те же элементы.
Он располагается на груди, рукавах и подоле рубашки, на фартуках и головных уборах, а также украшает бытовые вещи: скатерти, покрывала, одеяла, полотенца, занавески.
- Рассмотрим девушку в национальном костюме. Платье на удмуртском языке называется «дэрем», головной убор называется «айшон», фартук «айшет».
- Ребята, кто знает, как называется украшение на груди у девушки? (на груди у девушки одета мониста, которая изготавливалась из монет, денег)
Считалось, что звон серебра отпугивает от девушки злых духов и оберегает от нечистой силы.
- Теперь мы знаем особенности удмуртского костюма, а теперь пересядем за столы и узнаем особенности удмуртского орнамента.
Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Перед вами удмуртские узоры, что они вам напоминают. Клетку, ромб и др.
Мы уже говорили, что орнамент располагался на полосе, с этого и нужно начать. Каким способом мы можем сделать узоры? (дети отвечают, скатать колбаски). Сегодня вам предстоит сделать очень тоненькие колбаски, и тогда узор будет аккуратным, красивым. Для того чтобы наши пластилиновые колбаски получились тоненькими, раскатывать следует на доске, перекатывая руку с одной стороны на другую. Стека понадобится подравнять колбаски. Подумайте, ребята, какими узорами вы хотите украсить фартук своей куклы. Напоминаю узоры должны чередоваться.
После того, как вы украсите фартук, не забудьте слепить монисту. Как мы сможем ее сделать? (скатать маленькие серые шарики и прижать их на груди куклы).
Проводится физкультминутка
«Диськут»
Надел на голову – изьы,
На руке моей – позьы,
Много шапок – изьос,
Руковицы – позьос.
Одеты в шубы – шубаос
Гуляют дети – нылпиос,
Не мерзнут ноги их – пыдъёс
В валенках – гынсапегъёс.
Самостоятельная работа. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся ребятам.
Предлагает детям, быстро выполнившим свою работу, украсить рукава, и низ платья орнаментом.
Итог. Все работы выкладываются на стол, образуя хоровод.
- Ребята давайте посмотрим, какие замечательные куклы у нас получились. Кто хочет рассказать какими узорами украсили куклу, а вы ребята посмотрите, правильно ли выполнен удмуртский орнамент.
Рассматривают 2-3 работы.
- Вот теперь мои подружки тоже готовы отправиться со мной на праздник, а я предлагаю вам раздать им пригласительные билеты. Если вы считаете, что у вас хорошо получилась работа возьмите пригласительный красного цвета, а если не все удалось, что хотелось, то синий.
Включается удмуртская песня, взявшись за руки, дети заводят удмуртский хоровод.
- Спасибо ребята за интересные наряды. До свидания!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Елена Викторовна
→ Публикатор 01.11.2015 0 11468 437 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.