Какие игры помогут сформировать социально-коммуникативные умения и навыки у детей 2-3 лет? Опыт и методические рекомендации воспитателя ДОУ
Материал имеет практическое применение, показал свою эффективность в работе по формированию социокультурных норм у детей раннего возраста.
Раннее детство — важнейший период экспериментирование ребенка с предметным миром через эмоциональную сферу, которая является наиболее сенситивной в этом возрасте и требует особого внимания со стороны педагогов. Развитие эмоциональной сферы у детей раннего возраста — одна из составляющих социально-коммуникативного развития в рамках ФГОС ДО.
Эмоциональные реакции двухлетних детей — это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Поэтому наша задача — формировать у детей раннего возраста эталоны эмоционального опыта общения с окружающим миром, помогать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе.
Учить детей общаться, развивать эмоциональную сферу помогает игра. В формате игры маленькие дети учатся строить отношения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-детский коллектив». Правильная организация игровой деятельности несет в себе зерно будущих практических взаимоотношений человека с обществом. Поэтому очень важно на самых ранних этапах формировать у детей качественные коммуникативные умения и навыки.
Мы работаем по методике И.А. Орловой «Учим малышей общаться», которая была дополнена следующим материалом:
- календарное планирование игр;
- использование театра на фланелеграфе;
- рассказывание интерактивных сказок по методике Е.А. Ульевой;
- использование ритуала приветствия перед началом каждой игры.
Эмоционально-практические формы общение детей друг с другом на протяжении дошкольного возраста существенно меняются.
Дети 2-3 лет, как правило, безразличны к успехам сверстников. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка: малыш как бы не замечает его действий и состояний. В то же время присутствие сверстника повышает общую эмоциональность и активность ребенка.
Ведущая роль в организации игр принадлежит воспитателю. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем «другого ребенка».
В своей работе мы используем систему игр И.А. Орловой «Учим малышей общаться». Методика очень проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Методика личностно-ориентирована и способствует решению задач социально-коммуникативного развития:
- формирование доверительных отношений между педагогом и ребенком, между детьми;
- освоение норм и правил поведения и общения в коллективе;
- укрепление чувства доверия и взаимопонимания.
Методика реализуется в шесть этапов:
- Внимание к другому и игры в парах (сентябрь).
- Игры с общими действиями (октябрь-ноябрь).
- Игры с общей ролью для всех детей (декабрь-январь).
- Игры с ведущими (январь-февраль).
- Общие игры с предметами (март-апрель).
- Игры-драматизации (май).
Опыт работы показал, что целесообразно, начиная со 2 этапа, использовать так называемый ритуал приветствия. Его задача — настроить детей на совместную игровую деятельность, сплотить коллектив. В качестве ритуальных приветствий используем логоритмические игры, содержание текста которых вызывает у детей позитивные эмоции и призыв действовать совместно (Пример: «Здравствуйте, ладошки», «Мы похлопаем сейчас», «Здравствуйте, детки»).
Для успешной работы по реализации всех этапов данной методики необходимо соблюдать следующие правила:
- активное использование игр в режимных моментах (физкультминутка, прогулка, зарядка) в течение учебного года;
- разучивая новую игру, повторять уже знакомые игры;
- участие в игре каждого ребенка должно быть добровольным;
- важно заинтересовать ребенка, вовлечь в игру, обратить внимание малыша на сверстников, чем они занимаются, рассказать, как интересно это делать вместе;
- не нужно заставлять ребенка четко выполнять предложенное задание, нужно поощрять инициативу малыша;
- нужно хвалить ребенка за любое выполненное действие.
1-й этап: Задача: организовать «встречу» детей друг с другом, помочь ребенку «увидеть» сверстника. Установлено, что дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо друг другу. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Действия педагога: расположить рядом с собой несколько детей (посадить кого-то на колени, если в этом есть необходимость), разговаривать с одним из детей, привлекая к нему внимание другого, предлагая посмотреть на его лицо, в глаза, назвать по имени. Примеры игр: «Рассмотри другого», «Сделай так же», «Ку-ку», «Делай как я», «Игрушечный телефон», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Коза рогатая», «Платочек», «Коготки-царапки», «Возьмемся парами» (ходьба парами).
2-й этап: Данный этап является центральным этапом метода. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. На фоне сходства каждого ребенка ярко выступает его индивидуальность. Примеры игр: «Делаем, как Маша», «Ласковая цепочка», «Ниточка накручивается», «Догонялки», «Раздувайся пузырь», «Цветочки».
3-й этап: Задача: научить ребенка принимать на себя ту или иную роль. В играх данного этапа важна роль взрослого, который организует игру, показывает определенные действия и учит их выполнять. Такие игры способствуют формированию волевых качеств личности ребенка. Примеры игр: «Солнышко и дождик», «Кот и мыши».
4-й этап: Задача: учить детей к деловому сотрудничеству. Дети учатся действовать не одинаково, в соответствие с ролью — ведущий, участники. Многие малыши, оказавшись в роли ведущего, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий. Преодоление подобных внутренних барьеров является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности. Примеры игр: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «У печурки дремлет кот», «Бабушка Маланья».
5-й этап: Задача: научить детей совместным играм с использованием предметов; учить выражать свои желания и выслушивать желания другого, договариваться; учить видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, партнера по игре. Примеры игр: «Мячик катиться по кругу», «Разберем и соберем (игры с пирамидкой), «Приходите на лужок», «Солнышко».
6-й этап: Задача: погрузить детей в общие переживания; активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей сказок, рассказов. Игрушки лучше подбирать небольшие и обязательно соразмерные друг с другом.
Начать игры данного этапа лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок с простым сюжетом. Например, «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Мы рекомендуем использовать так же театр на фланелеграфе, который привлекает внимание детей и может использоваться в самостоятельной игровой деятельности.
Кроме того, мы расширили тематику сказок. Свой выбор мы остановили на современных интерактивных сказках по методике Е.А. Ульевой. Опыт показал, что использование таких сказок повышает эффективность социально-коммуникативного развития детей. Интерактивные сказки своим содержанием и формой привлекают детей, эмоционально заражают детскую аудиторию, поэтому помогают эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития. Кроме того такие сказки удобно использовать в НОД для закрепления какой-нибудь темы. Была проведена работа по подбору сценариев сказок для детей 2-3 лет. Интерактивные сказки мы распределили по группам:
- Обучающие сказки — дают знания о тех или иных предметах и явлениях (названия животных, их поведение, названия детенышей, названия цветов и т.д.). «Чей малыш», «Как Алена не хотела спать» (о местах обитания животных), «Чья песенка?» и др.
- Сказки, которые воспитывают — прививают детям нормы поведения, морали, учат вежливым словам, учат строить отношения, рассказывают о правилах гигиены. «Про Алену, которая не хотела работать», «Добрые друзья», «Карандаш», «Как помочь маме».
Планомерная работа по реализации поставленных задач социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в рамках игровой методики И.А. Орловой и методики интерактивных сказок Е.А Ульевой, помогла сформировать у детей раннего возраста эмоциональное содержательное общение со взрослыми и сверстниками позволила добиться определенных результатов. Дети приобрели уверенность в себе, обогатили эмоциональную сферу через общение со взрослым и сверстниками, научились действовать в коллективе, договариваться, приобрели начальные знания о нормах и правилах поведения в обществе, учитывать интересы и чувства другого.
Литература:
- Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей. Волго-Вятское книжное издательство, Горький, 1970, стр. 128-134.
- Галанов А.С. Развивающие игры для малышей – М., «АСТ-ПРЕСС» 2007, с. 132-147.
- Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей/ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М. Просвещение, 2003.
- Орлова И.А. Учим малышей общаться, серия «Дошкольное образование» выпуск 36 М. 2010.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развития общения со сверстниками. М. Мозаика-Синтез, 2008.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М. Теревинф, 2010
Об авторе: Отинова Катерина Алексеевна, воспитатель, МАДОУ «ЦРР- детский сад № 100», г. Пермь. Высшее педагогическое образование. Автор специализируется на работе с детьми 2-3 лет (ранний дошкольный возраст). Стаж работы с детьми этой возрастной категории — 13 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.