Урок физики: "Архимедова сила"; 7 класс
Планируемый результат: выяснить от чего зависит, архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы.
Цель урока: сформулировать понятие архимедовой силы
Задачи урока:
Образовательная
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
- Установить, от каких факторов зависит;
- Изучить содержание закона Архимеда;
- Вывести формулу, выражающую зависимость силы от плотности жидкости (газа) и объема тела на основе закона Паскаля;
· Развивающая
- Продолжить формировать умение находить равнодействующую двух сил;
- Развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.
· Воспитательная
- Совершенствование приемов логического мышления: приема сравнения, умения делать выводы, анализ, выделять главное в учебной информации;
- Формирование познавательного интереса.
Оборудование : сосуд с водой, сосуд с соленой водой, динамометры, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, наборы оборудования для групп, компьютерная презентация Power Point.
Методы: 1. Словесный (рассказ, сообщение);
2. Наглядный;
3. Практический;
4. Частично поисковый;
5. Проблемный.
Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
Этап урока |
Цель этапа урока |
Ход этапа урока |
Организационный |
включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.
|
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы начнем урок, давайте вспомним наш девиз «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Слайд 1 Сегодня нас ждет интереснейший материал. Мы продолжаем изучать механику. В ходе сегодняшнего урока вы будете находиться в составе той или иной группы, выполнять различные задания.
|
Актуализация знаний. |
Получить представления о качестве усвоения материала, определить опорные знания. |
Учитель: Прежде чем изучить новую тему, давайте повторим пройденный материал, выполнив тест. Выполнение теста. |
Изучение нового материала. |
организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; согласовать цель и тему урока. |
Учитель: Есть два одинаковых по объему шарика: 1- пластмассовый, 2- металлический скажите, что произойдет, если я опущу их в воду? Ответ поясните? Ответ учащихся: Пластмассовый будет плавать, а металлический утонет т.к плотность металлического шарика будет больше чем у пластмассового, а значит и масса будет больше. Учитель: Тогда почему корабли плавают, а камень брошенный в воду тонет? Слайд 2 Ответ учащихся: На корабль действует какая – то сила, заставляющая его всплывать на поверхность. Учитель: Итак, давайте сформулируем цель нашего урока? ( Совместно с детьми формулируем цели) слайд 3 1) Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело. 2) Качественно описать силу, действующую на тело в жидкости (установить от чего зависит эта сила). 3) Количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула). 4) Научиться применять полученные знания на практике. – Молодцы! Первая часть урока называется: “Выталкивающая сила. ” Оставьте место мы в конце урока сформулируем тему урока и допишем. Слайд 4 1) Проводиться фронтальный эксперимент: Задача: исследование действия жидкости на погруженное в них тело.
Учитель: Попробуем решить первую задачу, которую мы поставили перед собой: Исследовать действие жидкости на погруженное в нее тело. В чем мы должны убедиться? (в воде тело легче, чем в воздухе). Как это сделать? (Могут быть разные ответы, все гипотезы записываются на доске). Слайд 5
Существует – архимедова сила, в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Слайд 6 Учитель: С первой поставленной задачей мы свами справились. Исследовали действие жидкости на погруженное в нее тело. Какая следующая задача стоит перед нами? Учащиеся: Попробуем установить, от чего зависит выталкивающая сила, и от чего не зависит. Учитель: для этого разбиваемся на группы и по плану выполняем задания. (раздается карточки с этапами эксперимента) Учитель: У вас на столах лежат разные тела и жидкости. Что вы можем предположить? (показываю задания на доске) Учащиеся 1 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности тела.
Учащиеся 2 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от массы тела.
Учащиеся 3 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит плотности жидкости
Учащиеся 4 группы: Мы можем предположить, что выталкивающая сила зависит от глубины погружения. Учащиеся выполняют задания и делают выводы. Учитель: Какой вывод был сделан каждой группой? Зафиксируем каждый вывод. Результаты работы каждой группы записываем в тетрадь в виде таблицы.
Учитель: Мы решили вторую поставленную задачу и получили качественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела. Учитель: Исходя из этих данных можем ли мы попробовать решить третью задачу нашего урока? Учащиеся: Да. Попробуем количественно описать силу, действующую на тело в жидкости (формула). Демонстрация опыта с ведерком Архимеда . Учитель: Итак, выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости, в объеме погруженного в нее тела. Учитель: По какой формуле мы находим вес тела? Учащиеся: , а т.к. масса определяется по формуле , то подставив эти формулы, получим, что архимедова сила равна Учитель: Мы получили количественную зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела (формулу). Каковы наши дальнейшие действия? Учащиеся: Попробуем научиться применять полученные знания на практике.
|
Закрепление изученного материала |
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. |
Проводится игра «Достань жемчужину». ( нужно нажать на название и появится экран с заданиями) Авторы: Архипова А. И., Золотарев Р. В. Направлять водолаза по пустым клеткам. При движении в правом верхнем углу появляются вопросы. Если дети отвечают правильно, то водолаз переходит дальше, если ошиблись, то он возвращается на корабль. |
Рефлексия. |
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
|
Учитель: Подведем итоги урока.
Учитель: Сегодня на уроке вы получили знания и умения, которые помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными и привлекательными, но не только в окружающем мире встречается данное явление, оно описывается в стихах. Вот, например Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Объясните с точки зрения физики Тане, почему мячик не тонет? Домашнее задание: § 48-49 стр. 114-120 А историю открытия закона можно прочитать в § 8 стр. 183 Опыт: проверить, как ведет себя яйцо в воде и растворе соли.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федоренко Людмила Евгеньевна
→ Публикатор 28.10.2015 0 4140 366 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы