Квадратное уравнение с огромными числами
|
|
tair1558 | Дата: Среда, 14.11.2018, 02:16 | Сообщение # 1 |
tair1558
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
116 |
Награды: |
2 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, уважаемые учителя! Просматриваю сборники по ЕГЭ. Подскажите, пожалуйста, какие навыки проверяет такое задание: в результате решения задачи получается уравнение: X^2 + 243X- 244 =0 Как предполагается его решать без калькулятора? Или ученики должны знать наизусть таблицу квадратов минимум до 100? И в уме перемножать трехзначные числа? Зачем? Разложение на множители здесь не поможет. Методику извлечения корня не изучали. .. Да и много чего не изучали: логарифмы, сложные производные, теории вероятностей и множеств... Полгода до ЕГЭ... Офигеваю... Только прошу не отвечать в духе: "давно нужно было нанять репетитора... И отвечать за образование (читай-преподавать) самим" Я про задачи и навыки...
14.11.2018
|
|
|
| |
|
iyugov | Дата: Среда, 14.11.2018, 09:46 | Сообщение # 2 |
iyugov
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Должность: Инженер, учитель
|
Сообщений: |
1191 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
tair1558, есть ряд способов. Вот некоторые из них примерно в порядке увеличения очевидности, т. е. доступности для всех. 1) Внимательный взгляд на уравнение: один из корней прямо-таки напрашивается (впрочем, и второй тоже). 2) Применение теоремы Виета, а дальше - см. п. 1. 3) Применение следствия из теоремы Безу (подбор по делителям свободного члена). 4) Применение знания особенностей квадратов: корень из (243^2+4*244) не может сильно отличаться от 243, к тому же легко выяснить последнюю цифру результата. 5) Применение формулы квадрата суммы, если лень вычислять в столбик: 243^2+4*244 = 243^2+2*244+2*244 = 243^2+2*243+1+1+2*244 = (243+1)^2+2*244+1 = 244^2+2*244+1 = (244+1)^2 = 245^2 или 243^2+4*244 = 243^2+4*243+4 = 243^2+2*2*243+2^2 = (243+2)^2 = 245^2. 6) Умножение в столбик при возведении в квадрат и подбор с таким умножением, также см. п. 4. Я бы не назвал трёхзначные числа огромными. Таким образом, без калькулятора это вполне решается даже самым очевидным и длинным способом. Способов просто миллион - на любой вкус. Знание таблицы квадратов не требуется даже до 20. В уме перемножать не надо, т. к. на ЕГЭ есть черновик. А разложение на множители - способ, но не для всех очевидный (см. п. 1 и 2). Задание, видимо, проверяет: - умение прочитать условие задачи, понять его и составить по нему уравнение; - умение решать квадратные уравнения любым способом: хоть теоремами, хоть счётом в столбик; - умение перейти от корней квадратного уравнения к ответу по смыслу задачи (например, если там не может быть отрицательных ответов).
14.11.2018
Сообщение отредактировал iyugov - Среда, 14.11.2018, 12:50
|
|
|
| |
|
Popugayka | Дата: Среда, 14.11.2018, 20:58 | Сообщение # 3 |
Сообщений: |
1111 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Обычное разложение на множители.
14.11.2018
Сообщение отредактировал Popugayka - Среда, 14.11.2018, 21:00
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Среда, 14.11.2018, 21:06 | Сообщение # 4 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата tair1558 ( ) X^2 + 243X- 244 =0 При всем многообразии вариантов, скорее всего, подразумевается универсальный метод - разложение на множители. Если квадратное уравнение имеет корни, то ах^2+bx+c=a(x-x1)(x-x2). Чаще всего при решении квадратного уравнения х1 и х2 находят по известным формулам. Но все вышесказанное - школьный учебник. В данном случае X^2 + 243X- 244 =0 X^2 + 243X- 244 =X^2 +243X -243 -1= X^2 -1 +243X-243=(X-1)(X+1) +243(X-1)= (X-1)(X+1+243)=(X-1)(X+244)=0 x=1, x=-244
14.11.2018
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Пятница, 16.11.2018, 16:08 | Сообщение # 5 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Popugayka ( ) Обычное разложение на множители. Ваши каракули верны, но неуважительны по отношению к <догадайесь сами>.
16.11.2018
|
|
|
| |
|
тик | Дата: Воскресенье, 18.11.2018, 12:17 | Сообщение # 6 |
тик
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен 1, а второй с/а, т.е. -244.
18.11.2018
|
|
|
| |
|
Popugayka | Дата: Воскресенье, 18.11.2018, 13:11 | Сообщение # 7 |
Сообщений: |
1111 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Органически не выношу набирать математический текст на клавиатуре. И переписывать решения начисто тоже не люблю. Но если кого-то не устраивает, то впредь не буду. Благо, здесь есть другие, которые сделают лучше. А если про то, что нужно дополнительное объяснение, то: Здесь требуется сравнить коэффициенты. Необходимо попробовать их выразить более одинаково. Вариантов может быть несколько. Например, 244-243=1. 244=243+1 Далее написать уравнение с новыми полученными коэффициентами. 1+(-1+244)-244- так писать нельзя, но так надо представить! Получились пары. А дальше уравнение и вынесение за скобки. И попробовать преобразить уравнение к произведению множителей. Если не получится, пробовать иные варианты.
18.11.2018
Сообщение отредактировал Popugayka - Воскресенье, 18.11.2018, 13:28
|
|
|
| |
|
miflin | Дата: Воскресенье, 18.11.2018, 14:27 | Сообщение # 8 |
miflin
Ранг: Профессор (?)
Хмырь обыкновенный
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
2663 |
Награды: |
87 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата Popugayka ( ) Органически не выношу набирать математический текст на клавиатуре.
Цитата Popugayka ( ) И переписывать решения начисто тоже не люблю. И располагать текст по горизонтали тоже не любите?
18.11.2018
Сообщение отредактировал miflin - Воскресенье, 18.11.2018, 14:47
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Вторник, 20.11.2018, 05:41 | Сообщение # 9 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата тик ( ) Сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен 1, а второй с/а, т.е. -244. Разумеется. Это еще один из вариантов действия. Одно но. В учебнике алгебры такой теоремы нет. Поэтому на ГИА мы не можем предполагать решение уравнения таким образом. Как впрочем и
Цитата tair1558 ( ) Или ученики должны знать наизусть таблицу квадратов минимум до 100? И в уме перемножать трехзначные числа? Я не против такой теоремы). Но возникает вопрос, как сдающий экзамен мог ею воспользоваться, если в учебнике ее нет и стандарт знаний по предмету она не входит. Собственно, а Вы знаете, почему
Цитата тик ( ) Сумма всех коэффициентов равна 0. Значит, один из корней равен 1, а второй с/а, т.е. -244. ?
20.11.2018
|
|
|
| |
|
iyugov | Дата: Вторник, 20.11.2018, 08:45 | Сообщение # 10 |
iyugov
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Должность: Инженер, учитель
|
Сообщений: |
1191 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата nouvelle9556 ( ) В учебнике алгебры такой теоремы нет. Мне так представляется, что экзамен по математике даже за 9 классов должен проверять не просто непосредственное применение изученных аксиом, лемм и теорем, но и использование ближайших следствий из них, даже не зафиксированных явно. Собственно, это и означает "изученных", а не "вызубренных". Математика - слишком гибкая наука для того, чтобы говорить об её освоении на только тех методах, которые явно даны в учебнике. При подстановке единицы от всех одночленов остаются одни коэффициенты (следует из давно изученных свойств умножения), и при нулевой их сумме получается верное равенство. Следовательно, при нулевой сумме коэффициентов уравнения единица является его корнем. Но данное уравнение можно решить ещё кучей способов, тем более что оно предлагается в сборниках для ЕГЭ (11 классов), как утверждает автор. Образовательный стандарт разве не предполагает решение квадратных уравнений любыми целыми коэффициентами?
20.11.2018
Сообщение отредактировал iyugov - Вторник, 20.11.2018, 08:47
|
|
|
| |
|
nouvelle9556 | Дата: Вторник, 20.11.2018, 21:34 | Сообщение # 11 |
nouvelle9556
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Должность: учитель
|
Сообщений: |
1177 |
Награды: |
51 |
Статус: |
Offline |
|
iyugov, не, я то знаю) Даже так: если а+b+c=0, то a=-b-c. Тогда (-b-c)*x^2+bx+c=0, b*x^2+c*x^2-b*x-c=0, bx(x-1) +c(x-1)(x+1)=0, (x-1)*(bx+cx+1)=0, x=1, x=- 1/(b+c)= 1/a. А вот по поводу Цитата iyugov ( ) говорить об её освоении на только тех методах, которые явно даны в учебнике. можно хоть когда и хоть где. Но не на экзамене и не на контрольной работе. Экзаменовать и контролировать можно только то, что изучено на уроках. Если метод или теорема не изучались, то это уже другой уровень освоения программы. Не предполагающий освоения всеми. В данном случае мы имеем уравнение, которое , в самом деле, вызывает затруднение при решении его по стандартному методу - по формуле. Значит, надо решать по универсальному, изученному в школе. В 9 классе это тема второй четверти по учебнику Макарычева. Или в 8 классе в третьей четверти по учебнику Мордковича.
20.11.2018
|
|
|
| |
|
iyugov | Дата: Среда, 21.11.2018, 08:23 | Сообщение # 12 |
iyugov
Ранг: Доцент (?)
Группа: Активисты
Должность: Инженер, учитель
|
Сообщений: |
1191 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата nouvelle9556 ( ) Экзаменовать и контролировать можно только то, что изучено на уроках. Задания ЕГЭ могут предполагать и повышенный, и высокий уровень сложности. Это ведь не только школьный выпускной экзамен, но и вступительный - в вузы. В интересах высшего образования - обеспечить первоочередной доступ к нему тех абитуриентов, которые способны на большее, чем просто в рамках учебной программы.
Цитата nouvelle9556 ( ) Если метод или теорема не изучались, то это уже другой уровень освоения программы. Но ведь приведённые методы - не какие-то принципиально другие. Они все получаются применением базовых приёмов, совершенно точно изученных на уроках. Разница в том, что какие-то проще получаются, какие-то - сложнее. Но никто ведь не отказывается от решения экзаменационного примера на том основании, что точно такого же примера не было в учебниках? Знания предполагают вариативность в числовых данных, а хорошие знания - и немного в методах. Разве не так?
21.11.2018
|
|
|
| |
|
Popugayka | Дата: Четверг, 22.11.2018, 07:49 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
1111 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата miflin ( ) Цитата Popugayka () Органически не выношу набирать математический текст на клавиатуре. Цитата Popugayka () И переписывать решения начисто тоже не люблю.И располагать текст по горизонтали тоже не любите?
Здесь Вы правы. Фото с планшета, на котором никакой графики(программ). А обычный поворот не отразился на перекачке. Фото повернуто как видимо при съемке.Поторопилась
Добавлено (22.11.2018, 08:03) --------------------------------------------- Кстати простой метод подбора. Квадратное уравнение - 2 корня. Третьей степени три и тп. 1 - очевидно, если подставить. 1 и ноль подставить всегда вроде как принято. 244 если попробовать, то первый сомножитель включает 244 раз умножение второй 243 раза. То есть разница 1*244. А далее равенство соблюдается. Но на экзамене соображалка, как правило, выключается. Если таких примеров на экзамене не очень много, то они наверняка выделят более сообразительных как по скорости, так и по глубине знаний учеников. А так, я, конечно, за изучаемый материал.
22.11.2018
Сообщение отредактировал Popugayka - Четверг, 22.11.2018, 08:06
|
|
|
| |
|