Создаем свои образовательные программы
|
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 28.01.2012, 20:55 | Сообщение # 1 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемые коллеги! Известно, что бодливой корове Бог рогов не дал. Допустим противное... Есть предложение к учителям математики и физики, а также ко всем, кому это интересно, начать планомерно и не особенно затягивая обсуждение нашего собственного подхода к вопросам содержания школьной программы по математике и физике. Для начала я не стал бы специально разделять программы по классам, а ограничился содержательной частью. Я не думаю, что кому-нибудь будет хуже, если мы вместе и здесь на форуме обсудим эти вопросы. Не сомневаюсь, что у многих есть, что сказать. Какие разделы незаслуженно выброшены, какие необоснованно включены, без чего работать просто невозможно. что можно без особых проблем отнести в высшую школу. что обязательно включить в школьную программу. И т.д. и т.п. Есть дополнительное предложение=просьба принять основные принципы мозгового штурма: не критиковать никакие предложения до тех пор, пока не примем совместного решения о завершении первой части - формирования предложений. Что должен по нашему мнению знать школьник? У Рафаила Калмановича Гордина есть небольшая книжечка "Это (или Что) должен знать каждый матшкольник?" Давайте создадим что-нибудь аналогичное!
28.01.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 28.01.2012, 21:40
|
|
|
| |
|
Практик | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 09:26 | Сообщение # 2 |
Практик
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1256 |
Награды: |
28 |
Статус: |
Offline |
|
Александр, а где затравка?! Где Ваши предложения, которыми можно возмутиться и выдать свои - правильные?
29.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 11:48 | Сообщение # 3 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Практик) Александр, а где затравка?! Где Ваши предложения, которыми можно возмутиться и выдать свои - правильные? Сегодня будут.
29.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 12:42 | Сообщение # 4 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
В качестве образца бреда сумашедшего может выступать программа по физике в Украине. 1-й год, седьмой класс. Один час в неделю. Темы: в2ступление, строение вещества (СИ, плотность, линейное расширение), ВСЯ геометрическая оптика(это для детей не учивших по математике даже теорему Пифагора!) и фотометрия (как говорить про энергию света человеку, не знающему что такое энергия вообще?!) за неделю дети благополучно успевают забыть что это за предмет такой, как зовут учителя и этот где кабинет, куда нужно дойти. 2-йгод, восьмой класс, два часа в неделю. Темы: механика(равномерное движение, взаимодействие тел (жаль, что не выучили вектора до этого на математике, но в общем работать можно, на примере сил разобраться с ними легко), давление жидкостей и газов) механическая энергия, закон сохранения энергии, простые механизмы, термодинамика (фазовые переходы, тепловой баланс) 3-й год, девятый класс, два часа в неделю (электростатика, законы постоянного тока, магнитное поле и индукция(почему то обе темы без формул?!), ядерная физика. 4-й год, десятый класс, два часа в неделю стандарт, три академ. Начинаем изучать физику по вторгму кругу с самого начала. Первый семестр:механика. Для уровня акдем включаются колебания. Второй семестр:теория относительности, МКТ, термодинамика. 5-й год, одиннадцатый класс два часа в неделю стандарт, три академ. Первый семестр: Электростатика и электродинамика вся. Колебания и волны(от механических до электромагнитных) Второй семестр: волновая и геометрическая оптика, фотоэффект, ядерная физика, элементарные частицы. Астрономия: только в 11 классе, полчаса в неделю! По моему субъективному мнению, седьмой класс проходит мимо и для детей и для учителя, я не успеваю запомнить как их зовут, они не понимают чем мы здесь занимаемся. Опыты по линейному расширению не получаются, задачи с нулями после запятой вязнут (переводить коэф. линейного расширения и площадь в стандартную форму числа они не умеют, не учили степени по математике ). На плотность конечно есть что порешать, но КОГДА? С оптикой неплохо, поиграться с линзами все любят , но что это за закон преломления без синусов ? и как решать задачи по геометрической оптике без геометрии ? В общем не физика, а коллекционирование марок
Восьмой нормально. Девятый недогружен. Старшая школа перегружена информацией безмерно, просто не продохнуть, каждый урок новая тема, на закрепление, решение задач нет времени вообще.
Добавлено (29.01.2012, 12:39) --------------------------------------------- в десятом классе я отдаю часть времени на законы сохранения, отбирая их у теории относительности. В одиннадцатом отстаю от планирования непрерывно, в итоге элементарные частицы остаются практически за бортом, и Бог с ними , по моему их бы можно было совсем сократить до минимума в два-три урока. Совсем потерялась гидродинамика, а жаль.... Про сухой лист и крыло пытаюсь рассказать в восьмом, хотя бы упомянуть и показать опыт с падающим бумажным цилиндром. В девятый стоило бы опустить ЭДС, силы Ампера и Лоренца, да и закон индукции бы не помешал, а ядерную физику сократить немного, так чтобы она уместилась в пять-шесть уроков. В седьмом классе логична была бы механика вместо строения вещества, а линейное расширение поднять в восьмой, когда изучаем понятие температуры.
29.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Воскресенье, 29.01.2012, 12:44
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 14:34 | Сообщение # 5 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Оза, спасибо за почин! Относительно физики. Обратите внимание, что изучение всех предметов в школе осуществляется худо-бедно по восходящей спирали. Физика же "изучается" в три этапа. И в каждый раз все сначала. Идиотизм! Убежден, что физические обзорные сказки можно рассказывать когда угодно, хоть с первого класса. Но к самой Физике переходить никак не раньше 9 класса, отдав весь 9-й класс ТОЛЬКО механике. Продолжу!
29.01.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 15:16 | Сообщение # 6 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) к самой Физике переходить никак не раньше 9 класса, отдав весь 9-й класс ТОЛЬКО механике. С тем, что целый год надо отдать механике, согласна полностью, и девятый для этого подходит(если их всего11). Но начинать с этого не получится, дать понимание того, что такое график движения, система СИ, плотность, с какими силами сталкиваемся в макромире хорошо бы раньше, а то можно завязнуть, не все способны воспринимать новую информацию сразу, для многих детей изучение в два этапа необходимо. Только для того, чтобы научить переводить квадратные сантиметры см в метры, для некоторых надо потратить два месяца Добавлено (29.01.2012, 15:16) ---------------------------------------------
Quote (Александр_Игрицкий) физические обзорные сказки можно рассказывать когда угодно, хоть с первого класса И как должен называться этот предмет?
29.01.2012
Сообщение отредактировал Оза - Воскресенье, 29.01.2012, 15:10
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 29.01.2012, 19:30 | Сообщение # 7 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) И как должен называться этот предмет? Любознательность! Quote (Оза) Только для того, чтобы научить переводить квадратные сантиметры см в метры, для некоторых надо потратить два месяца Физику нужно поделить на два принципиально различных курса - 7-9 классы и дальше никакой физика и 9-11 классы. Первая для тех, кто после 9-го уходит из школ.
29.01.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Воскресенье, 29.01.2012, 19:31
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 30.01.2012, 23:12 | Сообщение # 8 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Сейчас это немного не то, о чем хотелось бы поговорить. Деление программы по классам - разговор отдельный. Не претендуя ни на полноту, ни на последовательность изложения, я перечислю ряд разделов, какие я включил бы в школьную программу или исключил бы из нее. Математика. Геометрия. Единственный школьный предмет. какой уже школе можно и НУЖНО излагать со всей математической строгостью. И никогда потом не придется краснеть. Дополнять -да! Но не переучиваться. Прекрасно организует мышление. Особое внимание - задачи на построение!!! Вернуть черчение под любым соусом! Делимость чисел, теория сравнений, целые числа. Исключить все введенные не так давно элементы анализа. Оставить для вузов. Пустая трата времени и никакой глубины. Это нельзя изучать без важнейшей неарифметичекой операции - предельного перехода. И не нужно! В любом самом завалящем техническом вузе этому научат за один семестр, в серьезных, конечно, дольше! Но не школьное это дело! Навыков - на копейку, глубины - ноль, нервов и времени потрачено - куча! Ради чего??? Обязательно вернуть подробно всю комбинаторику и бином, подробнее прогрессии, приемы и методы суммирования конечных рядов, рекуррентные формулы, может быть здесь же решение простейших уравнений в конечных разностях. Алгебраические методы в геометрии и стереометрии. Больше векторной алгебры и раньше по времени(для физики). Техника построения графиков. Что для меня было всегда важно в абитуриенте, который приходил ко мне на первом курсе? Умение строить графики и проводить исследования функций (уравнений, неравенств) с параметрами. Это только для затравки. Физика. Болтать на темы физики и называть это изучением физики в 7-8 классах - глупо. Нет ни одного учебника для 7-8 класса, который увлек бы, заинтересовал школьника! А вряд ли найдутся смельчаки-учителя, которые будут работать автономно, творчески и интересно! Нет ни одной книги, в которой были бы собраны важнейшие и интереснейшие факты биографий великих ученых. Нет ни одного нормального изложения вопроса о системах физических единиц, пользе и вреде СИ. Совершенно выпал не сложный и понятный вопрос о размерностях и элементах теории размерностей. При таком обилии красивейших, наглядных и интереснейших примеров из биологии ни один не рассматривается в курсе физики. Практически любая важнейшая система в организме человека может быть бесконечным источников физических примеров - дыхание, зрение, слух, кровообращение, скелет, нервная система... Астрономия - это отдельная песня!!! И еще много чего можно сказать....
30.01.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Вторник, 31.01.2012, 22:37
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Вторник, 31.01.2012, 22:37 | Сообщение # 9 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
В дополнение к математике. Обязательно: Элементы математической логики. Принципы аксиоматики. Виды и связь теорем. Освободить другие предметы, в частности, информатику, от необходимости вводить и учить использовать фундаментальные математические понятия и принцмпы. О географии. Физическая география - исключительно интересная наука. Приложение физических законов в ней настолько естественно, наглядно и впечатляюще, что не использовать это взаимное проникновение наук - физики и географии - просто грех!
31.01.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 02.02.2012, 00:32 | Сообщение # 10 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Я искренне сожалею, что лишен возможности удалить эту тему.
02.02.2012
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 02.02.2012, 09:46 | Сообщение # 11 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Исключить все введенные не так давно элементы анализа. Оставить для вузов. Пустая трата времени и никакой глубины. Это нельзя изучать без важнейшей неарифметичекой операции - предельного перехода. И не нужно! В любом самом завалящем техническом вузе этому научат за один семестр, в серьезных, конечно, дольше! Но не школьное это дело! Навыков - на копейку, глубины - ноль, нервов и времени потрачено - куча! Ради чего??? А как же колебания без производных? Да и геометрический смысл графиков скорость-время, давление-объем можно объяснять и в девятом классе, но только в 11 после изучения интегралов все становится на свои места
Добавлено (02.02.2012, 09:46) --------------------------------------------- Quote (Александр_Игрицкий) Болтать на темы физики и называть это изучением физики в 7-8 классах - глупо Все зависит от материала, конечно Quote (Оза) что это за закон преломления без синусов sad ? и как решать задачи по геометрической оптике без геометрии , но если бы я с седьмыми начала физику с графиков прямолинейного движения , я бы точно сумела бы за один семестр им объяснитьQuote (Александр_Игрицкий) Техника построения графиков. и решить всякие интересные задачи на эти темы с изюминками, можно было бы даже с системами отсчета поиграться, у них воображение хорошее и познавательный интерес еще есть.
02.02.2012
Сообщение отредактировал Оза - Четверг, 02.02.2012, 09:48
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:09 | Сообщение # 12 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) А как же колебания без производных? Да и геометрический смысл графиков скорость-время, давление-объем можно объяснять и в девятом классе, но только в 11 после изучения интегралов все становится на свои места Оксана! Буду Вам признателен, если немного расскажете, зачем Вам в колебаниях производная и интеграл? И уж тем более в МКТ и термодинамике? Вы совсем не проживете без работы при изобарическом, адиабатическом или политропическом процессе? И какая такая особая геометрия в оптике? Умение провести параллельные прямые, прямую через две точки и вспомнить подобие треугольников! Или я забыл что-нибудь? Я бы даже не так поставил вопрос. Скажите, где Вы принципиально не обойдетесь без производной и интеграла. С интересом прочту и отвечу, как я думаю.
02.02.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 02.02.2012, 14:18
|
|
|
| |
|
Оза | Дата: Четверг, 02.02.2012, 21:19 | Сообщение # 13 |
Оза
Ранг: Аспирант (?)
Группа: Я - учитель
Должность: физика
|
Сообщений: |
942 |
Награды: |
32 |
Статус: |
Offline |
|
Скорость и ускорение, сила тока и ЭДС как производная по времени, сразу становится понятен и физический смысл производной и "математический смысл" законов и определений. Quote (Александр_Игрицкий) вспомнить подобие треугольников Что вспоминать, они не проходили подобные треугольники по математике, не знают ни сумму сторон, ни одной теоремы про равенство углов в разных случаях. Про подобные треугольники я рассказываю сама, а про синусы не берусь, только для олимпиадников. Quote (Александр_Игрицкий) где Вы принципиально не обойдетесь без производной и интеграла. принципиально я могу обойтись без интегралов, геометрического смысла графиков достаточно. Без производной для объяснения колебаний и переменного тока не обойдусь, там же все формулы для индуктивного и ёмкостного сопротивления через производную выводятся , да и исследование функции на экстремум без производной не удобны, а такие задачи часто встречаются, их конечно можно заменить, но зачем? Я не понимаю чем они хуже других? Мне кажется важно не столько ЧТО делать, сколько КАК делать. Материал должен напрягать мозги детей, давать пищу для воображения и при этом быть перевариваемым.
02.02.2012
|
|
|
| |
|
javalove | Дата: Пятница, 03.02.2012, 12:15 | Сообщение # 14 |
javalove
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, информатика
|
Сообщений: |
5 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Я согласен с тем, что программу надо менять. Нужно убрать всё "вузовское" в математике. Зачем учить в школе то, чему в вузе учат лучше?
03.02.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Пятница, 03.02.2012, 16:47 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Оза) Что вспоминать, они не проходили подобные треугольники по математике, не знают ни сумму сторон, ни одной теоремы про равенство углов в разных случаях. Про подобные треугольники я рассказываю сама, а про синусы не берусь, только для олимпиадников. Оксана! Вы о каком классе говорите?? Quote (Оза) принципиально я могу обойтись без интегралов, геометрического смысла графиков достаточно. Вот-вот. И я о том же. Совершенно нет никакой необходимости в интегрировании. На худой конец - дать просто формулу без вывода. Да и это ни к чему! Quote (Оза) Без производной для объяснения колебаний и переменного тока не обойдусь, там же все формулы для индуктивного и ёмкостного сопротивления через производную выводятся А зачем Вам ВЫВОДИТЬ эти формулы? Вы же закон Ома не выводите, а принимаете as is. B еще конкретный вопрос к Вам: почему Вам для объяснения колебаний никак не обойтись без производной? Если честно, не пойму. Можно набросок Вашего объяснения?
03.02.2012
|
|
|
| |
|