Посмотрите здесь. А ведь это еще при царе-батюшке!!!
Успехи воспитанников в науках проистекают: или от простого страдательного понимания, или от прилежания, или от сильного развития умственных способностей; а следовательно, и должны быть оцениваемы сколько можно приблизительно к тому образом. Этот всеобъемлющий и постоянный масштаб освобождает преподавателя от той односторонности, которая всегда бывает следствием сравнения учеников одного и того же курса между собою; он определяет правила для единообразного суждения в разные времена и в разных местах. Пять ступеней, для сего принимаемых, разграничиваются следующим образом. ________________________________________ 1-я степень (успехи слабые) Ученик едва прикоснулся к науке, по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в оной, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному. ________________________________________ 2-я степень (успехи посредственные) Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одною памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не смог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия. ________________________________________ 3-я степень (успехи удовлетворительные) Ученик знает науку в том виде, как она была ему преподана; он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предполагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собой отдаленнейшие точки; даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением. На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением, но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигший оной, действительно в состоянии бывает следовать за дальнейшими развитиями науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто среди этой даже механической работы. ________________________________________ 4-я степень (успехи хорошие) Ученик отчетливо знает преподанное учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимную связь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует таковому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно. ________________________________________ 5-я степень (успехи отличные) Ученик владеет наукой; весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает различные части, сближает самые отдаленные точки учения, с проницательностью, довольно изощренною упражнением, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться должно, и что можно возразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
Но разве нельзя помечтать о том времени, когда это может стать реальностью?!
Что делать в переходный период?
Мне, наоборот, близка система с с един. треб. по всей стране. Тогда люди свободно смогут перемещаться по стране, работать где им интересно и выгодно, не опасаясь проблем со школой. Это мечта члена семьи военнослужащего.
Поставить решающим критерием успешности работы учителя успехи его учеников
Нет, не понимаю...что такое успех и чем его мерить. Умение "грести под себя" - это тоже нынче критерий успешности. А как быть со всякими спецшколами (про все не скажу, но про языковые пожалуй), где результаты - конфетка, но...у всех репетиторы.
Теперь по сути вопроса. Просто актуальная мысль на сегодня. Была в очередной раз в класс-центре у Казарновского (интересная школа, мне в ней нравится все, кроме суммы оплаты за обучение:))). Речь шла об их интегрированной программе "Энциклопедия". Суть: собрались педагоги школы всех направлений, каждый предметник изложил основную систему понятий,которую с их точки зрения должен усвоить ученик на каждом этапе, нашли какие-то ключевые, пересекающиеся понятия, актуальные для всех предметов от физики до хореографии и вокруг них выстроили совместную систему работы. Сама по себе это система стара,, как мир, но меня просто поразила мысль, что учителя смогли конструктивно договориться и не тянуть одеяло на себя. У меня стойкое ощущение,что беда современной школы - это неумение и нежелание педагогов слушать друг друга. Вот это уж то,что не зависит ни от правовой, ни от материальной составляющей.
Мне, наоборот, близка система с с един. треб. по всей стране. Тогда люди свободно смогут перемещаться по стране, работать где им интересно и выгодно, не опасаясь проблем со школой. Это мечта члена семьи военнослужащего.
Давайте сначала ответим на основные вопросы: - какую цель преследует единая система требований, - как проверяется соответствие требованиям (какова степень достоверности соответствия требованиям), - как обеспечивается единая система проверки, - что значит "соответствовать требованиям", - что в результате имеет тот, кто удовлетворяет требованиям, - что будет (может быть) с тем, кто "пролетел", - и пр. Я не из пальца высосал все эти вопросы. Я много и серьезно думал об этом. В каждом вопросе есть много всяких "НО". Собираясь вместе, они для меня делают всю эту систему ЕДИНОГО КОНТРОЛЯ С ЕДИНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ иллюзорной. Представьте, что по предмету максимальное количество баллов 100. Как ранжировать успешность?
Если каждая школа разработает свою систему "Но" не пропадут. Учащимся прийдётся принять эти условия. Только при смене ОУ проблем не возникнет? Можно и не вписаться в другую систему.
Quote (Ileo)
У меня стойкое ощущение,что беда современной школы - это неумение и нежелание педагогов слушать друг друга.
Может убрать конфликтную составляющую в виде аттестации, баллов? Не должно быть соревнования, должна быть работа в команде.
Это так, но ведь в приведенном мной примере как-то повлияли. Что там уж в учительской их педагоги брюзжат, это мне, конечно,неведомо, но совместные уроки, которые я сегодня видела (типа "физика и музыка", "геометрия и хореография") выглядели вполне гармонично. Я бы сказала, полифонично.