• Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова, PavelZ  
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Об образовании и обучении вообще » Набор предметов для изучения в школе
Набор предметов для изучения в школе
kibamaДата: Четверг, 09.12.2010, 01:01 | Сообщение # 1
kibama

Максим
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Зарегистрированные
Сообщений:
2
Награды: 0
Статус: Offline
Добрый день!

Пока я учился в школе, то, так же как и все ученики, недоумевал, зачем мы изучаем столько предметов? Ведь ясно же, что во взрослой жизни они нам не понадобятся. Сегодня, когда в школу ходит мой сын, эти недоумения только усилились. Лично мне не пригодилось в жизни половина от того, что я прошел в 6-10 классах. Зато логику, риторику и основы практической психологии пришлось осваивать самостоятельно, предварительно набив много болезненных шишек.

Поэтому меня интересует, по каким принципам определяется набор учебных предметов для изучения в школе? Каковы те критерии, равняясь на которые педагоги-теоретики, составляют учебные планы?

Что можете посоветовать почитать по этой теме? На каком форуме задать вопрос? К кому обратиться?

09.12.2010

влад-рДата: Четверг, 09.12.2010, 02:49 | Сообщение # 2
влад-р

BOBA М-С
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: ОБЖ(ЗОЖ)
Сообщений:
194
Награды: 12
Статус: Offline
Quote (kibama)
логику, риторику и основы практической психологии пришлось осваивать самостоятельно

Это уж кому как.... Другим давай астрономию, третьим - Закон Божий, а кому-то вообще из школьных дисциплин лишь математика (сдачу подсчитывать) и грамота (подпись ставить) в жизни пригодились.
Quote (kibama)
по каким принципам определяется набор учебных предметов для изучения в школе?

Это вопрос к министерству. Перечень предметов, согласно закона об образовании, утверждается министерством и дополняется при необходимости в регионах, например, национальным языком. Также при необходимости по согласованию с министерством список может быть расширен.
Quote (kibama)
зачем мы изучаем столько предметов? Ведь ясно же, что во взрослой жизни они нам не понадобятся. Сегодня, когда в школу ходит мой сын, эти недоумения только усилились.

Нельзя объять необъятное - школа даёт азы, а что нам понадобится в будущей жизни - это непредсказуемо. Тем, что человек - существо разумное (гомо сапиенс) надо гордиться! Тем более, разносторонне развитая личность - это и есть цель школьного воспитания, Лишние знания никому пока не повредили.
Согласно новому закону, который вступит в силу буквально на днях, теперь у вас с сыном будет выбор, какие предметы ему учить. Хорошо ли это, плохо ли, время покажет.
09.12.2010


Сообщение отредактировал влад-р - Четверг, 09.12.2010, 03:01
AspasiAДата: Четверг, 09.12.2010, 15:31 | Сообщение # 3
AspasiA

Наталья
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: Окружающий мир
Сообщений:
148
Награды: 2
Статус: Offline
Quote (kibama)
зачем мы изучаем столько предметов?

..а сколько вы хотели бы изучать? знаете, судя по последним веяниям, наша система образования двигается к тому, что обязательными к изучению останутся Русский язык и Математика - вам этого хватит??

..в стране не хватает рабочих рук..а зачем рукам лишние знания?

09.12.2010
LybachaДата: Четверг, 09.12.2010, 15:48 | Сообщение # 4
Lybacha

Любовь
Ранг: Школьник (?)
Группа: Я - учитель
Должность: все предметы в начальных класс
Сообщений:
88
Награды: 1
Статус: Offline
Пока вашего ребенка учат бесплатно-радуйтесь. Когда вы будете оплачивать каждый урок, тогда выбирите, что ребенку важнее по вашему мнению. А вдруг ваши мнения не совпадут? Кого ребенок будет винить?
09.12.2010
CasualДата: Четверг, 09.12.2010, 17:36 | Сообщение # 5
Casual

Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1321
Награды: 10
Статус: Offline
Quote

Человеческий мозг - это чердак, который можно забить чем угодно. Дурак так и делает - тащит туда и нужное и не нужное! Пока не настанет момент, когда для необходимой вещи нет места, или же он запрятана так глубоко, что ее не достать.
Шерлок Холмс

Честно говоря сам не раз и не два задавался подобным вопросом. В школе учат всему чему угодно, только не тому, что в самом деле необходимо.
Не помню, кто из психологов сказал: если школьник-отличник совершает самоубийство, то какой урок он не усвоил?

Вы говорите, что знания лишними не бывают.
Может быть, но дело в том, что мертвые, не используемые знания имеют тенденцию быстро забываться.
В самом деле, устройте для прикола опрос на родительском собрании. Предложите родителям решить пару задачек по физике, химии, математике для 10 - 11 класса.
Как думаете, какие будут результаты?

А вы, учителя, насколько комфортно чувствуете себя за пределами своего родного предмета?
Учитель русского языка и литературы готов сдать ЕГЭ по физике?

В итоге, ребенок тратит кучу сил и времени (а может и нервов), чтобы усвоить учебный материал, который ему понадобиться только для того, чтобы успешно сдать экзамен и...благополучно забыть. Мало того, что затраченных сил и времени жалко. Дело в том, что подобная система воспитывает в детях формальный подход к образованию.

Суть даже не в спектре школьных предметов, а в том, на каком уровне изучается каждый из них.
Например, BBC снимает увлекательнейшее(доказано потребителями) сериалы о жизни животных. Излагается множество интересных фактов, которыми при случае можно блеснуть в разговоре, показав свою эрудированность. Так же существует ряд интересных научно-популярных фильмов затрагивающих различные области естествознания или повествующие о каких-либо исторических событиях. Все это пользуется спросом(иначе бы их просто не снимали), а стало быть интересно большинству людей. К слову говоря, подростки так же часто смотрят подобные фильмы с удовольствием.

Что же в школе? В школе, например на уроке биологии, заставляют учить систему кровообращения ракообразных! Скольким процентам учащихся это понадобиться?
Сколько процентов ее будут помнить? К сожалению, многие школьные предметы "пестрят излишними деталями", скучными, нудными и бесполезными подробностями, что не только взывает естественное отторжение у детей, но скрывает от них суть. Как говориться, за деревьями не видят леса.

Возьмем для примера физику и математику. Там учат думать? Нет.
Там изучают алгоритмы решения стандартных задач. В итоге ученик(хороший ученик) сможет решать задачи про систему блоков и показательные уравнения, но
не иметь не малейшего представления и понимания о современной физической картине мира, которую, собственно, и должны были бы сформировать уроки физики.

Вы говорите, что нет знаний которые понадобятся всем? Есть!
Практическая психология(умение понимать себя и других, справляться со стрессами, умение расслабляться, грамотно ставить цели, радоваться жизни, в конце концов), логика, ораторское искусство.
А знаете, что еще важно? Умение учиться! С окончанием школы жизнь и настоящая учеба, только начинаются!
Вот только в школе почему-то ничему из вышеперечисленного не учат!

09.12.2010


Сообщение отредактировал Casual - Четверг, 09.12.2010, 17:47
ВладимировичДата: Четверг, 09.12.2010, 17:56 | Сообщение # 6
Владимирович

мужчина
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1973
Награды: 44
Статус: Offline
Quote (Casual)
Например, BBC снимает увлекательнейшее(доказано потребителями) сериалы о жизни животных. Излагается множество интересных фактов, которыми при случае можно блеснуть в разговоре, показав свою эрудированность.

Увы ВВС не всегда блещет глубокими знаниями живой природы (могу об этом судить как специалист). Смотрел недавно один их фильмец об арахнидах. В течении всего фильма их почему -то, ведущий упорно относил к насекомым, а личинку ручейника, между делом, обозвал "жуком"?! Так вот пауки - не насекомые. Вот вам один из примеров. Такие ляпсусы в научно - популярных фильмах ВВС встречаются довольно часто. smile

Добавлено (09.12.2010, 17:56)
---------------------------------------------

Quote (Casual)
А знаете, что еще важно? Умение учиться!

Увы, не до всех это доходит, пока им не исполнится, хотя бы, годиков 20. cool
09.12.2010
CasualДата: Четверг, 09.12.2010, 18:01 | Сообщение # 7
Casual

Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1321
Награды: 10
Статус: Offline
Да может быть) Я же не предлагаю сериалы ВВС крутить на уроках.
Их можно использовать в качестве примера того, как можно интересно и увлекательно рассказывать, а ляпы их надо исправить, да.

P.S.: Кстати, в оригинале смотрели? Думаю, что все эти ошибки допустили наши переводчики и редакторы - дети отечественной школы.

Добавлено (09.12.2010, 18:01)
---------------------------------------------

Quote
Увы, не до всех это доходит, пока им не исполнится, хотя бы, годиков 20.

Их надо этому учить. В первую очередь этому!
09.12.2010
ВладимировичДата: Четверг, 09.12.2010, 18:05 | Сообщение # 8
Владимирович

мужчина
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1973
Награды: 44
Статус: Offline
Quote (Casual)
Практическая психология(умение понимать себя и других, справляться со стрессами, умение расслабляться, грамотно ставить цели, радоваться жизни, в конце концов), логика, ораторское искусство.

Этому научат уже после. Большинству людей ваша логика и ораторское искусство "по барабану". Представьте будущих простых трудяг (шахтёры, строители и прочие работники) изучающих все хитрости ораторского искусства. Оно им пригодится? smile

Добавлено (09.12.2010, 18:03)
---------------------------------------------

Quote (Casual)
Кстати, в оригинале смотрели? Думаю, что все эти ошибки допустили наши переводчики и редакторы - дети отечественной школы.

Само - собой в оригинале.

Добавлено (09.12.2010, 18:05)
---------------------------------------------

Quote (Casual)
Их надо этому учить. В первую очередь этому

Да их этому и учат. Во всяком случае, элементарным способам работы с новыми данными, практическими навыками и умениями по предмету и прочее. Другой вопрос, что не все уделяют последнее время этому внимание. Вот это-то и плохо.

09.12.2010


Сообщение отредактировал Владимирович - Четверг, 09.12.2010, 18:07
СимпатягаДата: Четверг, 09.12.2010, 23:43 | Сообщение # 9
Симпатяга

Ольга Алексеевна
Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: начальные классы
Сообщений:
1749
Награды: 52
Статус: Offline
Casual, а как Вы сами понимаете этот лозунг "учить учиться"?
это умение самостоятельно добывать знания! Но может ли ребенок или его родитель решать, какие знания ему пригодятся, а какие нет? И где найти те энания. которые потребовались человеку сейчас? Экономический кризис и опыт американских работников доказывают, что человек может круто поменять свою сферу деятельности. Американцев, например, именно этому и учат: каждые 5-7 лет менять место работы и специальность. Т.е. им работать в одной области становится оооочень скучно, волт они и бегают "с корабля на бал"! biggrin а чтобы стать настоящим высококлассным профессионалом. необходимо много трудиться и учиться самому. А это уже довольно нуное занятие, которое не по душе легкомысленным людям. Вы же не отдадите своего ребнка учителю, который еще полгода назад был наладчиком станков или не доверитесь врачу. который прошел трехмесячные курсы обучения после того, как 5 лет отработал дворником? wink
Бесполезно вводить предмет "психология" в школах, если родители пропагандируют только один принцип: "Мой ребенок всегда прав!" - это по отношению к другим людям и "Я всегда прав" - это по отношению к собственному ребенку. Такое дите будет всячески срывать уроки. т.к. он знает только один принцип человеческих взаимоотношений, а тягяться с родителями в современном обществе учитель не сможет. т.к. прав у него никаких нет fudge , хотя конституция утверждает другое. но жизнь все расставляет на места. А вот найти среди многообразия наук те, которые тебе борльше всего интересны. - это здорово. но этому должны учить не только учителя. а, прежде всего, родители! А что делают современные родители?! "Она станет артистом только через мой труп!" - заявление мамочки о своей талантливой дочери. Мне жалко девочку. потому что она всю свою жизнь будет расплачиваться за амбиции своих родителей! Может быть, из нее и не получиться актриса. но почему же ей не попробовать себя в театральных кружках?! Пусть потом ей надоест, тогда она выберет что-нибудь другое. но выбор сделает сама, а родители просто обязаны поддержать ее выбор - ведь она ищет свое место в жизни. ищет саму себя!
Знание истории практически никому не нужны. но как можно понять литературных героев или археологические находки? А для общего развития? А для личного опыта, чтобы не повторять ошибок предшественников?! И так по каждому предмету. Да, большинство знаний не пригодились. но бывали случаи. когда они всплывали, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
09.12.2010
CasualДата: Пятница, 10.12.2010, 00:11 | Сообщение # 10
Casual

Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1321
Награды: 10
Статус: Offline
Quote
Этому научат уже после.

1. Зачем же после, когда можно сразу.
Или как обычно компот на третье?

2. В том-то и дело, что не научат.
Если всех научить "понимать себя и других, справляться со стрессами, расслабляться, грамотно ставить цели, радоваться жизни", то Мир станет другими проблем подобных http://pedsovet.su/forum/36-3623-1 и http://pedsovet.su/forum/36-277-1 не будет.

Кстати, огромное кол-во психологических тренингов, частных психологов и различных сект, как раз говорит о том, что всеми выше обозначенными навыками люди не владеют иначе бы они не носились вытрщив глаза в поисках гуру, который научит их быть счастливыми.

Quote

Большинству людей ваша логика и ораторское искусство "по барабану".
Представьте будущих простых трудяг (шахтёры, строители и прочие работники) изучающих все хитрости ораторского искусства. Оно им пригодится?

1. Большинству людей ваша логика и ораторское искусство "по барабану".
Не правда. Иначе чем объяснить такое кол-во школ ораторского искусства регулярно проводящих различные тренинги(не дешевые, кстати)?

2. Хорошо, ораторское искусство работягам не нужно, допустим.
А тригонометрия нужна? А умение вычислять дальность полета тела брошенного с данной скоростью под данным углом к горизонту надо?
Или может быть кровеносная система ракообразных им нужна?

3.Представьте будущих простых трудяг (шахтёры, строители и прочие работники) изучающих все хитрости ораторского искусства...
Возможно, тогда они бы стали не работягами, а стремились бы к чему-то большему.

Симпатяга, вы кажется не внимательно меня читали...
Вот, например:

Quote
Знание истории практически никому не нужны. но как можно понять литературных героев или археологические находки? А для общего развития? А для личного опыта, чтобы не повторять ошибок предшественников?! И так по каждому предмету. Да, большинство знаний не пригодились. но бывали случаи. когда они всплывали, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Я не говорил, что эти знание не нужно. Более того, я говорил, что они людям интересны, только им интересен метод, который использует ВВС, не средняя школа. Понимаете? Я хочу сказать, что методика преподавания в школе "тухлая". Вызывает у детей скуку, и, как следствие, сначала отвращение к конкретному предмету, а потом и к учебе вообще. Так и становятся работягами...в лучшем случае.
10.12.2010


Сообщение отредактировал Casual - Пятница, 10.12.2010, 00:16
ДжеттаДата: Пятница, 10.12.2010, 07:48 | Сообщение # 11
Джетта

Джетта
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
88
Награды: 6
Статус: Offline
Casual, вы лукавите, когда говорите, что взрослому человеку ничего из школы не пригождается. Просто потому, что вещи, усвоенные вами в школе, настолько прочно вошли в вашу жизнь, что вы их просто не замечаете. Из набора предметов, изучаемых в школе, складывается парадигма восприятия мира.. Вам потому нужны оказались логика с риторикой, что базовая парадигма у вас УЖЕ сложилась.

Вы лучше оцените, что случается с людьми, которые на уроках в школе просто моргают глазами... Барышня моргала глазами на химии с биологией? и вот, она уже носится с идеей, что "травки, природное - это хорошо, а таблетки, химия - плохо". Барышня проморгала факты, что растение состоит из многих частей, что в каждой части растения содержатся разные вещества, и что все они - имеют химическую природу. Барышня не ф курсе, что таблэтка может содержать то же самое вещество, что и 'травка", только более чистое и с контролируемой дозировкой - от чего сильно зависит эффективность лечения. И что с такой барышней происходит? Вы у медиков спросите, сколько запущенных случаев, когда ничего уже сделать нельзя - попадает к ним в лапы после самолечения "травками"... Если вы будете моргать глазами на физике, то не избежать вам покупки разнообразных магнитных браслетов и фильтров Петрика и прочих торсионных вечных двигателей..
Примеров можно привести миллион и все они плохо кончаются либо для здоровья, либо для кошелька "моргавших".

И еще скажу вот что. Мне моя школа дала прежде всего возможность выбора. Поскольку я не моргала глазами, а училась; то школа позволила мне выбрать очень качественный вуз и получить в результате сложную, востребованную и дорогую профессию. Это раз. Два - несмотря на то, что я в своей профессии непосредственно использую средства, завязанные на предметах точных и естественных, я тем не менее - грамотно пишу;грамотно разговариваю, умею читать и анализировать самые разнообразные тексты; умею связно излагать свои мысли; из школы я выудила достаточно навыков по истории с обществознанием для того, чтобы получать удовольствие от исторических книг, фильмов и споров на тему; знаю достаточно об устройстве нашего государства, чтобы в случае элементарной необходимости быстро и грамотно провзаимодействовать с чиновниками.
Откуда это все взялось? неужто самозародилось?

Глупости.. Большой круг предметов и навыков дает возможность выбора на любом этапе жизни. а не только при поступлении в вуз..

Разумеется, я далеко не все детали школьных курсов помню наизусть, но в случае необходимости по оставшимся в памяти якорям я очень легко найду нужные мне для решения той или иной проблемы конкретные средства.

Добавлено (10.12.2010, 07:48)
---------------------------------------------

Quote (Casual)
методика преподавания в школе "тухлая".

Вот как я посмотрю, не очень то вам логика далась.. Набор предметов и их методика преподавания в школе - это вещи разные. И сваливать их в одну кучу - довольно таки глупо. Особенно, если учесть, что "тухлость" и 'скука" сильно зависит как от конкретного учителя, так и от конкретного ученика. И еще. если бы вы не моргали глазами на уроках математики и литературы, то вы бы значительно раньше и с меньшими усилиями бы овладели и логикой, и риторикой.
10.12.2010


Сообщение отредактировал Джетта - Пятница, 10.12.2010, 07:57
chernysh8Дата: Пятница, 10.12.2010, 08:11 | Сообщение # 12
chernysh8

Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Сообщений:
1503
Награды: 21
Статус: Offline
Позвольте подписаться под предыдущим сообщением.
К моему стыду, я в школе практически не учился. Точнее, учился тому, что было интересно. Много знаний получил не из учебников, а из научно-популярной и художественной литературы. Теперь часто жалею, что не хватает знаний по истории, литературе. Да, много изучали того, что не нужно напрямую. Но эти знания помогают ориентироваться и получать новые знания. Они дали базу, фундамент, на основе которого можно двигаться дальше. Изучать риторику не зная литературы-страшно и, ИМХО, невозможно. Ораторское искусство без знания родного языка невозможно.
Я сожалею, что не преподавали в школе греческий и латинский языки. Зная их выучить любой западно-европейский можно без проблем. Также множество вопросов по физике, химии, математики и другин наукам отпали бы сами собой.
10.12.2010
ВладимировичДата: Пятница, 10.12.2010, 10:19 | Сообщение # 13
Владимирович

мужчина
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1973
Награды: 44
Статус: Offline
Quote (chernysh8)
Но эти знания помогают ориентироваться и получать новые знания. Они дали базу, фундамент, на основе которого можно двигаться дальше.

Вот вам и ответ Casual. Всё очень просто для тех, кто понимает значение базового (среднего) образования для развития человека в обществе. smile

Quote (Casual)
.Представьте будущих простых трудяг (шахтёры, строители и прочие работники) изучающих все хитрости ораторского искусства...
Возможно, тогда они бы стали не работягами, а стремились бы к чему-то большему.

haha
10.12.2010
влад-рДата: Пятница, 10.12.2010, 10:21 | Сообщение # 14
влад-р

BOBA М-С
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: ОБЖ(ЗОЖ)
Сообщений:
194
Награды: 12
Статус: Offline
Quote (Casual)
Вы говорите, что знания лишними не бывают.

Да, уважаемый...! Я даже настаиваю на этом. Базовые знания школьных дисциплин создают некий фундамент гармонично развитой личности. Какой логикой может похвастать тот, кто видит жизнь не во всех её проявлениях, а рассуждает однобоко, с точки зрения тех знаний, какие рояться у него в голове?
Quote (Casual)
С окончанием школы жизнь и настоящая учеба, только начинаются! Вот только в школе почему-то ничему из вышеперечисленного не учат!

Вот тут я частично согласен. Человека учит жизнь! А жизни в школе если и учат, то очень поверхностно. Да потому что жизнь у каждого течет по своему руслу, а если и есть что общее, то это полученные в школе знания! Вы можете гарантировать, что ваша дочь после школы не выйдет замуж? Нет! Кем будет её будущий муж? Физик - ядерщик, к примеру.... Устраивает её на работу в свою лабораторию, и...? Вопрос, была ли нужна ей физика? Или попадает она на ПМЖ в городок, где только одна работа - на градообразующем химическом предприятии. Куда её возьмут, если она про атомный вес и валентность никогда не слыхивала? Разве что хим-посуду мыть. Кстати, я считаю эту работу вполне нормальной, не зазорной. Кому-то и посуду мыть надо.
Quote (Casual)
Так и становятся работягами...в лучшем случае.

Quote (Casual)
Возможно, тогда они бы стали не работягами, а стремились бы к чему-то большему.

А вот судя по этим вашим цитатам, вы игнорируете само понятие - рабочий класс! Конечно, вы защищаете интеллигенцию, частью которой вы являетесь. Но, подумайте сами..., зачем же так вот? Вам мало крестьянства? Вы знаете, что вы сегодня потребляете в пищу? То-то же...! Так вот крестьянство, рабочий класс и интеллигенция являлись фундаментом здорового общества, которое мы сами развалили, и что имеем на сегодняшний день? А вот фундамент гармонично развитой личности, повторюсь, это знания школьных дисциплин. Всех, без исключения. Пусть поверхностно, но всех! И, не дай Бог нам его тоже развалить. Это будет полной деградацией России.
10.12.2010
ВладимировичДата: Пятница, 10.12.2010, 10:25 | Сообщение # 15
Владимирович

мужчина
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
Сообщений:
1973
Награды: 44
Статус: Offline
Quote (влад-р)
И, не дай Бог нам его тоже развалить. Это будет полной деградацией России.

Так ведь и разваливают всякие "риторики" и "ораторы" новоявленные. wink
10.12.2010
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Об образовании и обучении вообще » Набор предметов для изучения в школе
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе на сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить