Клавиатурное письмо
|
|
AYuD | Дата: Вторник, 27.03.2012, 13:24 | Сообщение # 16 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Продолжим это. Quote (стр. 55) ...желательно, чтобы тренажер, используемый в образовательном процессе, отличался некоторыми возможностями, связанными с особенностями детского восприятия текстовой информации и перспективами использования навыка в предметных курсах начальной школы. Учитывая, что никаких следов исследований влияния особенностей детского восприятия текстовой информации на конструкции и функции клавиатурных тренажёров ни в интернете, ни где либо ещё я не встречал, приходится предположить, что здесь просто перечислены варианты, известные авторам. А про перспективы использования навыка я вообще не понял.
Quote (стр. 55) Способы ввода текста должны позволять осуществлять: набор отдельных букв, а позднее и слов, словосочетаний и предложений под диктовку, с использованием «живой» картинки на экране (ребенку демонстрируется синхронная работа рук на клавиатуре компьютера); набор текста на клавиатуре вслепую (без подсказок расположения клавиш). Короче, с подсказкой на экране и без подсказки на экране. Вопрос о необходимости/допустимости экранной подсказки заслуживает особого внимания. Мы здесь говорим о слепой печати. В обсуждениях вопроса о подсказках на сайтах, посвящённых слепой печати (например, urikor.net, klavogonki.ru), высказывается мнение, что подсказка в виде клавиатуры на экране - это такое же зло, как и подглядывание на клавиатуру. Это получается не слепой, а как бы слепой метод. Что касается «живых» рук на экране - ну не знаю, по-моему, предполагать, что первоклассник сможет без труда повторить их движение, довольно наивно. Ведь сами движения ещё не разучены. А разучивание правильных движений по картинке - это явно не для первоклассников. Я, основываясь на современных методиках обучения и собственном опыте, считаю, что последовательность должна быть такой: 1. Разучивание исходного положения. Вот здесь подсказка в виде изображения клавиатуры вполне уместна. 2. Разучивание движений к клавишам. Надо не только разучить сами движения, но и дать им названия типа "левый указательный - вперёд - направо - нажать - на место". Каждому элементарному движению сопоставить пиктограмму и подсказку давать звуковую (чтение названия движения учителем или диктором) и пиктографическую. А ученик, кстати, должен повторять название движения за диктором.
Продолжение следует.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Верандреева | Дата: Вторник, 27.03.2012, 21:07 | Сообщение # 17 |
Верандреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, немного математика
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Коллеги! А вы не пытались к древним прописям вернуться? Вот у моих родителей прекрасный прочерк, а у детей - курица лапой!
27.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 28.03.2012, 08:20 | Сообщение # 18 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
И как я должен к этому отнестись? Как к демонстрации связи тонкой моторики с умственным развитием?
28.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 28.03.2012, 22:59 | Сообщение # 19 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Значит всё-таки демонстрация связи. Я не ошибся. Жаль.
28.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 28.03.2012, 23:06 | Сообщение # 20 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (стр. 56) Способы предъявления текста для ввода в клавиатурном тренажере могут представлять собой: полный текст ..., демонстрируемый на экране в ходе выполнения задания; Опыт показывает, что это на всех этапах обучения, кроме, может быть, самого начального, наиболее правильный способ. Пропущен ещё один способ предъявления текста - строка текста. Опыт показывает, что это второй правильный способ.
Quote (стр. 56) бегущую строку (в каждый момент времени виден отдельный элемент текста – буква, слог, слово); На самом деле суть бегущей строки в её перемещении при каждом нажатии на правильную клавишу на одну букву влево. Какая часть текста при этом отображается - дело десятое. Это очень плохой для начального обучения способ. При сколько-нибудь заметных скоростях печати создаёт дополнительные трудности (в глазах рябит). Хотя и может использоваться при создании упражнений игрового типа.
Тоже можно использовать для создания игровых упражнений, например, анимации, управляемой нажатиями на клавиши.
Quote (стр. 56) слова с пропусками или ошибками – и те и другие требуют не автоматизированного, а осознанного набора букв. Это уже не способ предъявления текста, а тип упражнения.
28.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 21:00 | Сообщение # 21 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Теперь надо понять, какие нужны упражнения. Самая первая задача, которую надо решить ученику - запомнить расположение букв на клавиатуре. А первая задача учителя - помочь ученику запомнить расположение букв на клавиатуре. Впрочем, само по себе расположение клавиш и букв не важно. Важно выполнять точно движения, в результате которых будут нажаты нужные клавиши. Поэтому запоминание расположения букв на клавиатуре состоит из двух компонентов - запоминания исходного положения пальцев и запоминания движений пальцев к нужным клавишам. Эти движения являются предметными действиями, но им соответсвуют действия, совершаемые в уме. Следовательно, для разработки упражнений необходимо понимать, как предметные действия становятся умственными действиями. Ответ на этот вопрос даёт теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным. Её основное положение состоит в том, что психическая деятельность есть отражение внешних материальных действий. Исходную форма действия - это действие, выполняемое как внешний, чувственно воспринимаемый материальный процесс. Причём в полном составе своих операций. В нашем случае - это процесс движения пальца из исходного положения к нужной клавише, нажатия на клавишу и возвращения в исходное положение. Любое действие характеризуется четырьмя свойствами или параметрами: - уровенем, на котором оно выполняется; - степенью его обобщения; - полнотой фактически выполняемых операций; - степенью его освоения. Уровни выполнения действия: 1.С материальными предметами (или их материальными изображениями). В нашем случае - это нажатия клавиш, глядя на руки и клавиатуру. 2. В громкой речи (без непосредственного взаимодействия с предметами). Это нажатия клавиш, не глядя на руки и клавиатуру, но с проговариванием каждого движения. 3. В уме. Нажатия клавиш вслепую и без проговаривания. Эти уровни являются этапами преобразования действия от материального к умственнаму.
С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий процесс формирования умственного действия представляется так: 1. Создание ориентировочной основы действия. Всякое обучение новому действию начинается с ознакомления с заданием. Наше задание - нажать заданную клавишу правильным пальцем. Усвоить действие - значит не вспомнить, как оно было показано, а суметь повторить его с новым материалом и получить из него заданный продукт. В нашем случае - нажать на другую клавишу, возможно, другим пальцем. При этом должно получиться правильное движение. Для этого задание должно сопровождаться такой разметкой, которая позволила бы правильно выполнить заданное действие. Действие разбивается на посильные для учащегося операции. При этом необходимо обеспечить возможность учащегося самостоятельно проследить и выполнить действие на каждом его участке. Эта разметка и есть ориентировочная основа действия. В нашем случае действием является нажатие на нужную клавишу правильным пальцем. Это действие разбивается на такие этапы: - переместить палец к нужной клавише (или остаться в исходном положении), этот шаг может состоять из нескольких более мелких шагов к соседней с текущим положением пальца клавише (вперёд, назад, вправо или влево); - нажать клавишу; - вернуть палец в исходное положение. Эти шаги достаточно просты, чтобы ученик смог сам проследить и выполнить каждый из них.
На этой основе были разработаны методики обучения машинописи (Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения, – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.) и клавиатурному письму (http://www.2hours.ru/). Однако это методики обучения взрослых. Надо ещё выяснить необходимость её адаптации для детей.
08.04.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 23:23 | Сообщение # 22 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
AYuD, как то вы очень сложно все описываете: "Друг Аркадий, не говори красиво" )) Ни в коем случае нельзя смотреть на клавиатуру и руки.
Я печатаю очень быстро - ровно как мыслю, так и пишу - вообще не задумываясь. Хуже печатаю когда перепечатываю текст (также быстро, но с огромным числом ошибок). Но я училась еще на новой жесткой печатной машинке (в девятом классе) по Шахиджаняну "Соло на пишущей машинке", а закрепляла чуть позже на каких-то простейших тренажерах компьютерных (ох и давно это было - 93-94 учебный год), потом позже зарабатывала этим учась в институте. От руки пишу уже намного хуже.
Мне кажется не надо слишком много разглагольствовать, меньше слов и больше дела.
08.04.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 23:41 | Сообщение # 23 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) Ни в коем случае нельзя смотреть на клавиатуру и руки. Даже и-я и-я это понимаю! Сел за руль - смотри на дорогу. Quote (AYuD) Надо ещё выяснить необходимость её адаптации для детей. Выяснить нужно не это, а саму целесообразность такого способа.
08.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 10:03 | Сообщение # 24 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Дааа, ребята-трулялята... Я конечно понимаю, текст длиннее одной строки нормальные люди читают по диагонали и через строчку. Но результат-то получается какой-то такой ... не кошерный.
09.04.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 12:13 | Сообщение # 25 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) Дааа, ребята-трулялята... Я конечно понимаю, текст длиннее одной строки нормальные люди читают по диагонали и через строчку. Но результат-то получается какой-то такой ... не кошерный. Вы сами видите, кто Вам задает вопрос, поэтому заранее извините. Вы не могли бы растолковать это последнее высказывание? Не уловлю, в чем суть!
09.04.2012
|
|
|
| |
|
chernysh8 | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 12:27 | Сообщение # 26 |
Сообщений: |
1503 |
Награды: |
21 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) Шахиджаняну "Соло на пишущей машинке", Шахиджанян - голова!
09.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 17:07 | Сообщение # 27 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Мамочка) Мне кажется не надо слишком много разглагольствовать, меньше слов и больше дела.
Отвечаю:
Было бы очень интересно полюбоваться достижениями Людей Знающих Как Надо.
09.04.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 17:28 | Сообщение # 28 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
AYuD, здорово! А сколько малышам?
09.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 17:42 | Сообщение # 29 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Вверху - 3ий, внизу - вроде, тоже 3.
09.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 17:46 | Сообщение # 30 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Интересная клавиатура: http://www.veyboard.nl/files/chapter_1_en.pdf
09.04.2012
|
|
|
| |
|