Клавиатурное письмо
|
|
Мамочка | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 17:47 | Сообщение # 31 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
в рамках какого урока вы "дрессируете" "правопечатание" ? я вот думала моему младшему рано, а старшему уже пора было прошлым летом начинать. Похоже со старшим мы уже опаздываем ))
Я очень поддерживаю слепое десятипальцевое "писание" и, вследствии все большего проникновения цифрового общения, выражения мыслей (реферирование например), оформления результатов некой работы. Пусть даже в ущерб классическому правописанию. С моторикой я думаю все ок будет, независимо от того печатает ребенок или пишет.
09.04.2012
Сообщение отредактировал Мамочка - Понедельник, 09.04.2012, 17:50
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 18:03 | Сообщение # 32 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Так ведь новый стандарт требует с 1 класса. А у нас лет 10 отдельный урок был - клавиатурное письмо. В школьном компоненте. Вот на тех уроках и сфоткано.
09.04.2012
Сообщение отредактировал AYuD - Понедельник, 09.04.2012, 18:04
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Понедельник, 09.04.2012, 18:28 | Сообщение # 33 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) Так ведь новый стандарт требует с 1 класса. А у нас лет 10 отдельный урок был - клавиатурное письмо. В школьном компоненте. Вот на тех уроках и сфоткано. ну вот давайте с этого места подробнее. Каждое предложение. Только не так подробно как вы писали большой пост (палец вверх, назад, палец вниз - назад). Если будут непонятные моменты, мне кажется, мы всегда можем спросить вас.
09.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Вторник, 10.04.2012, 11:46 | Сообщение # 34 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Сюда. Подробне: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650
10.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Вторник, 10.04.2012, 11:49 | Сообщение # 35 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
А вот, что у нас отрабатывалось: Клавиатор: Руководство для учителя / Муранов А.А. - М.: ИНТ. - 32 с. Описание методики от разработчика. Муранов А.А., Мухай М.А. Обучение первоклассников клавиатурному письму. Первые результаты // "Информатика и образование", 1998, 6.- с.24-25. Муранов А.А. Компьютер в школе - инструмент письма. // "Информатика и образование", 1998, 2.- с.29-36.
10.04.2012
Сообщение отредактировал AYuD - Вторник, 10.04.2012, 11:53
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Вторник, 10.04.2012, 12:31 | Сообщение # 36 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
AYuD, спасибо, все очень познавательно и понятно.
10.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 11.04.2012, 13:59 | Сообщение # 37 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Надеюсь, здесь нет таких наивных, которые думают, что смогут диктовать мне, что мне писать в моей теме?
11.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 11.04.2012, 14:26 | Сообщение # 38 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Продолжим это.
Как известно, существуют три типа ориентировочной основы действия:
1. Образцы действия и его продукта. Это называется "показ" или знаменитое "делай, как я". Задача, решаемая при формировании ООД этого типа - ознакомить ученика с новым действием. Никаких указаний, как правильно выполнить это действие, не даётся. Ученик должен сообразить это сам, методом проб и ошибок. Действие остается очень неустойчивым к изменению условий, а успех никогда не бывает стопроцентным. Кроме того, почти полностью отсутствует перенос действия на новые задания. При обучении клавиатурному письму учитель просто демонстрирует нажатие клавиши каждым пальцем, ученики более или менее успешно пытаются повторить. При этом учитель каким-то образом должен каждому ученику помочь выполнить движение правильно и помешать выполнить его неправильно (физкультурников это называется проводка и страховка). В обычном классе обычной городской общеобразовательной школы организовать такую помощь практически невозможно (просто не хватает времени). Практически все современные тренажёры для обучения клавиатурному письму так и работают. На каждую букву, и, следовательно, на каждое движение-нажатие даётся, как минимум одно упражнение, которое в случае ошибки тупо повторяется до тех пор, пока не будет выполнено правильно.
2. Все указания, как правильно выполнить действие с новым материалом. Это то, что называется "объяснение". При строгом соблюдении этих указаний обучение идёт в принципе без ошибок и значительно быстрее. В этом случае появляется устойчивость к изменению условий выполнения задания. Кроме того, становится возможным перенос на новые задания при условии, что в новом задании присутствуют элементы, идентичные с элементами уже освоенных заданий. В этом случае при обучении клавиатурному письму достаточно показать нажатие одной клавиши, но зато надо объяснить, как это нажатие происходит. Объяснить так, чтобы ученик не только понял, как правильно нажимать нужную клавишу, но и смог самостоятельно проконтролировать правильность выполнения движения. Существуют (точнее, мне известны) только две методики, действующие по такому принципу - методика Бадмаева и методика Портнова-Хадыкина. И мне известен только один тренажёр, работающий по такому принципу - СДП.
3. Планомерное обучение анализу новых заданий. Это то самое, что называется "научить учиться". Задача, решаемая при формировании ООД этого типа - научить такому анализу новых заданий, который позволяет выделить опорные точки, условия правильного выполнения заданий, а затем по этим указаниям сформировать действия, отвечающего данному заданию. Это сложнее, зато, когда такой анализ освоен, последующие задания сразу выполняются правильно и вполне самостоятельно. В этом случае сформированные действия обладают высокой устойчивостью к изменению условий выполнения действия. И, кроме того, практически неограниченно переносятся на другие задания в пределах той же области деятельности. В результате формирования ООД этого типа при обучении клавиатурному письму ученик сможет самостоятельно составить себе инструкции по освоению любой клавиатуры (писишной, маковской), любой раскладки (фонетической, диктор), да и для любого языка. Методик, основанных на формировании ООД этого типа, я не знаю.
11.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Четверг, 12.04.2012, 13:24 | Сообщение # 39 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
2. Выполнение действия с опорой на ООД. В раннем школьном возрасте обучение действию начинается с его материальной формы, то есть с действий с предметами. 1. В процессе обучения действию сначала должно быть выделено содержание этого действия. Для этого необходимо: 1.1. Показать все операции действия в их взаимной связи. Это называется развернуть действие. 1.2. Выделить свойства объекта, необходимые для выполнения этого действия. Это называется обобщить действие. В результате развертывания и обобщения содержание действия становится ясно учащемуся. 2. После этого действие должно быть достаточно освоено. 3. После освоения действия начинается обратный процесс сокращения некоторых операций действия.
3. Обучение действию без непосредственной опоры на предметы. На первом (создание ООД) и втором (выполнени действия с опорой на ООД) этапах задачей ученика было разобраться в явлениях и овладеть ими. На третьем этапе задача состоит в воспитании речевой формы уже освоенного материального действия. То есть теперь ученику надо разобраться в словах. Этот уровень выполнения действия не является умственном, так как как раз в уме ребенок выполнить действие ещё не может. Однако на этом этапе действие материальное заменяется действием в громкой речи. Преимущество речевого действия состоит в том, что оно создаёт для действия новый предмет - абстракцию. А абстракция создаёт неизменный предмет, с которым теперь и выполняется действие. Это обеспечивают далее высокую стереотипность действия и его быструю автоматизацию, то есть формирование навыка.
Теперь становится понятным, в чём должна состоять адаптация упомянутых ранее методик ускоренного обучения машинописи и клавиатурному письму. Все они требуют проговаривания команд перед нажатием клавиши, то есть предварительного выполнения требуемого действия в громкой речи. Однако это третий этап разучивания движения. Первые два этапа существуют в скрытой форме так как в эти методики имеют дело со взрослыми и необходимые движения пальцами уже освоены. Мы же имеем дело с детьми младшего школьного возраста, пальцы которых совсем не такие же ловкие, как у взрослых. Поэтому ясно, что в методику надо включить специальные упражнения на формирование ООД и освоение движений с опорой на неё.
12.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Пятница, 13.04.2012, 13:58 | Сообщение # 40 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
И вот теперь постепенно вырисовывается то новое, что надо внести в известные методики ускоренного обучения клавиатурному письму. Нужны какие-то специализированные упражнения для пальцев. Спецкомплекс пальчиковой гимнастики.
Рискну высказать утверждение, что клавиатурное письмо - это раздел физкультуры. Действительно существует довольно близкая аналогия: 1. И там, и там нужна общефизическая подготовка (ОФП). Содержание её, естественно, различается. Для клавиатурного письма важны статическая выносливость тех групп мышц, работа которых необходима для поддержания позы, и ловкость кистей и пальцев. 2. В обоих случаях нужна специальная физическая подготовка (СФП). Для клавиатурного письма важна точность тех элементарных движений, которые составляют основу движений пальцев при печати. 3. Техническая подготовка. Для клавиатурного письма это, собственно, и есть разучивание нажатий клавиш.
Конкретно это будет выглядеть как-то так: 1. ОФП. Речь, напомню, идёт о первом классе. Школьник в отличие от дошкольника, очень много сидит. В том числе, естественно, и на уроках клавиатурного письма. Поза сидя - наименее естественная с биологической точки зрения поза. Поэтому к длительному сидению надо специально готовить. В этой подготовке наиболее важно воспитание статической выносливости мышц мышечного корсета. Кроме того важна ловкость кистей и пальцев. Всё это входит в обычную подготовку к школе. 2. СФП. Воспитание точности движений, из которых состоят нажатия клавиш. То есть ловкости в этих движениях. Здесь понадобятся уже специальные комплексы упражнений пальчиковой гимнастики. Существует большое количество комплексов упражнений для пальцев, поэтому ничего принципиально нового придумывать не требуется. Нужно только подобрать наиболее подходящие по строению движения. Может быть, немного модифицировать. 3. Техническая подготовка. А вот это уже собственно разучивание нажатий.
13.04.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Воскресенье, 15.04.2012, 12:43 | Сообщение # 41 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
При обобщении материального действия которые существенные для действия черты и свойства выделяются из конкретного содержания, но не отделяются от него. А в случае речевого действия эти свойства отделяются от материального действия и закрепляются за отдельными словами, превращаясь в их значения, и таким образом становятся абстрактными. То есть получается не просто сообщение о действии, а действие в новой, речевой, форме. то есть речь - это форма предметного действия, в котором сообщение еще не отделено от действия. Действие в форме громкой речи тоже изменяется: 1. Происходит обобщение действия. Обобщение происходит в результате изменения действия при его приспособлении к меняющимся частным обстоятельствам. 2. Происходит сокращение действия. Для такого сокращения действия должны быть сознательно отработаны и достаточно освоены. В результате происходит переход от громкоречевой формы действия к проговариванию про себя. Я думаю, что такому переходу в случае обучения клавиатурному письму должна помочь установка на постепенное ускорение печати.
Переход действия в умственную форму происходит в два этапа: 1. Переход громкоречевого действия в форму свободного проговаривания действия полностью про себя. При проговаривании про себя звуковая форма речи становится звуковым образом слова, то есть звуковым представлением. Звуковое представление более прочно, чем зрительное, так как сохраняется его материальная причина - речевая артикуляция. Внешняя речь про себя является первой формой умственного действия. 2. Переход речи про себя во внутреннюю речь. Её характерная особенность состоит в том, что она течёт автоматически и не поддаётся самонаблюдению. Громкая речь и речь про себя обращены к другому или к себе, как к другому. То есть при обучении клавиатурному письму ученик сам себе командует, что надо делать. Это требует сохранения полной речевой формулы действия. Но на этом этапе такого обращения уже нет и происходит сокращение самой речевой формулы.
15.04.2012
|
|
|
| |
|