Клавиатурное письмо
|
|
AYuD | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 14:00 | Сообщение # 1 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Если в Гугле сделать поиск по этой теме, он вывалит примерно 4 620 ссылок в основном на словоблудие.
Наша школа обучает клавиатурному письму уже лет 15. Мы участвовали в разработке методики, в тестировании специализированного тренажёра для начальной школы, в разработке уроков для детей и взрослых. Получены интересные результаты: доказана не только реальная возможность качественного обучения первоклассников клавиатурному письму, но и повышение общей грамотности в результате этого обучения.
И вот, что мы имеем теперь. 1. Клавиатурное письмо стало обязаловкой с 1 класса. 2. Отдельный урок ликвидирован. Теперь учителя как-то сами должны выкраивать время, чего они, естественно, стараются не делать. 3. Методика потеряна. Её следов не удалось найти даже у разработчиков. 4. Вместо приличного тренажёра в школы поставляется убогое творение, основанное на Перволого. 5. Вместо отработанных, проверенных курсов - какие-то поделки, содержащие большое количество ошибок.
Но главное даже не это. Все (за исключение, может быть, множества меры нуль) тренажёры, методики, курсы основаны на принципах, устаревших ещё в прошлом тысячелетии.
Надо попытаться это безобразие исправить.
19.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 14:04 | Сообщение # 2 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Вот, например, типичный курс (зайти гостем). Разработан, кстати, как раз в нашей школе.
19.03.2012
Сообщение отредактировал AYuD - Понедельник, 19.03.2012, 19:52
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 14:14 | Сообщение # 3 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) Вот, например, типичный курс. Разработан, кстати, как раз в нашей школе: http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1471 Мозилле страничка не понравилась - "Имеется информация, что эта веб-страница атакует компьютеры!"
19.03.2012
Сообщение отредактировал alsergast - Понедельник, 19.03.2012, 14:17
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 14:54 | Сообщение # 4 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Мне бы хотелось услышать мнение специалистов: к какому возрасту стабилизируется почерк? Не мешает ли нормализации почерка одновременное использование двух способом "написания" букв и слов - рукописного стандартного и клавиатурного ? Не влияет ли такая рефлексия на нервную систему, характер, другие психофизиологичекие особенности детей?
19.03.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Понедельник, 19.03.2012, 19:45
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Вторник, 20.03.2012, 16:37 | Сообщение # 5 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Обучение клавиатурному письсму, так же как и обычному, включавет в себя два компонента - формирование письменной речи и обучение технике письма. Ни по первому, ни по второму компонентам я результатов серьёзных исследований пока не нашёл. Попадалась мне ссылка на какого-то норвежца, который вроде бы доказал, что письменная речь при обучении обычному и клавиатурному письму формируется одинаково. но это ещё надо уточнять. Обучение технике клавиатурного письма, вроде бы, должно быть более сложным. Во-первых, взгляд направлен или на текст и тогда ученик не видет, что делают его пальцы, или на клавиатуру и тогда он не видит, что пишет. Во-вторых, в клавиатурном письме участвуют обе руки и все пальцы. С другой стороны, каждое отдельное движени пальцем проще при клавиатурном письме. Обучение клавиатурному письму осложняется пережитками, оставшимися от механических пишущих машин. Во-первых, это расположение клавиш на клавиатуре. Ну с этим вряд ли можно что-то сделать. Хотя уже сейчас существуют клавиатуры с другим расположением клавиш. Во-вторых, клавиатура разделена на зоны, за каждой из которых закреплён свой палец. Обычное разделение на зоны показано на рисунке 1. Очевидно, что в этом случае пальцы левой руки мешают друг другу.
20.03.2012
Сообщение отредактировал AYuD - Вторник, 20.03.2012, 16:39
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Вторник, 20.03.2012, 16:39 | Сообщение # 6 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Продолжение. Очевидно, что избежать этого можно, если расположить зоны левой руки симметрично зонам правой руки, то есть с наклоном вправо, а не влево (рисунок 2). Я не понимаю, почему это до сих пор никому не пришло в голову.
20.03.2012
|
|
|
| |
|
Мамочка | Дата: Вторник, 20.03.2012, 17:06 | Сообщение # 7 |
Мамочка
Ранг: Доцент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
1997 |
Награды: |
23 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) Обучение клавиатурному письму осложняется пережитками, оставшимися от механических пишущих машин. вы считаете, что это пережитки? Но ведь клавиши на пиш.маш. располагались по частоте-удобству именно печатания: часто нажимаемые - указательный -> редко нажимаемые - мизинцы. Разве нет?
20.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Вторник, 20.03.2012, 18:15 | Сообщение # 8 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Во-первых, клавиши механических пишущих машин находятся на концах рычагов. Два рычага не могут находиться в одной области пространства. Поэтому клавиши были расположены со сдвигом. Сейчас на большинстве клавиатур - тоже. Во-2х, что чаще встречается, ж (мизинец) или ю (безымянный)? Частотный словарь современного русского языка. Наиболее часто встречающиеся буквы было бы логично расположить в среднем ряду, прямо под пальцами в исходном положении. Этого нет.
20.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Среда, 21.03.2012, 22:00 | Сообщение # 9 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Вторник, 20.03.2012, 16:39 | Сообщение # 6, продолжение.
В-3х, нажатие на клавишу пишущей машинки требовало довольно большого усилия. Поэтому упражнения строились так, чтобы тренировать в том числе и силу с выносливостью. Но в случае с компьютерными клавиатурами это не требуется. Но практически все курсы содержат упражнения типа "ааааааа". Зачем? Только трата времени.
21.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Суббота, 24.03.2012, 19:40 | Сообщение # 10 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Посмотрим, что пишут те, чьими стараниями клавиатурное письмо попало в новый стандарт. http://rudocs.exdat.com/docs/index-18767.html Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова Quote Есть серьезные аргументы в пользу включения в программу первого класса освоения слепого клавиатурного письма: Было бы очень интересно посмотреть на аргументы в пользу освоения клавиатурного письма в дополнение к ручному. Однако дальше идут рассуждения о преимуществах слепого набора перед зрячим. Quote - слепой десятипальцевый метод набора текста является для учащихся начальной школы более быстрым инструментом, чем «зрячий»; таким образом, он экономит время, затрачиваемое учащимися на выполнение классных и домашних работ; По моим наблюдениям по сравнению с ручным письмом он тоже более быстр. Правда необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, нужен компьютер, а у всех ли учеников он есть? Во-вторых, обучение клавиатурному письму должно быть не менее эффективным, чем имеющаяся имеющаяся методика обучения ручному письму. А такой методики, такой же эффективной, я не видел. Quote - слепой десятипальцевый метод набора текста освобождает учащегося от дополнительной нервно-психической нагрузки, позволяет концентрироваться только на существе дела, «не задерживает мысль». Ну, это следствие предыдущего пункта. К сожалению поставляемые в школы компьютеры предоставляют слишком много возможностей для "задержки мысли" по сравнению с тетрадью. Quote Отложив обучение слепому десятипальцевому методу набора текста на более поздний период и дав возможность учащимся активно и относительно эффективно использовать «зрячий» ввод, мы сильно снижаем шансы на освоение, в конечном счете, более эффективного и надежного «слепого». Ну да. Только я что-то не видел у своих учеников эффективного использования зрячего ввода. Да и не в этом дело. А в том, что, если мы ввели новый обязательный инструмент, то мы обязаны научить им пользоваться.
Продолжение.
24.03.2012
Сообщение отредактировал AYuD - Воскресенье, 25.03.2012, 12:18
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Суббота, 24.03.2012, 23:03 | Сообщение # 11 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Что хочу сказать? Клавиатурное письмо я бы вводил не как элемент школьной программы, а только тогда и тем, кому реально нужен именно такой способ не только ввода, но и обмена информацией. Более того, если бы в школе ввели такое письмо как обязательное еще в начальной школе, то я перевел бы СВОИХ детей в другую школу. Если ТАМ НАВЕРХУ примут решение узаконить такую практику как обязательный элемент школьной программы, я перевожу детей на домашнее обучение. К чему все больше склоняюсь вообще!
24.03.2012
Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Суббота, 24.03.2012, 23:04
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 12:16 | Сообщение # 12 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
http://pedsovet.su/forum/78-5496-98486-16-1332603604 Продолжим чтение. Quote (стр. 55) Метапредметные результаты: овладение навыком ввода текста с клавиатуры. Предметные результаты: освоение одного из видов письма – клавиатурного письма. Предметные результаты в области ИКТ: приобретение устойчивого навыка слепого десятипальцевого клавиатурного ввода. Раньше это называлось схоластикой. Все эти "результаты" ни для учителя, ни, тем более, для ученика никакого значения не имеют. Мы в своей работе целенаправленно и планомерно воздействуем на учеников. Это, педагогическое, воздействие является системным единством трёх компонентов: развивающего, обучающего и воспитывающего. Системного - это значит, что каждый из них необходим, а все вместе достаточны для выполнения системной функции. А системная функция - дать образование. Результатом развития является система психофизических качеств, которая проявляется как система способностей. В данном случае это то, что называется тонкой моторикой. Результатом обучения является система знаний, которая проявляется как система умений. В данном случае это умения, необходимые для того, чтобы в нужный момент нажать нужную клавишу. Результатом воспитания является система навыков, которая проявляется как система привычек. В данном случае это привычки правильно сидеть за компьютером, быстро и грамотно печатать. Quote (стр. 55) Мотивация и ценность для ребенка: возможность быстро и без усилий вводить текст в компьютер. Насколько я помню то, чему меня учили, в младшем школьном возрасте (а я говорю, напомню, о клавиатурном письме в первом классе) не может быть такой мотивации. Возможность поиграть в интересную игру - да. А возможность "быстро и без усилий вводить текст в компьютер" - нет. Quote (стр. 55) Инструмент: самоучитель (тренажер) ввода текста в компьютер. По большому счёту вполне достаточно компьютера с любой программой для ввода текста. Специализированные тренажёры, конечно, позволяют автоматизировать и унифицировать некоторые действия учителя, но без него всё равно не обойтись, по крайней мере в началке.
25.03.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 14:55 | Сообщение # 13 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) Результатом развития является система психофизических качеств, которая проявляется как система способностей. В данном случае это то, что называется тонкой моторикой. Есть ли среди форумчан профессионалы, которые могут охарактеризовать и объяснить особенности мелкой моторики при ручном и клавиатурном обучении письму? Мня в основном интересно, как влияет ручное и клавиатурное письмо на формирование речи, психики, характера.
25.03.2012
|
|
|
| |
|
AYuD | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 21:49 | Сообщение # 14 |
AYuD
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: информатика, математика
|
Сообщений: |
352 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
Цитата отсюда: "Сейчас главная тема разговоров у школьников, даже у совсем маленьких – это компьютерные игры и Интернет-общение. Характер детей начинает трансформироваться под влиянием навязанного темпа игр, возможности «отката» при ошибке, возможности достижения успеха без затрат труда. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя «откатить» и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет такого ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.".
25.03.2012
|
|
|
| |
|
Александр_Игрицкий | Дата: Воскресенье, 25.03.2012, 22:30 | Сообщение # 15 |
Сообщений: |
11095 |
Награды: |
129 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (AYuD) "Сейчас главная тема разговоров у школьников, даже у совсем маленьких – это компьютерные игры и Интернет-общение. Характер детей начинает трансформироваться под влиянием навязанного темпа игр, возможности «отката» при ошибке, возможности достижения успеха без затрат труда. Процесс письма – трудоемкий, неспешный, материальный, где нельзя «откатить» и видны все ошибки и ляпы – не просто утомляет такого ребенка, а вызывает раздражение и даже ненависть.". Прекрасная цитата! Один вопрос: с какой целью приведена? Битым словом!
25.03.2012
|
|
|
| |
|