Развитие творческого воображения на уроках обучения грамоте
|
|
Августина | Дата: Воскресенье, 07.12.2008, 17:51 | Сообщение # 1 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемые коллеги, надеюсь найти единомышленников. Стаж моей работы 15 лет, первый год осваиваю УМК «Планета знаний», поурочно составила творческие задания на основе технологии ТРИЗ для работы с иллюстративным материалом в «Букваре» Т.М. Андриановой, кроме этого использую репродукции картин. Проблема обучения школьников творческому рассказыванию становится реально решаемой уже в 1классе. Буду рада поделиться своими мыслями и наработками. Возможно, кто-то работает в этом направлении, предлагаю обменяться опытом.
07.12.2008
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Воскресенье, 07.12.2008, 22:48 | Сообщение # 2 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Августина, первый раз слышу о том, что вы говорите. Расскажите пожалуйста подробнее, я думаю, учителям будет интресно. Quote (Августина) рассказыванию становится реально решаемой уже в 1классе. Очень интересно. Как вам это удается?
07.12.2008
|
|
|
| |
|
Августина | Дата: Понедельник, 08.12.2008, 17:35 | Сообщение # 3 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
При построении рассказа по картинке обычно дети отвечают на вопросы учителя, совместно выстраивается своеобразный образец, а затем несколько человек его воспроизводят. Содержание рассказов практически одинаковое, ребенок САМ НЕ СТРОИТ РАССКАЗ, а повторяет предыдущий, слегка его изменяя.Как же научить ребенка рассказывать по картинке, в дальнейшем писать сочинения если он постоянно ждет образца и боится ошибиться? Н.Н.Хоменко, Т.А. Сидорчук являются авторами методического пособия для педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине представлено как система игровых заданий. Руководствуясь их рекомендацмями, работами педагогов-тризовцев, дополняя своими мыслями я строю свою работу.Добавлено (08.12.2008, 17:35) --------------------------------------------- Рассматриваем любую иллюстрацию как целостную систему (в классе у нас "ПАМЯТКА" - помощница в образах помогает выстраивать рассказ): Шаг 1: Состав картинки. Шаг 2: Связи и взаимодействия между объектами. (камера Соединяйка видит предметы и соединяет их между собой) Шаг 3: Характеристики объектов. (нарисованы ухо, нос, рука, сердечко) составляем рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Шаг 4: Разные точки зрения (синее сердечко со слезами и сердечко чистое) Описание эмоционального состояния героя, черт характера.Возьмем одного героя: мальчик в лесу -храбрый..., трусливый... Шаг 5: Пополнение словарного запаса образных характеристик.(«Копилка») здесь сравнения, метафоры, загадки, синонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки Шаг 6: События предшествующие и последующие.(Капитан смотрит и вперед и назад) Шаг 7: Местонахождение объектов на картине. (ГДЕ?) Шаг 8: Поиски многозначности смысла сюжета.( ТАК или ИНАЧЕ) рассуждаем, подбираем новое название, решаем проблемные ситуации, составляем объявления от имени героя и тд. Шаг 9: Составление рассказов-фантазий.(волшебная палочка) преобразовываем содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; Шаг 10: «Составление рифмованных текстов» (Сочинялки)составляем рифмовки по содержанию. Добавлено (08.12.2008, 17:35) --------------------------------------------- К сожалению описать все на страничке не очень реально, есть и игровые задания и поурочная разработка уроков в букварный период. Работа приносит ощутимый результат, дети не боятся отвечать, они рассказывают о своих ощущениях, переживаниях, а здесь ошибиться нельзя. Если кому-то интересно - материал могу послать на почту. Можно ли прикрепить на форуме - не знаю. Всем удачи!
08.12.2008
Сообщение отредактировал Августина - Понедельник, 08.12.2008, 17:33
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Понедельник, 08.12.2008, 17:59 | Сообщение # 4 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Августина) Если кому-то интересно - материал могу послать на почту. Можно ли прикрепить на форуме - не знаю. Действительно интересно! У нас на форуме в разделе учителей-словесников обсуждался вопрос о неумении детьми писать сочинения, а вы говорите, что научить можно. Августина, если у вас есть личные материалы и наработки, вы можете их разместить на сайте. Для этого нужно перейти по ссылке "Добавить материал" на странице http://pedsovet.su/load/ Quote (Августина) Работа приносит ощутимый результат, дети не боятся отвечать, они рассказывают о своих ощущениях, переживаниях, а здесь ошибиться нельзя. Нужно позаимствовать у вас методику... как ни крути, а у нас в старшей школе есть ребята, которые совершенно не умеют ни говорить, ни писать. Августина, а как вы оцениваете роль чтения литературы в развитии творческого воображения? Сколько ребенок должен читать? как он должен читать? или чтение не играет такой роли?
08.12.2008
|
|
|
| |
|
Sheikina36 | Дата: Понедельник, 08.12.2008, 19:39 | Сообщение # 5 |
Sheikina36
Ранг: Первоклашка (?)
Член метод. совета учителей начальных классов
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
48 |
Награды: |
2 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Августина) Содержание рассказов практически одинаковое, ребенок САМ НЕ СТРОИТ РАССКАЗ, а повторяет предыдущий, слегка его изменяя.Как же научить ребенка рассказывать по картинке, в дальнейшем писать сочинения если он постоянно ждет образца и боится ошибиться? Это точно. Рассказы по картинкам - как "под копирку". И проблема написания сочинений, по-моему, берет своё начало ещё в начальной школе. Вот и у меня это тоже проблема. Quote (K@tti) Августина, если у вас есть личные материалы и наработки, вы можете их разместить на сайте. Для этого нужно перейти по ссылке "Добавить материал" на странице http://pedsovet.su/load/ С удовольствием поддержу Екатерину. Если можно, поделитесь с нами Вашими наработками. Думаю, многие коллеги скажут "Спасибо". Вы - молодец! Творческих Вам успехов!
08.12.2008
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Понедельник, 08.12.2008, 20:12 | Сообщение # 6 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Sheikina36) Это точно. Рассказы по картинкам - как "под копирку". Но все равно, думаю, что такое проговаривание одного и того же позволяет детям 1) не бояться говорить; 2) помогает найти в своей голове слова. Это я понимаю так: ребенок видит картинку, что-то думает, но сформулировать мысли не может, а то, что уже сказали другие ученики, дает ему возможность на основе этих слов сформулировать и выразить свои слова. Скорее всего, это не в один день происходит, но через определенное время ребенок уже научиться формулировать мысли самостоятельно. У нас в старшей школе таких проблем много. Я сама на уроках так делаю, заставляю проговаривать полный ответ на вопрос, правильную речь и т.п. Quote (Sheikina36) И проблема написания сочинений, по-моему, берет своё начало ещё в начальной школе. Написания сочинений и умения говорить. Я работаю в разных классах. Есть классы, в которых дети умеют говорить, а есть такие классы, в которых добиться ответа на самый простейший вопрос очень трудно, в таких классах и усвоение материала происходит плохо и на самом низком уровне - дети не умеют говорить, не умеют учиться, не понимают материал. Думаю, что это взаимосвязано. Sheikina36, а вы что думаете о роли чтения в развитии детей?
08.12.2008
|
|
|
| |
|
Августина | Дата: Вторник, 09.12.2008, 21:01 | Сообщение # 7 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (K@tti) а как вы оцениваете роль чтения литературы в развитии творческого воображения? Сколько ребенок должен читать? как он должен читать? или чтение не играет такой роли? Чтение – это особая тема, сама обожаю литературу, когда-то мечтала быть литератором и мои ученики поневоле заряжаются энергетикой. Думаю, что по поводу чтения, творчества в нем, а так же техники стоит открыть новую темку. Порассуждать есть о чем! Quote (K@tti) Но все равно, думаю, что такое проговаривание одного и того же позволяет детям 1) не бояться говорить; 2) помогает найти в своей голове слова. Это я понимаю так: ребенок видит картинку При ответе на уроках правил, формулировок и т.п. – согласна, а вот сочинение «хором» уже не получится, а задашь домой, так пишут зачастую родители, там нужна отметка, а не мысли… Quote (Sheikina36) Рассказы по картинкам - как "под копирку". И проблема написания сочинений, по-моему, берет своё начало ещё в начальной школе. Вот и у меня это тоже проблема. Я так поняла – вы из начальной школы? Если все верно, думаю мои мысли вам будут интересны. Выставляю задания. От Вас жду продуктивной критики. Задания частично заимствованы, что-то выдумывала сама, а сейчас признаюсь уже и не знаю где мое, а где нет. Заранее прошу прощения, если где-то не очень гладко, постоянно что-то меняю, подстраиваясь под класс. Добавлено (09.12.2008, 00:01) --------------------------------------------- Отправить ничего не получается, буду дерзать завтра. Добавлено (09.12.2008, 21:01) --------------------------------------------- Материал отправила , Фрагменты уроков выставляю частично. Будет интересно - выставлю все.
09.12.2008
Сообщение отредактировал Августина - Вторник, 09.12.2008, 00:07
|
|
|
| |
|
K@tti | Дата: Среда, 10.12.2008, 07:02 | Сообщение # 8 |
K@tti
Ранг: Академик (?)
Admin
Группа: Администраторы
Должность: информатика
|
Сообщений: |
6010 |
Награды: |
78 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Августина) Будет интересно - выставлю все. Выставляйте. Материалы для учителей начальных классов
10.12.2008
|
|
|
| |
|
Sheikina36 | Дата: Среда, 10.12.2008, 16:07 | Сообщение # 9 |
Sheikina36
Ранг: Первоклашка (?)
Член метод. совета учителей начальных классов
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
48 |
Награды: |
2 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, Августина! Познакомилась с Вашими материалами. Расписано достаточно подробно. У меня сейчас первоклашки. Правда, я работаю по Бунееву. Попробую применить относительно этого учебника. Quote (Августина) Цитата, K@tti писал(а):Но все равно, думаю, что такое проговаривание одного и того же позволяет детям 1) не бояться говорить; 2) помогает найти в своей голове слова. Это я понимаю так: ребенок видит картинку При ответе на уроках правил, формулировок и т.п. – согласна, а вот сочинение «хором» уже не получится, а задашь домой, так пишут зачастую родители, там нужна отметка, а не мысли… Если речь идет, именно, о сочинении или изложении, то тут , как мне кажется, повторени чужих рассказов не совсем то, что нужно. Quote (K@tti) дети не умеют говорить, не умеют учиться, не понимают материал. Думаю, что это взаимосвязано. Конечно, определенная взаимосвязь здесь есть. Ещё раз повторюсь, по-моему ГЛУБОКОМУ убеждению, все перечисленные Вами, Екатерина, проблемы идут из начальной школы. Но не всегда, ребятишки, не умеющие четко формулировать свои мысли не хотят учиться, и наоборот. "Не умеют учиться" -сразу вопрос "почему?" Вариант А - не хотят. Здесь встает вопрос, который поднимался на соседней веточке форума "Готов ли ребенок к школе". Вариант Б - не умеют. Здесь, ответ, по- моему, однозначен. "НЕ НАУЧИЛИ". Ведь главное в начальной школе не решать примеры, задачи и т.д., а сформировать портебность в учении (мотивацию), а также и то, чтобы ребенок овладел определенным набором качеств, которые позволят ему учиться. Извините, если несколько сумбурно. А что касается того, должен ли ребенок читать, думаю, что ОБЯЗАТЕЛЬНО. Аспектов здесь, конечно, много. Но в рамках вопроса, обсуждаемого здесь, стоит отметить, что у читающего ребенка не только развита речь, словарный запас, но и фантазия, и воображение. Другой вопрос, как СЕГОДНЯ сделать так, чтобы дети читали?
10.12.2008
|
|
|
| |
|
Августина | Дата: Суббота, 13.12.2008, 12:17 | Сообщение # 10 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Прошу прощения, выставить все пока не могу, готовлюсь к семинару . Он у нас во вторник. Всем успехов!
13.12.2008
|
|
|
| |
|
Августина | Дата: Среда, 24.12.2008, 20:32 | Сообщение # 11 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Выставляю вторую порцию. Творите на здоровье. Благодаря подобным упражнениям ребенок учится не только анализировать происходящее, но и строить свой прогноз: с чего все началось, что будет дальше, решать проблемные ситуации, планируя несколько вариантов решения. Убеждена, что это просто необходимо в нашей, быстро меняющейся жизни, а учить детей размышлять и находить выход из любой, даже самой трудной и запутанной ситуации.Добавлено (21.12.2008, 21:17) ---------------------------------------------
Quote (Августина) Шаг 9: Составление рассказов-фантазий.(волшебная палочка) преобразовываем содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; В качестве примера работы по шагу 9 предлагаю посмотреть http://pedsovet.su/load/140-1-0-934Добавлено (24.12.2008, 20:32) ---------------------------------------------
Quote (Sheikina36) Здесь, ответ, по- моему, однозначен. "НЕ НАУЧИЛИ". Ведь главное в начальной школе не решать примеры, задачи и т.д., а сформировать портебность в учении (мотивацию), а также и то, чтобы ребенок овладел определенным набором качеств, которые позволят ему учиться. Извините, если несколько сумбурно. Наверное вы согласитесь, что задача начального обучения - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Провела в своем классе очередную диагностику умения составлять рассказы по картинке. Ребятам было предложено письменно составить рассказ (буквы практически все знаем, какие не умеем писать, ставим точку), ошибки не учитывались. Результаты порадовали, ходу мысли детей просто диву даешься. Рада, что работа была не напрасной.
24.12.2008
|
|
|
| |
|
Avrora | Дата: Суббота, 27.12.2008, 11:22 | Сообщение # 12 |
Avrora
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
31 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Интересная и главное, нужная тема Для "скачивания" выложила то, чем занимаюсь я (РТМ - развитие творческого мышления), вот только не на уроках обучения грамоте. Это специальный курс. Мои уроки проходят в виде сочетания презентации и творческих заданий. Наработок уже есть прилично, хочу в следующем году утвердить свою программу Правда на Украине мне будет это сделать непросто, т.к. материал на русском... Может кто подскажет, есть ли такая возможность в России?
27.12.2008
|
|
|
| |
|
Августина | Дата: Четверг, 01.01.2009, 18:12 | Сообщение # 13 |
Августина
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
13 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Avrora) Интересная и главное, нужная тема Рада что нашлись единомышленники! Буду рада познакомиться с Вашими материалами.
01.01.2009
Сообщение отредактировал K@tti - Четверг, 01.01.2009, 21:14
|
|
|
| |
|
Гость | Дата: Среда, 25.02.2009, 20:34 | Сообщение # 14 |
|
Здравствуйте.У нас поставили вопрос о прекращении обучения по Планете Знаний, типа учебники дорогие и т.д,я да и многие родители класса категорически против,мы учимся в первом классе, хоть бы дали закончить начальную школу. Как быть дальше? Подскажите. С Уважением,мама Мячева В
25.02.2009
|
|
|
| |
|