проверка техники чтения
|
|
flatron710 | Дата: Понедельник, 16.05.2011, 16:07 | Сообщение # 46 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Уважаемая Елена! Обучение, коррекция и развитие навыков чтения и есть моя ПРОФЕССИЯ. Чтобы улучшить чтение - нужно сначала провести диагностику и определить что не так. В ходе диагностики выявляются обычно три проблемы: наличие паразитных навыков, навыков с плохо выраженной динамикой развития (или с отсутствующей динамикой) и неправильно сложенных навыков. Первых, обычно, выявляется 3 - 4, вторых 10-12, третьих 11-12. Когда понятна картина, формируются коррекционно-развивающие упражнения, целью которых является устранение влияния паразитных навыков, создание условий развития "медленных" навыков и коррекция неправильно сложенных навыков. Методы диагностики и коррекции были разработаны мной уже давно. Как писали тогда "Аргументы и факты" - "...приемы диагностики и коррекции, входящие в методику Вячеслава П. не имеют аналогов в нашей стране". Кстати, я Вячеслав Анатольевич (Станислав - наспех взятый псевдоним). По поводу стратегий чтения и прочего - это все хорошо. Но с МОЕЙ точки зрения - это вода. Да это полезно, это слегка улучшает чтение и ...все. Я имею право так говорить, потому, что в отличие от многих хороших и не очень специалистов и чиновников, я ЛИЧНО и в ИНДИВИДУАЛЬНОМ порядке обучил чуть более 5 тысяч человек. И не только детей, но и взрослых. Если перечислять все, что мне приходилось делать - вы просто не поверите этому, поэтому и не буду. У меня есть сомнения по поводу тотального привития интереса к чтению. Скорее детям нравится интересная, нестандартная форма подачи материала, а это не одно и то же. Вряд ли они ДОМА свое свободное время тратят в первую очередь на чтение, а не на мультики, например. Дело в том, что любовь к чтению, в большинстве своем, НЕ ПРИВИВАЕТСЯ, как мы привыкли это полагать. Потому, что у "нелюбви" к чтению сеть неврологическая основа. Если навыки чтения складываются неправильно, то ребенок во время чтения будет испытывать дискомфорт, который, в свою очередь, подсознательно начнет ассоциироваться с процессом чтения. Книга становится атрибутом якорной реакции (запускающей кнопкой, ), вызывающей воспоминания о негативных ощущениях. И устраняется это не беседами о пользе чтения (вы говорите, что чтение - это классно, но собственный опыт ребенка говорит ему об обратном), не привитием любви, а устранением факторов, создающий дискомфорт (паразитных навыков, так как именно они, в большинстве своем, ответственны за это). Когда ребенок научается правильно дышать во время чтения и тем самым избегает гипоксии, не прибегает к внутренним репетициям при чтении трудночитаемых мест, перестает периодически напрягать переднюю брюшную мышцу в эпигастральной области (и тем самым перестает качать словами пресс), начинает понимать читаемое (а раньше он читал "португальский язык, набранный русскими буквами) - вот тогда и создаются условия для изменения отношения к чтению.
16.05.2011
|
|
|
| |
|
Екатерина_Пашкова | Дата: Вторник, 17.05.2011, 13:08 | Сообщение # 47 |
Сообщений: |
7235 |
Награды: |
285 |
Статус: |
Offline |
|
flatron710, а вы свой опыт в письменной форме обобщаете? как с ним познакомиться?
17.05.2011
|
|
|
| |
|
flatron710 | Дата: Вторник, 17.05.2011, 20:24 | Сообщение # 48 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
В этом году планирую закончить книгу и, быть может, диски с видеоуроками: диагностика навыков чтения и письма; выполнение коррекционно-развивающих упражнений; эффективные приемы коррекции чтения (в т.ч. методы быстрой коррекции - 20 минут.); обучение продвинутым навыкам чтения (художественное чтение, вариации темпом и скоростью, прогрессивное чтение и т.д.). Будет теория и видео прямо на детях как это работает. Аудитория: родители дошкольников, школьников, логопеды, специалисты ДОУ, учителя начальных классов - каждой категории свой материал. До публикации, по понятным причинам, обнародовать сие не могу. Исключение - индивидуальное обучение учителей и семинары. Книгу обязательно постараюсь выпустить как можно раньше - потому, что обещал многим, а обязательства надо выполнять.
17.05.2011
|
|
|
| |
|
Vokueva-Irina | Дата: Вторник, 17.05.2011, 20:59 | Сообщение # 49 |
Vokueva-Irina
Ранг: Магистр (?)
Группа: Я - учитель
Должность: Русский язык и Литература
|
Сообщений: |
298 |
Награды: |
4 |
Статус: |
Offline |
|
flatron710, Ваши рассуждения поставили меня в тупик: как оказалось, я не знаю, как учить детей читать. Какие навыки нужно считать "паразитными", какие "навыками с плохо выраженной динамикой развития (или с отсутствующей динамикой)" и какие "неправильно сложенными навыками"? Если несложно, ответьте попонятнее. Ну а уж от фразы "ребенок научается" прямо веет Львом Толстым с его "увидала, услыхала " и прочими выражениями. И ещё один вопрос: что является истоками Вашей методики?
17.05.2011
|
|
|
| |
|
flatron710 | Дата: Среда, 18.05.2011, 08:50 | Сообщение # 50 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Пока о паразитных навыках. Паразитные навыки - это навыки, которые встраиваясь в навык чтения, не облегчают этот процесс, а наоборот - затрудняют, делают его более тяжелым, трудным, дискомфортным. Работают они, как правило, на бессознательным уровне и таким образом находятся вне контроля ребенка. Ребенок и мама (а, нередко, и учителя) даже не обращают на их наличие никакого внимания. Но именно они в первую очередь ответственны за негативное отношение ребенка к чтению. Паразитных навыков несколько. Это внутренние репетиции (чтобы не допустить нелепого прочтения трудного слова и не вызвать соответствующей реакции класса, ребенок сначала по-быстрому читает его сначала про себя и только потом вслух. Прорепетировано может быть все слово или его фрагмент (обычно, начало). Длится репетиция от долей секунды (0,4 - 0,5 сек) до нескольких секунд. Когда обращаешь внимание ребенка на это действие, он, обычно, начинает его замечать и контролировать. И даже подтверждает, что делает это из-за боязни ошибиться. Теперь эта информация введена в сознание ребенка, но нужен контроль со стороны обучающего. Далее - это расстояние между читаемым местом и глазами. Оно часто не соответствует рекомендуемой норме (35 см +- ... см в зависимости от величины шрифта). К этому расстоянию ребенок привыкает. Встречаются случаи, когда ребенок читает с расстояния в 7!!! см. Это ухудшает качество чтения. Кроме того синдром наклоненной шеи вреден, так как неправильно формируется позвоночник и ухудшается кровоснабжение головы. Эта привычка очень редко бывает вынужденной, из-за зрения. Далее - напряженность передней брюшной мышцы в области эпигастра (мышцы живота). Если вы положите во время чтения ладонь на это место (только предупредите ребенка, чтобы читал как обычно) то заметите, что многие дети опять-таки при встрече с трудночитаемым словом (местом) импульсивно напрягают мышцы живота. Кроме того у них часто присутствует и фоновое напряжение не соответствующее громкости и тональности чтения (чем выше тональность и скорость - тем выше напряжение). Дети и понятия не имеют, что можно читать вообще не напрягаясь (за исключением очень быстрого чтения, с темпом, скажем в 180-200 сл/мин.). В ходе такого чтения ребенок как бы качает словами пресс (маленькой гантелькой, но часто и долго). Уже минут через 10 -15 он будет чувствовать себя уставшим, испытывать чувство дискомфорта. Этот дискомфорт ассоциируется с чтением. Поэтому, когда мама говорит ребенку "Тебе надо часок почитать" его подсознание переводит слова мамы на свой внутренний язык как "Мама хочет, чтобы мне целый час было плохо". Формируется этот навык (напрягать животик) с младенчества. Когда ребенок учится преодолевать какие-нибудь ФИЗИЧЕСКИЕ трудности (проползти, перевернуться, привстать и т.п.). Подсознание запоминает этот опыт преодоления физической трудности (представьте, что вам надо поставить на стол две тяжелые сумки - разве вы сделаете не также?). Прошло 5-6 лет, ребенок пытается складывать слоги в слова, (это сначала трудно) и тут его подсознание ошибается, так как воспринимает эту трудность не как интеллектуальную, а как ФИЗИЧЕСКУЮ! и вспоминает что тут надо делать? А! Нужно напрячь животик! Ура! Потом это становится привычкой - при встрече с трудными словами или местами текста напрягать мышцы живота. Есть еще паразитные навыки, но пока все. Не знаю на кого похож мой стиль изложения мыслей - не задумывался. Истоками методики являются мои наблюдения и опыт. Я ничего не читал об обучении чтению. Просто однажды попросили помочь. Попытался разобраться что и как и помог. С тех пор прошло много лет. Извините, покидаю Интернет. Ошибки великодушно простите.
18.05.2011
|
|
|
| |
|
ежевика | Дата: Суббота, 21.05.2011, 00:11 | Сообщение # 51 |
ежевика
Ранг: Студент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: логопедия
|
Сообщений: |
124 |
Награды: |
2 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (flatron710) Извините, покидаю Интернет. Ошибки великодушно простите. Вот так всегда, на самом интересном месте. Куда, куда вы удалились? Остаётся надеяться, что, что это не реклама нового метода за немыслимые деньги. Хотя... если бы ВЫ перечислили основные ошибки при обучении чтению ( в дошкольном возрасте), то можно и подумать.
21.05.2011
|
|
|
| |
|
flatron710 | Дата: Суббота, 21.05.2011, 21:29 | Сообщение # 52 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Подумать о чем? О том, чтобы обучаться за немыслимые деньги? Вы что, полагаете, что мои ответы - это скрытая реклама. Увольте, рекламировать свою методику я на вашем сайте, равно и как на других, не буду (это легко проверить): во-первых, книга и видео еще не вышли. А когда выйдут, то на первые несколько тысяч экземпляров у меня уже есть покупатели. Во-вторых, дистанционно я не обучаю, только на семинарах и индивидуально. Проводить семинар к вам не поеду я. Индивидуально - не поедите вы. Так о какой рекламе идет речь? Я и так 15 лет работаю 6, а нередко и 7 дней в неделю. Куда же больше? Ошибки я перечислю, но не все и не очень подробно. Поймите правильно. Не обижайтесь, но щедрым на информацию буду только после выхода книги. А пока так. Буквы нужно доводить до автоматизма (чтение букв). Не переходить на слоги, пока каждая буква не будет читаться быстрее чем за 0,4 сек. (названия букв не учить). Одновременно с изучением букв учить правильному дыханию и следить за отсутствием напряженности в области мышц пресса. Период обучения слогам должен быть очень коротким (два-три занятия, не больше). Дальше читаем целыми словами. Особое внимание на выбор правильной скорости слогослияния. Распределение скорости в слогах слов должно происходить по определенному алгоритму. Это самое важное. Следим за дыханием. Учить не реагировать на трудночитаемые места вздохом. Внутри слова категорически запрещается делать вздох. В каждом слове есть точка, дойдя до которой ребенок должен уже понять какое слово он читает. Раньше пяти лет не обучать. Ребенок должен обучаться сложноорганизованным навыкам. Научиться управлять скоростью слогослияния по заданному алгоритму, дыханием, распределять внимание между декодированием графики букв в звучание и слежением за смыслом. Чем правильнее закладывается навык (глубокий фундамент) тем больше перспективы, потенции закладывается для дальнейшей динамики улучшения качества чтения (тем выше здание успеха можно построить). При правильном обучении, к школе ребенок со средними способностями обычно читает 100-120, а способный - около 200сл/мин, при отличном усвоении материала. Большинство дислексиков, с учетом своевременного обращения (5-5,5 лет), к школе дочитывают до рубежа 70 - 110 сл/мин. Родителями нужно руководить. Я ОЧЕНЬ строгий. Если вижу, что родители или ребенок ленятся - предупреждаю первый и последний раз. Ленивые не должны занимать место тех кто хочет. Родители присутствуют на занятиях и учатся вместе с детьми (в части касающейся). Между занятиями могут сколько угодно звонить консультироваться, советоваться по телефону. Весь материал готовлю только я, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и текущей ситуации. При необходимости работаю как психолог, или психотерапевт (психокоррекции прямо в ходе занятия, незаметно для ребенка). Если у ребенка или взрослого логоневроз (заикание) - убираю это. Вот коротко.
21.05.2011
|
|
|
| |
|
Симпатяга | Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 00:33 | Сообщение # 53 |
Симпатяга
Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: начальные классы
|
Сообщений: |
1749 |
Награды: |
52 |
Статус: |
Offline |
|
flatron710, браво! Только как быть с утверждением психологов, что скорость чтения до 150 слов у детей формируется только к 12 годам? И еще одно: почему скорость произношения и восприятия слов увеличилась, а скорость чтения и письма остается на низком уровне?! Ведь в наши дни увеличилось количество визуалов, а читать разучились почти. Но ведь печатание и чтение на мониторе должно быть быстрым и правильным? Я бы сказала, что письменная речь стала сильно отставать от устной. А за Ваше подробное объяснение большое спасибо! Кстати, мышцы живота напрягаются всегда, когда человек чем-то увлечен и он входит в раж: играет на компе, соревнуется с кем-то, торопиться закончить работу и т.д.
22.05.2011
|
|
|
| |
|
flatron710 | Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 09:22 | Сообщение # 54 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
А зачем с утверждением психологов как-то нужно быть? Ну и пусть себе утверждают. Меня это даже улыбнуло. Представляете, ребенок прочитает, скажем, 175 сл/мин, а я ему скажу - "Засчитываю только 149, потому, что психологи утверждают... Так что жди еще два года". Забавно. Вопроса относительно скорости чтения и письма не понял. По поводу визуалов. Если предпочитаемая репрезентативная система представлена визуальным каналом, это вовсе не значит, что ребенок должен любить читать. "Позыв" к чтению связан в большей мере с ведущей системой (а это подсознание), а она обычно инвертирована относительно репрезентативной системы и,значит, представлена либо аудиальным каналом, либо кинестетикой. И очень важную роль играет референтная система. При неправильном формировании навыков чтения ребенка постоянно сопровождает чувство дискомфорта. Когда оно становится более интенсивным, чем желание учиться - у ребенка формируется негативное отношение к чтению. И здесь уже актуальной становится референтная система, вынуждено переходящая на кинестетический канал. Насчет монитора тоже не понял. Мышцы живота напрягаются всегда, когда человек делает физические усилия. Но это перестает быть целесообразным, когда он переносит опыт преодоления физической трудности в сферу интеллектуальной деятельности. Дайте ребенку задание найти и показать как можно быстрее цифры или буквы на таблице Шульте. Вы заметите, что многие дети будут напрягать живот и затаивать дыхание во время поиска. Вот вам классика переноса одного вида опыта в другой. То же самое и в чтении. Но там это намного вреднее.
22.05.2011
|
|
|
| |
|
Natali=) | Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 18:09 | Сообщение # 55 |
Natali=)
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
38 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (flatron710) Пока о паразитных навыках. ...Quote (flatron710) внутренние репетиции Работаю в школе давно и в каждом наборе встречается хотя бы один ребёнок, который "репетирует" слова. Прочитав комментарии Станислава соглашусь, что, действительно, чем раньше я начинала обращать внимание ребёнка на этот "паразит", тем быстрее ребёнок избавлялся от этой привычки. Quote (Симпатяга) Только как быть с утверждением психологов, что скорость чтения до 150 слов у детей формируется только к 12 годам? У меня 3 класс, проверила навык чтения: 2 ребёнка - 165 слов, 4 ребёнка -132-140, и ещё 8 человек от 100 до 130 слов.Я не думаю, что они в 4 классе остануться на том же уровне, а им 9 - 10 лет.
22.05.2011
|
|
|
| |
|
Симпатяга | Дата: Воскресенье, 22.05.2011, 21:52 | Сообщение # 56 |
Симпатяга
Ранг: Доцент (?)
Группа: Я - учитель
Должность: начальные классы
|
Сообщений: |
1749 |
Награды: |
52 |
Статус: |
Offline |
|
Можно и трехлетнего научить читать. а вот будет от этого толк или нет за висит от способноствей самого ребенка. Есть дети, которые легко и быстро обучаются. есть очень медлительные, которые все воспринимают как в замедленном кино, а есть и такие. с которыми необходимо постоянно заниматься, постепенно закрепляя полученные умения и доводя их до автоматизма. Вот у меня как раз картина наоборот: в каждом выпуске попадается 3-5 детей с медленным чтением: они и про себя проговаривают слова, а потом в слух читают, и скорость у них маленькая, а вот правильность бывает разная: кто-то без ошибок читает, а кто-то все равно даже при медленном прочтении допускает много ошибок. Главное-то не скорость, а умение понять текст, выделить главную мысль, поделиться своим мнение о прочитанном. Да и про правильность забывать не стоит, т.к. это влияет на письменную речь. Но вообще-то умение читать вслух пригодиться не всем. они должны уметь читать про себя. Quote (flatron710) Вы заметите, что многие дети будут напрягать живот и затаивать дыхание во время поиска. Вот вам классика переноса одного вида опыта в другой Так и я про это! Но вот все-таки пару упражнений на расслабление ии дыхание при чтении не помешало бы - у меня на будущий год первый класс. Придут и хорошо читающие дети, и не знающие букв. Была бы признательна Вам! А вот когда выйдет Ваша книга, то обязательно сообщите нам. Непременно прочитаю, т.к. меня очень интересуют новинки в области образования и психологии, чтобы можно было бы их с успехом применять для улдучшения качества образования детей и сохранения их здоровья.
22.05.2011
|
|
|
| |
|
flatron710 | Дата: Понедельник, 23.05.2011, 07:15 | Сообщение # 57 |
Сообщений: |
14 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Для Натальи. Внутренние репетиции встречаются гораздо чаще. Особенно у тех, кто имеет небольой стаж чтения. Скорее всего, в наборе, вы встретите их у каждого второго или третьего, не реже. Другое дело - научиться их замечать. Но это дело тренировки. Через некоторое время вы научитесь замечать не только явно выраженные репетиции, но и едва заметные. Показатели темпа чтения у ваших деток - хорошие. Без дополнительных усилий динамика прироста скорости, вероятно, снизится. Т.е прибавят, но незначительно. Чем выше темп, тем труднее прибавлять. Это и понятно. Для Ольги Алексеевны. Умение читать вслух в будущем пригодится ...почти никому. Но вот в школе этому умению учиться следует. Переходить на обучение чтению про себя нужно, когда ребенок хорошо овладел навыками чтения вслух. Иначе, читая про себя, он будет делать все то же самое как и вслух, а это другая техника.
23.05.2011
|
|
|
| |
|
ОльгаВалерьевна | Дата: Вторник, 21.06.2011, 17:46 | Сообщение # 58 |
Сообщений: |
21 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Вячеслав Анатольевич, спасибо. С огромным интересом прочитала все, что вы написали. Хочу ещё! Когда выйдет книга и как её заполучить?
21.06.2011
|
|
|
| |
|
Никса | Дата: Среда, 29.06.2011, 19:56 | Сообщение # 59 |
Никса
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
3 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Здравствуйте, коллеги! Споры идут давно о том, надо ли проверять технику чтения.психологи говорят, что данная проверка - стресс для ребенка.я согласна. В моей практике встречаются дети, которые истерически бояться проверки. хотя я это делаю различными способами.просто прошу почитать мне текст. а сама незаметно для ребенка засекаю время.Можно, конечно,придумывать разные способы. но нужно ли это? Да и родители детей медленно читающих,переживают и не всегда правильно реагируют на эту особенность ребенка. Тагаева Вера Николаевна с уважением
29.06.2011
|
|
|
| |
|
Ольга1973 | Дата: Четверг, 30.06.2011, 10:08 | Сообщение # 60 |
Ольга1973
Ранг: Дошколенок (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
17 |
Награды: |
1 |
Статус: |
Offline |
|
Прочитайте пожалуйста небольшой кусочек из методического письма . Я прикрепила только оценивание, связанное с чтением. Каждый может сделать выводы для себя. В нашей школе техника чтения , как количество слов, уже очень давно не проверяется.Главное это осознанность прочитанного. Думаю со мной согласятся очень многие.Очень часто при большом объеме прочитанного ребенок не может даже ответить на вопрос по тексту. Обратите внимание на словесную оценку.
30.06.2011
Сообщение отредактировал Ольга1973 - Четверг, 30.06.2011, 10:11
|
|
|
| |
|