Интегрированный урок (география+физика) "Осадочные и метаморфические горные породы"; 6 класс
Цели урока:
а) образовательные: сформировать понятия «осадочные», «метаморфические» горные породы;
б) метапредметные:
- использовать физические и химические законы при формировании географических знаний; способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и проведении опыта.
- создать условия для развития речи, умений работать в группе; проводить анализ, обобщение, аналогию на основе межпредметных физических опытов.
в) воспитательные: - поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности; формирование бережного отношения к объектам природы.
г) коррекционно-развивающие:- развивать монологическую речь, обогащать словарный запас, осознано использовать при ответах специальные географические термины, развивать память и внимание.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы; формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающей среде;
- регулятивные: работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- предметные: сформировать знания о происхождении горных пород, умения описывать и объяснять существенные признаки горных пород; различать осадочные и магматические горные породы по внешним признакам;
- познавательные: извлекать информацию о происхождении горных пород; анализировать и отбирать информацию;
- коммуникативные: формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом; развивать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения практической работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая.
Средства обучения: физическая карта полушарий, атлас для 6 кл., учебник географии для 6 кл. Т.П.Герасимовой и др., (М.: Просвещение, 2013г); схема «Горные породы», образцы горных пород (уголь, мел, известняк, гальки), карточки – термины, стаканы с крупами (заменяющими минералы), компьютер, проектор, мультимедийная игра («Выбери, классифисируй горные породы»).
Этапы уроков |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||
1.Организацион- ный момент. |
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. |
Подготовка необходимого оборудования |
|||||||||
2.Мотивация. Актуализация знаний.
Словарная работа
Целеполагание
Тема урока: |
Как пишутся слова, где ошибка: Литосвера. Зимная кора. Мантья.
- Вы хотите больше узнать о горных породах?
- Какую работу мы проводили на прошлом уроке с горными породами? - Мы сегодня также продолжаем изучение горных пород. Осадочные и метаморфические горные породы. |
Слайды - Отвечают на вопросы учителя
- Исправляют (устно) ошибки: 1.Используя ранее изученные ключевые слова: «литосфера», «мантия». 2. Подбирают проверочное слово: земли (множ. ч.).
- Мы работали с горными породами, сделали описание магматических горных пород. |
|||||||||
3. Усвоение нового учебного материала.
Практическая работа – простейшее описание горных пород.
- Создание проблемной ситуации.
- Поиск решения проблемной ситуации. (учитель физики)
Сравнение результата опыта с теорией – с текстом учебника. (учитель географии)
Физкультминутка
Учитель физики
- Первичное закрепление нового материала (учитель географии) |
Слайд – земная кора. - Из каких 3 слоев состоит земная кора?
Ребята вы уже знаете, что самая верхняя часть земной коры называется? Осадочные породы. Более 70% материков покрыто осадочными породами. С осадочными породами связана большая часть разрабатываемых месторождений полезных ископаемых. Кроме того, в них хорошо сохранились остатки вымерших организмов, по которым изучают историю развития Земли. Давайте вы будете на уроке в роли геологов и геофизиков. Сегодня вы будете работать в лабораториях. У нас есть для этого образцы горных пород, материалы для опытов, а учебники будут служить как Книга геолога. 1 открыли Книгу геолога (учебник стр.46- 47). Найдите 3 группы горных пород. – обратите внимание на правописание слов. 2 Как геологи, вы сделаете простейшее описание осадочных горных пород. По какому плану мы сделали описание на прошлом уроке? ( раздаются осадочные породы: уголь, мел, гальки, известняк и план описания горных пород). Ответьте на вопросы: - Какие горные породы более хрупкие? Магматические или осадочные? - На какую строку вы не смогли ответить?
У нас проблема такая: Как образовались осадочные горные породы? Как геологи, вы должны определить, как образовались осадочные горные породы, которых вы сейчас изучали. Для этого в «лаборатории» сделаете опыт. 3 Работа в «лаборатории» – Опыт №1. Создание модели слоев горных пород. Возьмём одноразовые стаканчики и надо насыпать крупы слоями. Затем заливаем наши слои водой. Поставила я их на мороз. А когда достала замороженный образец – получили вот такую модель осадочных горных пород, на которой наглядно видны разноцветные слои. Потом замороженный слиток заливаем в тазике горячей водой. Наблюдаем. Следите, что происходит, когда залили горячей водой наш замороженный слиток? Все природные явления объясняют науки физика и химия. Вывод: Да. Происходит колебание температуры, есть большая разница температуры, в результате чего слои растрескались. 4. Обращаемся к Книге геолога (уч. стр. 47). Прочитайте и объясните, на какие три вида делятся осадочные породы?
5. Уважаемые геологи! Сравните ваш опыт сейчас с теорией, т.е. с текстом учебника. Стр.47. И найдите, с какими осадочными породами совпадает ваш опыт.
Учитель: Под мою команду выполняем упражнения на растягивание позвоночника, наклоны головы и туловища. Вдох-выдох
Слайды – оз. Кемпендяй. Озеро Кемпяндяй находится в Сунтарском улусе, нашей республики. Смотрите, чем озеро известно. - Что добывают в озере Кемпендяй? - К какой группе горных пород относится соль? Как они образовались? - Поваренную соль добывают здесь издавна. По вертикальным трубам из-под земли выливается соленая вода в огромный бассейн. Вода испаряется, а соль кристаллизируется. На слайде видно, как соль собирают в мешки и отправляют.
6. Сейчас рассмотрим, как образовались метаморфические горные породы. Ещё раз обращаемся к законам физики. Опыт №2 Разложите слоями разные крупы в стаканчике. Это модель осадочных слоев. - Сколько всего слоев? - Какому слою труднее всего? Почему труднее? - Как вы думаете, за миллионы лет, эти слои горных пород останутся в прежнем состоянии или изменятся? Почему так думаете? На уроках физики вы будете изучать законы давления.
7 Геологи сравнивают свои выводы с текстом. (стр. 48 Читает учитель об образовании метаморфических г. пород. )
8. Проверим, насколько вы можете определить виды горных пород. Мультимедийная игра: «Классификация горных пород». Задание: Распределите горные породы по группам.
|
Слайды – земная кора. Называют слои земной коры: осадочные породы, гранитный, базальтовый.
1 стр.46 – 47. Отвечают: 3 группы горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.
2 Практическая работа (устно): - Распределите, кто какую горную породу определяет. - Когда отвечает один, другой даёт оценку его описания горной породы. План описания горных пород:
Вывод: - Происхождение горных пород не знаем. - Осадочные горные породы менее хрупкие, чем магматические.
3. Обсуждают опыт и формулируют выводы: - Произошли такие явления – трескание, разрушение замёрших слоев в стаканчике. - Разрушение слоев произошло, когда вы залили горячей водой холодный лёд. Из-за того, что, то холодно, то горячо, идёт колебание температуры и поэтому разрушилась модель горных пород
4 Групповая работа (дополнение, исправление ответов): - стр.47. 3 вида осадочных пород: 1 группа - обломочные, 2 группа - химические, 3 группа - органические.
5. Сравнивают и определяют: мы сделали опыт об обломочных горных породах.
Учащиеся выполняют упражения
Слайды – оз. Кемпендяй. Используя слайды и текст учебника отвечают: - В озере добывают соль. Это химические горные породы. Некоторые озёра бывают солёные. При высыхании озёр на дне озёр оседают соли, затвердевают, превращаются в кристаллы соли.
6 Обсуждение опыта. Делают выводы:
7. Сравнивают свои выводы с опытом и текст учебника: Да, наш опыт совпадает, горные породы нижних слоев изменяются под давлением вышележащих слоев.
8 . Мультимедийная игра: создана на сайте http://www.classtools.ru
|
|||||||||
|
Учитель раздаёт каждому вопросы для закрепления (2 варианта). Ответы - шаблоны на доске, по которому идёт взаимопроверка. |
Взаимоконтроль (в паре, устная работа). (Задания в приложении): - Каждый отвечает на вопросы. - Взамопроверяют ответы по шаблону, находят ошибки. - Устно исправляют ошибки. |
|||||||||
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
СЛАЙДЫ - Минералогический Музей Геологического Института ЯНЦ СО РАН, г. Якутск. - Имеется ли связь между нашим уроком и музеем? - Вы знали об этом музее? - Хотите сходить в минералогический музей? Этот музей наши учащиеся систематически посещают, с целью закрепления полученных знаний о горных породах. |
Отвечают |
|||||||||
6. Домашнее задание |
Стр47 кратко – как образовались осадочные породы, краткая запись. Стр 47 –рис. |
Записывают |
Приложение Задания для закрепления
1 вариант
Вопросы |
Выбрать ответы |
|
|
Ответы:
№1 – 3.
2– 4.
3– 5.
4- 6.
5 – 1.
6 – 2.
- вариант
Вопросы |
ответы |
|
|
Ответы:
1– 6
2– 4
3– 2
4– 1
5– 5
6- 3
На странице приведен фрагмент.
Автор: Григорьева М.П., Мартынова А.Н.
→ Публикатор 17.01.2016 0 3777 291 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы