Урок истории "Военные действия на территории Российской империи Отечественной войны 1812 года. Применение метода оценочных суждений"
Главная дидактическая цель урока:
- дать общее представление о первом этапе военных действий на территории Российской империи Отечественной войны 1812 года
Цель обучающая:
- продолжить работу по формированию общеучебных и специальных навыков (работа с историческими документами)
- продолжить формирование умения структурировать и систематизировать, анализировать и обобщать учебный материал
Цель развивающая:
- продолжить развитие умений работы с историческими документами, художественной литературой, как с историческими источниками
- продолжить формирование оценочных суждений учащихся
Цель воспитательная:
- продолжить формирование гражданской позиции у учащихся
- прививать «…любовь к Отеческим гробам, любовь к родному пепелищу»
- создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков
- способствовать выявлению и раскрытию индивидуальных способностей учащихся
1. Индуктор: затакт в ходе мастерской, интрига, и чем увлекательнее, неожиданнее, парадоксальнее будет задание, тем активнее будет актуализироваться личный опыт каждого; выбор, предлагаемый участнику, пробуждает движение творческой мысли. На первый взгляд, индуктор по своему содержанию не должен иметь никакого отношения к мастерской.
Вопрос к аудитории: Кто-нибудь из вас видел когда-нибудь звездопад? А что нужно сделать, когда видишь падающую звезду? Напишите на своих листах, какое желание загадали бы вы? (индивидуально)
Подобный вопрос настраивает участника мастерской на эмоциональное включение, на пробуждение чувственного ощущения, опыта, памяти и.т.д.
В этом моменте мастерской нужно предложить учащимся огласить свое желание, но нельзя принуждать к этому, иначе будет нарушена атмосфера мастерской, исчезнет необходимое условие – взаимное доверие. Далее предлагается следующее задание: «Обсудите в своих группах, какое желание вы хотели бы загадать? Имеется в виду совместное желание от группы. Данное задание необходимо по следующей причине: момент индивидуального включения участника уже состоялся в предыдущем задании или ученик находится в стадии включения. И в том и в другом случае групповая работа либо усилит, либо будет стимулировать активность участника. Кроме того, вопросы и задания индуктора пробуждают развитие интереса у участников мастерской, - зачем вопросы о звездах? К чему это? Что будет дальше?
2. Ответом на эти внутренние вопросы будет текст учителя:
«Новое светило появилось на небе. Над беседками, мостиками, аллеями, над улицами, площадями и городами, между звезд, видела яркая завитушка, похожая на перо петушиного хвоста. Летела она своим чередом, но всяк поднявший на нее взгляд крестился, кряхтел и ежился, всяк боялся ее, ибо говорили, что комета сия – есть знак божий наказующий ; а к какой беде этот знак, одному Господу и известно. «А, может, - думали другие - звезда огненная принесет удачу и великие перемены, на все воля Божья».
( «В садах Лицея» Лев Рубинштейн)
3. Один представитель от каждой группы сейчас определит по жребию судьбу своей группы на урок. Здесь представители ученических групп тянут жребий. На парте заранее заготовлены карточки с названиями групп. Участникам предлагается вытащить листок «с судьбой». Предлагается несколько ролевых позиций:
- крестьяне
- дворянство-лицеисты
- русская армия
- французская армия
- Наполеон и командование
- Командование русской армии.
- Творческое задание Согласно вашей ролевой позиции и следующих документов и иллюстраций, создайте «портреты» предложенных социальных групп и спрогнозируйте, как «ВЫ» (ваша роль) собираетесь провести лето? На обсуждение вам дается 4-5 минут. Здесь важно отметить: каждой группе предлагаются материалы, состоящие из репродукций, отрывков из произведений художественной литературы и хрестоматий, материалов различных учебников, на основании которых участники смогут составить «портрет» своей социальной группы. На данном этапе особенно важна формулировка задания, на мой взгляд, она не должна носить академический характер, ее необходимо упростить до уровня обычного общения, именно поэтому вопрос не в форме «дайте социально-экономическую характеристику сословия», а «создайте портрет». Вторая часть задания – « Как вы собираетесь провести лето» является смысловым продолжением первой части. У участников возникает не абстрактный образ социальной группы, а образ людей, делающих что-то конкретное - они готовятся к севу, строят планы о поездках за границу, тренируются на плацу, ждут летних каникул, танцуют на балах. Такие формулировки переводят деятельность участников из пласта обезличенного теоризирования в пласт соучастия и сопереживания. Таким образом, ученик оказывается в позиции «Я в предлагаемых обстоятельствах» (К.С. Станиславский). Неоднократно на данном этапе мастерской в моей практике учащиеся отказывались от предложенной им судьбы, например, ученик отказывался от роли рядового французской армии, аргументируя это тем, что не хочет быть завоевателем. Этот пример подтверждает, что условия мастерской, в которые поставлены ее участники, провоцируют на внутренний анализ и оценивание позиций с последующим осознанным выбором. Далее важно отметить, что также, как индуктор, задания и смысловые блоки в мастерской должны носить интригующий характер, быть неожиданными, и, по сути, и по формулировкам. Именно так построенные задания будут будить живой интерес, желание продолжать работу, дойти до развязки.
- Социализация Предъявление, соединение индивидуальных результатов, коллективная работа позволяет понять направление деятельности другого, оценить его идеи и гипотезы. На этом этапе нужно заранее обговорить время, уделяемое каждой группе для выступления и попытаться следовать регламенту. В этом и заключается главная сложность – с одной стороны, мастерская ограничена по времени, с другой - необходимо выслушать каждого, кто желает высказаться.
- Информация учителя. По сути, следующий блок должен быть построен по принципу контрдействия. Его содержание не должно носить оценочности и эмоциональности, но должно огорошить, ввести в недоумение, т.е. реконструировать ситуацию «в действительности».
А какое же лето на самом деле ждет Россию в 1812 году?
Нота французского посла Лористона, поданная в Петербург 22 июня 1812 года: «Моя миссия окончилась, поскольку просьба князя Куракина о выдаче ему паспортов означала разрыв, и его императорское и королевское величество с этого времени считает себя в состоянии войны с Россией».
Информация учителя: Спустя 2 дня 24 июня французские войска переправились через Неман и вторглись на территорию Российской империи.
Согласно вашей ролевой позиции предположите, какова «ваша» реакция? Как, по-вашему, будут развиваться события? (2-3 минуты на обсуждение, социализация – по 2 минуты от группы).
На данном этапе учащиеся, согласно своим ролевым позициям, представляют варианты реакции на информацию о начале войны. И чем неожиданнее и
парадоксальнее будет предлагаемая учителем информация, тем активнее будет деятельность учащихся на этом этапе. Основываясь на собственной практике, могу сказать, что условия реконструкции позволяют учащимся «сжиться» со своей ролевой позицией и уже на этом этапе урока присутствуют оценочные суждения участников. Ученики вынуждены проанализировать ситуацию с точки зрения исторического события, с точки зрения реального события, происходящего «с ними», предложить возможные пути развития, предложить согласно своему личному опыту свои пути решения, обсудить их в группе, принять решение, то есть, осуществить свой выбор и, сформулировав его, представить в виде суждения. Как правило, учащиеся, наряду со своими «сословными» предложениями, выдвигают идеи о необходимости какого-то объединяющего шага со стороны государственной власти. Как только группы приходят к этой идее, учитель может переходить к следующему блоку.
8. Текст учителя. Обратимся к документам. Найдите в ваших папках с материалами приказ Александра 1 по русской армии, прочитайте его, определите суть этого приказа, его главный смысл? Какие слова вам показались главными? Отметим, что в ответах чаще всего ученики отмечают: «…за Веру, Отечество и Свободу. Я с вами и с нами БОГ…». Дайте оценку этому тексту. Какой характер, на ваш взгляд, будет иметь эта война?
Данное задание не вызывает трудностей, так как является логическим продолжением предыдущих заданий, поэтому и характер войны определяется участниками сразу, как народная, Отечественная.
9. Творческое задание: Найдите в своих папках документы, которые позволят вам охарактеризовать составы армий.
Оцените преимущества, которые имела французская армия. Оцените преимущества русской армии.
Обращаю внимание на формулировку этого задания. Предлагается не просто традиционная операция сравнение, а именно сравнение с позиции оценки. Ученики отмечают чаще всего численное превосходство французской армии (почти в 3 раза), примерно равное вооружение, большой опыт военных действий французской армии, вера солдат в Наполеона и, силу, «непобедимой» армии, мировая слава, опытные командующие и так далее.
Ученики также отмечают, что в сравнении с французской армией русские войска практически не имеют превосходства, но война, согласно приказу Александра 1 «За веру, Отечество, Свободу» - это и есть неоспоримое превосходство. К подобному выводу учащимся позволяет прийти именно формулировка задания, так как вынуждает проводить учащихся не теоретический анализ технических характеристик, а выводит участников на высказывание оценочного суждения, которое базируется и на историческом знании, и на ценностно-ориентированной позиции.
Согласно вашей оценке, предположите свой личный план ведения войны для Русской армии.
Данное задание позволяет участникам попытаться «изменить историю» здесь включается историческая память, участники в группах вспоминают все, что они знали о войне 1812 года, работают с историческими картами, анализируют стратегическое расположение русских войск на момент начала войны. На данном этапе снова происходит и сбор информации, и ее обработка, анализ, определение выбора и его вербализация на следующем этапе социализации.
9. Социализация Важно отметить, что на данном этапе учащиеся, предлагая свои планы ведения войны, параллельно отмечают и положительные, и отрицательные тактические и стратегические моменты, проявившиеся на этом этапе войны.
10. Текст учителя: Но в истории действуют конкретные люди. Вспомните из курса новой истории, какие вам известны командующие французской армией, охарактеризуйте их с точки зрения военного профессионализма. (Даву, Ней, Мюрат, Удино и другие). А в России это были: Багратион, Чичагов, Дохтуров, Раевский, Неверовский, Ермолов и многие другие. Особенно хочется остановиться на имени Михаила Барклая-де-Толли. В ваших папках расположены два его портрета. Здесь можно задать вопрос о том, где в Петербурге находится памятник Барклаю-де-Толли. Это задание, с одной стороны, послужит расширению кругозора, а с другой – может быть использовано с целью разрядки в насыщенной атмосфере мастерской.
Далее учителем может быть предложен рассказ о жизни М. Б. Барклая-де-Толли, но желательно, чтобы это было повествование о детских и юношеских годах, при этом характер повествования должен быть нейтральным. Цель подобного рассказа в том, чтобы предоставить ученикам не историческую личность, а обычного человека.
Еще в 1810 году, когда М.Б. Барклай-де-Толли был военным министром, он предложил план ведения возможной войны с Наполеоном, который был утвержден Александром I. В основу этого плана была положена идея о необходимости уклоняться как можно дольше от генерального сражения, заманить французскую армию вглубь Российской территории. Оцените этот план. К каким негативным для французской армии последствиями мог привести такой план?
11. Социализация по 2 минуты от группы.
Наиболее часто отмечаемые последствия –
- Растягивание французских коммуникаций
- Распыление сил огромной армии на большой территории
- Удаление основной массы войск от продовольственных баз
Сам Барклай-де-Толли говорит в 1807 году: «Если бы мне довелось воевать против Наполеона в звании главнокомандующего, то я избегал бы генерального сражения и отступал бы до тех пор, пока французы не нашли бы вместо решительной победы другую Полтаву». И этот план был принят императором и держался в строжайшей тайне, что даже самые крупные военачальники о нем не знали. И еще один момент – другого плана не было! Существовали предложения, но плана не было. В качестве названия нашего урока мы возьмем цитату из Лермонтовского «Бородино»: «Мы долго молча отступали».
12. Творческое задание: По материалам карт в атласах и документов составьте последовательность наиболее значимых, на ваш взгляд, боев. По мере того, как учащиеся называют места важнейших столкновений армий и подтверждают свою позицию цитатами из документов, учитель может проиллюстрировать ответы учащихся своими дополнениями. Например, рассказать о подвиге Раевского под Салтановкой, о том, что наступление Наполеона напоминает погоню за исчезающим противником, о действиях дивизии Неверовского против Мюрата и Нея, привести цитату Александра I о том, что «армия у меня одна и другой такой нет». Особое внимание следует обратить на значимость боев за Смоленск. Важно отметить сложность, с которой часто сталкиваются учащиеся при выполнении данного задания. Это отбор материала, согласно формулировки задания: «наиболее важных на ваш взгляд событий». Учащиеся должны самостоятельно определить значение каждого столкновения частей в ходе отступления русской армии. Параллельно в ходе этого задания происходит оценивание перспектив для русской армии и для Наполеона. Подобная логика развития в ходе мастерской позволяет перейти к следующему блоку.
13. Оцените положение Наполеона. Какой план развития событий для Наполеона вы видите? Наиболее часто встречающиеся варианты ответов: прекратить войну, искать мира, идти дальше. На этом этапе важно услышать от учащихся аргументацию выбранного ими возможного плана развития событий для Наполеоновской армии, так как это поможет не нарушить логического развития мастерской с одной стороны и позволит учащимся на следующих этапах провести внутренний анализ совей позиции и «сверку» с фактическим ходом событий.
14. Определите, исполняется ли план М.Б. Барклая-де-Толли? На этом этапе обычно возникает утверждение, что ход войны идет по заведомому плану. То есть, и отступление, и соединение частей русской армии под Смоленском – не трагическое бегство, а действия по согласованному плану. Учащиеся уверяются в правильности выбранной тактики и обосновывают правильность выбора. Поэтому следующее задание должно помочь участникам увидеть отступление не глазами стратегов и тактиков, а глазами рядовых участников событий. Данные переходы осуществляются в ходе мастерской для того, чтобы дать возможность участникам рассмотреть эти исторические события со всевозможных позиций. В этом случае момент усвоения информации идет не на репродуктивном уровне, а на аналитическом уровне, что, безусловно, улучшает качество знаний. Кроме того, эти переходы провоцируют учащихся на свой индивидуальный выбор оценки, то есть идет процесс формирования оценочных суждений у учащихся.
15. Предположите, как относится к тактике М.Б. Барклая-де-Толли в России? Как реагируют крестьяне, дворяне, Москва, Петербург, русская армия?
Ответьте на вопрос, согласно вашей ролевой позиции. Подтвердите свою позицию текстами документов. Социализация по 2-3 минуты.
Как правило, учащиеся отмечают, что, несмотря на ведение действий, согласно плану Барклая, положением дел не удовлетворены все свои населения. В качестве примера приводят цитаты о событиях в Москве, о попытках бегства лицеистов в армию, о действиях крестьян против французов, о недовольстве в армии и среди рядовых, и среди командного состава. Но учащиеся также отмечают, что план ведения войны держался в строжайшем секрете. Отсюда логичным будет следующее задание:
15. Предположите, анализируя данную ситуацию, каковы могут быть действия правительства? Наиболее часто встречается ответ - сменить главнокомандующего с целью изменения настроения в войсках и в обществе.
После выполнения этого задания важно перенести внимание учащихся на оценку позиций «победителей».
16. Оцените теперь настроение и положение в частях «победителей» согласно имеющимся у вас документам. Здесь учащимся предлагаются воспоминания представителей французской армии – отрывки из писем, документы мемуарного характера, отчеты о положении частей Наполеона, рассказывающие об ужасающем положении «завоевателей» в России. Социализация по 1 минуте.
Текст учителя: 17 (29) августа в Царево-Займище прибывает М.И. Кутузов. Как, по-вашему, с чего нужно начать? Данное задание, как и некоторые другие позволяют учащимся на протяжении всей мастерской почувствовать себя в разных качествах и согласно этим позициям выбор, которые они должны предложить постоянно меняется. Это увеличивает палитру личного выбора у учащегося своей оценочной позиции, что с одной стороны усложняет выбор, с другой - делает его более осознанным. (Наиболее часто встречающиеся ответы – со смотра войск, с одобрения войск, с анализа остановки.)
19. Текст учителя: Кутузов делает вывод, что М.Б. Барклай-де-Толли прав, но какими соображениями было продиктовано назначение Кутузова, какое
это было решение? Учащимся предлагаются варианты:
- решение политическое;
- необходимо изменить настрой;
- от Кутузова ждут генерального сражения;
- сам Кутузов это понимает.
На этапе выполнения этого задания важно услышать от учащихся аргументацию предложенных тезисов. Так, как именно через аргументы учащиеся осознают, что другого выхода не было. Таким образом, учащиеся выходят на новый уровень осмысления проблемы, связанной с периодом отступления русской армии в 1812 году.
20. Текст учителя: А какое решение примет Кутузов и почему, как будут развиваться события дальше- об этом на следующем уроке.
21. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение об одном из эпизодов или участников войны от ее начала до прибытия М.И. Кутузова.
Данное задание позволит учащимся дома реконструировать свое ощущение на мастерской, это повлияет и на выбор эпизода или личности и будет являться побуждающим моментом в объяснении своего выбора и в формулировках оценочных суждений.
22. Рефлексия — осмысление, вывод, выход на новую систему проблем, формирование и высказывание в любой форме оценочных суждений.
В качестве рефлексии учащимся можно предложить на выбор следующие задания:
- Мое сегодняшнее открытие.
- Обращение к участнику событий Отечественной войны 1812 года.
- В каком качестве Вы могли бы представить себя в этой войне.
В качестве иллюстрации мной предлагаются цитаты из рефлексий учащихся на данной мастерской:
Тема |
Цитаты |
Комментарии |
Обращение к М.Б. Барклаю-де-Толли |
«Может быть, в свое время Вы были не поняты, но Россия в последствии осознала всю важность Вашей тактики. И я считаю, что то, как Вы хранили тайну о плане ведения войны- уже подвиг. А вообще, прав был АлександрНевский: - Кто на Русь меч поднимет, от меча и погибнет. (Смелов Никита 9 «Б» класс) |
Наличие оценочности суждений выражается в понимании учеником трагедии непонятости Барклая-де-Толли, осознании истинного подвига – держать слово. Очевидно патриотическое отношение ученика к истории Отечества. Присутствует личная гордость за «свою» историю.
|
Мое сегодняшнее открытие |
Меня поражает патриотический настрой русских людей: даже лицеисты, совсем еще дети, готовы были пожертвовать собственной жизнью ради победы. Несмотря на численное превосходство врага МЫ были сильнее духом, боролись не за земли, а за свободу и Отечество… (Челнинцева Вероника 9 «Б» класс) |
Ученица оценивает события войны 1812 года через призму своего возраста - лицеисты ее сверстники. Особенно важно отметить, что ученица даже в речевой стилистике сознает себя, как бы участницей событий – «МЫ превосходили», она, согласно своей позиции не отмечает борьбу за «веру и императора», а выделяет свои ценности – свобода и Отечество. |
Обращение к Наполеону |
Вы, без сомнения, великий человек, один из лучших (не обижайтесь - именно один из лучших) полководцев в мире. После Вас будет такой человек – величайший германский дипломат Отто фон Бисмарк, так вот он скажет : «Никогда не воюйте с Россией, ибо на любую вашу хитрость она ответит непредсказуемой глупостью». Дело не в глупости – это мнение Бисмарка, просто русских невозможно победить, вспомните Карла XII. Вы же прекрасный математик, занимайтесь наукой, и Боже упаси, не нападайте на Россию ( Струков Денис, 9 «Б» класс) |
В данной рефлексии очевидны и знания по предмету, и наличие собственного мнения учащегося, его оценочная компетентность, и сформированность оценочны суждений. Присутствуют и навыки аргументации, и умение принимать чужое мнение, равно как отстаивать свое. Имеются навыки аналитического подхода при оценивании, умение отбирать материал для аргументации своего суждения |
Обращение к простому солдату |
Я хотел бы спросить у него, каково отступать, каково оборонять город, зная, что придется отдать его врагу?... Я спросил бы его о тех детях, которые в возрасте 13-14 лет бежали на войну, чем они отличаются от нас? (Скорняков Антон 9 «Б») |
В данном оценочном суждении присутствует общечеловеческий подход. Выбран простой солдат и вопросы о простых неизвестных людях. И, хот я прямой оценки в цитате нет, но косвенно учащийся осознает, как это страшно и горько- отступать, оставлять город. Последний вопрос указывает на внутренний поиск, попытка оценить себя с позиции храбрости и чести. |
- При анализе практического опыта стало очевидно, что для формирования оценочной культуры личности продуктивно применение интерактивных педагогических технологий и интерактивного свойства
- Методы и приемы формирования оценочных суждений лежат в пространстве гуманитарной парадигмы образования
- Основой для выбора педагогических приемов и методов служит не столько предметный материал, сколько гуманитарная установка педагога
- В историческом образовании формирование оценочных суждений является инструментом целостного развития личности и условием для дальнейшего профессионального и личностного роста
- Рефлексия над индивидуальным педагогическим опытом показала перспективы применения интерактивных технологий в практике школьных уроков
- Процесс формирования оценочных суждений целесообразно начинать на этапе исторического образования в средней школе
- В курсе исторического образования формирование оценочных суждений является едва ли не единственным содержанием социального заказа (социальных ожиданий), что предполагает перевод содержания от событийного анализа к анализу бытийно-философскому
- Для формирования оценочных суждений требуется совершенно иной тип преподавателя – гуманитарно-ориентированный, владеющий современными интерактивными технологиями образования, работающего в позиции равноправного партнерства с учеником.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евстафьева Карина Аркадьевна
→ karina_156 27.03.2015 0 2667 399 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы