Разработка урока истории на основе ТРКМ "Нашествие с Востока"; 6 класс


Разработка урока истории на основе технологии развития критического мышления

в 6 классе по теме: «Нашествие с Востока»


Учитель: Печатнова Светлана Сергеевна

Школа: МБОУ СОШ № 206, г. Новосибирска


Цель урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению основных событий завоевания Руси монголами, по определению причин и последствий монгольского нашествия.

Развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь; продолжить формирование умения работать с недостаточной информацией.

Воспитательные: содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая

Средства обучения: доска, презентация «Нашествие с Востока», раздаточный материал для создания опорных конспектов (элементы опорного конспекта, выполненные на бумаге, листы формата А4, клей, маркеры).

Методы: словесный, элементы технологии развития критического мышления.


Ход урока:


Для организации эффективной работы на данном уроке, учитель сам распределяет учащихся по группам. Необходимо наличие смешанных групп, в которых будут работать учащиеся с высоким и низким уровнем познавательных способностей. Всего 5 групп. На столах лежат списки с фамилиями учащихся. Каждый занимает свое место.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стратегии КМ

1.Вызов

(5 мин)

Актуализация знаний учащихся по теме:

- Что вы уже знаете о монгольском нашествии на Русь?

- Что бы вы еще хотели узнать?

Работая в группах, учащиеся заполняют 1 и 2 колонки таблицы «ЗХУ»:


Знаю

Хочу узнать

Узнал





«ЗХУ»



2.Реализация (35 мин)

1.Чингисхан и его держава (10 мин).

Просмотр видеофильма о Чингисхане и его завоеваниях (Слайд 2). На доске заранее вывешиваются вопросы к фильму.

После просмотра фильма отвечают на вопросы (Слайд 3):

- Назовите имя Чингисхана, данное ему при рождении (Темучин)

- В каком году он был провозглашен ханом всех монголов под именем Чингисхан? (1206 г)

- Как называются законы Чингисхана? (Яса)

- На какие категории он разделил все подвластные ему племена? (десятки, сотни, тысячи, тумены)

- Цель политической деятельности Чингисхана? (захват территорий)

- Какие земли и народы он подчинил своей власти? (буряты, киргизы, якуты, В. Сибирь, Туркестан, Китай, Средняя Азия – Хорезм, Бухара, Афганистан, Индия, Ирак, Азербайджан, Армения, Грузия)

ИКТ


2.Нашествие монголов на Русь (20 мин).

Составление опорного конспекта (ОК) (по технологии Шаталова В.Ф.) в группе и его презентация у доски. Каждая группа получает свое задание (Слайд 4):

1 группа – Сражение на Калке (стр.104-105)

2 группа – Разгром Рязани (стр. 105-107)

3 группа – Разгром Владимира (стр.107-108)

4 группа – Поход на Новгород (стр.108-111)

5 группа – Нашествие на Юго-Западную Русь (стр.111)

1.Каждый индивидуально должен прочитать текст параграфа.

2.Работая в группе, расположить элементы ОК в логической последовательности и, при помощи клея и маркеров, оформить ОК.

3.Подготовить спикера (выступающего) для презентации материала ОК у доски (желательно, чтобы это был ученик с низким уровнем познавательных способностей, который, как показывает практика, охотнее учится у своих сверстников) (Слайды 5-10)

4.Можно предложить учащимся сфотографировать ОК на мобильный телефон, чтобы облегчить подготовку материала дома.

Составление ОК











ИКТ


3. Причины поражения русских (5 мин).

- Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (Слайд 11)

Подведение итогов

(Слайды 12,13)

Работая в группах с «рыбьей костью», записать по боковым косточкам напротив друг друга – причины побед Батыя и конкретные факты, подтверждающие их наличие, в хвосте сформулировать вывод.

«Фиш-боун»

3.Рефлексия (5 мин)

1.Раздать каждой группе таблицу «Походы Батыя на Русь» (Слайд 14)

2.Заполните третью колонку таблицы «ЗХУ»:

- Что нового вы узнали на уроке?

1.Заполнить пропуски в таблице «Походы Батыя на Русь».


2.Индивидульные ответы учащихся.




«ЗХУ»


Домашнее задание: § 12, прочитать, пересказывать материал по ОК, найти дополнительный материал по теме.


Используемая литература:


  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца ХVІ века – М., Просвещение, 2012

  2. http://festival.1september.ru/articles/649634/

  3. http://30school.ru/6-klass/istoriya/gdz-po-istorii-6-klass-istoriya-rossii-danilov-a-a-kosulina-l-g/nashestvie-s-vostoka.html








Слайд 1
Тема: НАШЕСТВИЕ С ВОСТОКА Учитель: Печатнова Светлана Сергеевна МБОУ СОШ № 206, г. Новосибирск
Слайд 2
1. Чингисхан и его держава.
Слайд 3
- Назовите имя Чингисхана, данное ему при рождении (Темучин) - В каком году он был провозглашен ханом всех монголов под именем Чингисхан? (1206 г) - Как называются законы Чингисхана? (Яса) - На какие категории он разделил все подвластные ему племена? (десятки, сотни, тысячи, тумены) - Цель политической деятельности Чингисхана? (захват территорий) - Какие земли и народы он подчинил своей власти? (буряты, киргизы,
Слайд 4
2. Нашествие монголов на Русь 1 группа – Сражение на Калке (стр.104-105) 2 группа – Разгром Рязани (стр. 105-107) 3 группа – Разгром Владимирского княжества (стр.107-108)
Слайд 5
Битва на реке Калка Половц + ы Русские (Киевский, князья 31 мая 1223 г Монгол ы черниговский, смоленский, - Отсутствие галицкий, общего командования и разногласия между русскими князьями; волынский) - Недооценка сил противника; - Бегство половцев с поля боя.
Слайд 6
Разгром Рязани о м по ь щ Владимирс кое княжество (Юрий Всеволодов ич) Ряза нь 15-21 декабря 1237 г Монгол ы (6 дней)
Слайд 7
Евпатий Коловрат По легенде, рязанский вельможа Евпатий Коловрат, когда увидел разоренный город, собрал дружину и последовал за войском Батыя. Нагнав монголотатар, он вступил в схватку с ними. В неравном бою дружина Евпатия Коловрата пала, но нанесла серьезный
Слайд 8
Разгром Владимирского 3-7 февраля княжества 1238 г Владимир (Петр Ослядюков ич) 4 марта 1238 г Владимирс кое княжество (Юрий Всеволодов ич) Сражен ие на р. Сити Монго лы Монго лы (Стенобитн ые устройства, камнеметн ые машины)
Слайд 9
Поход на Новгород март 1238 г (10 0) (запасы зерна) 7 недель «злой город» Итог 1 похода: разорение значительн ой части северовосточных
Слайд 10
Нашествие Батыя на юго-западную Русь (II поход) осень 1239 г Галицка я Русь, Венгрия, Чехия, весна Польша 1241г 5 сентября124 0г Воевода Дмитрий (3 весна 1239 г
Слайд 11
Стенобитные устройства и камнеметные машины Жесткое подчинение хану и законам (за нарушение -смерть) 35 – 75 тыс. воинов. Факты На территории Киевской Руси насчитывалось около 30 государственных образований Превосходство монголов в подготовленности войск, уровне военной дисциплины Превосходство монголов в военной технике Превосходство монголов в численности Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Политическая раздробленность Руси Причины побед Батыя В д ы во
Слайд 12
Последствия монгольского нашествия Монгольское вторжение принесло Русской земле страшное разорение. 49 городов были разрушены, в 14 – жизнь более не возродилась. Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На
Слайд 13
Истребление значительного числа мирного населения Государственное и военное ослабление русских княжеств Ряд западных и южных районов был захвачен польскими и литовскими
Слайд 14
Дата Событие 1235 1.Совет монгольских ханов решил начать поход на Русь. Войско возглавил внук Чингиз-хана Батый 2.Монголы подчинили себе половцев и начали подготовку к походу на Русь 3.Осада и взятие монголами Рязани 1237 декабрь 1237 3-7 февраля 4.Осада и взятие монголо-татарами Владимира 1238 4 марта 1238 5.Битва на реке Сить русских войск во главе с великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и монголо-татарскими войсками. Разгром русского войска и гибель великого князя. март 1238 6.Осада и взятие торгового центра Торжок. Возвращение монгольского войска, не дошедшего 100 верст до Новгорода, в южные степи. 25 марта 7.Начало 2-месячной осады монголо-татарами 1238 небольшого русского города Козельск 5 сентября 8.Начало осады монголо-татарами Киева 1240 1206 г 9.Темучин был провозглашен ханом всех монголов под именем Чингисхан.
Слайд 15
Использованные ресурсы 1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца ХVІ века – М., Просвещение, 2012 2. http://festival.1september.ru/arti cles/649634/ 3. http://30school.ru/6-klass/istoriya /gdz-po-istorii-6-klass-istoriya-ro ssii-danilov-a-a-kosulina-l-g/nashe stvie-s-vostoka.html

Полный текст материала Разработка урока истории на основе ТРКМ "Нашествие с Востока"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Печатнова Светлана Сергеевна  PSS
24.06.2015 0 6960 705

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК