Разработка нестандартного урока по теме "Задачи на движение"; 4 класс
Проектная задача для учащихся 4 класса по математике составлена по теме «Задачи на движение» согласно подходам образовательной системы Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
Содержание данной работы соответствует программе по математике для 4 класса, разработанной авторами: В.В. Давыдовым, С.Ф. Горбовым, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой.
Название проектной задачи: «Составление сборника задач на движение»
Цель: Обобщение изученного материала по составлению и решению задач на процессы
Педагогические задачи (педагогический замысел):
- выработка умения самостоятельно и в комплексе применять знания, умения, навыки;
- осуществление их переноса в новые условия.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:
Предметные умения
- Развитие практических навыков работы с величинами.
- Моделирование задач на движение.
- Решение задач на движение.
- Составление задач на движение.
Общеучебные умения
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);
- развитие речи, наблюдательности, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления;
- развитие навыков самоконтроля;
- развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, творческого воображения;
- воспитание интереса к урокам математики;
- работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
Планируемый педагогический результат:
Демонстрация учащимися:
- умения различать различные виды процессов, величин;
- умения соотносить скорости различных объектов;
- знания формул и умения их применять;
- умения моделировать предложенную ситуацию.
Способ и формат оценивания результатов работы (см. оценочный лист):
При подведении итогов работы оцениваются:
- владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
- полнота, непротиворечивость и обоснованность решений;
- презентация результатов работы.
Ход практической работы
I. Организационный момент
Учащиеся объединены в группы по 3-4 человека. На партах приготовлены листы для черновика, ручки, карандаши, фломастеры.
II. Сообщение темы
- В нашей школе много воплощенных в жизнь идей становятся традициями (слайд 2)
- — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
- Одной из традиций нашей школы является ежегодное создание сборников по разным предметам. Четвероклассники в этом году продолжают создание «Сборника задач на движение» (слайд 3)
Цель: составить сборник задач с описанием возможных способов решения, с вариантами верных решений для учащихся 4-5 классов.
Структура сборника. Демонстрация сборника учащихся прошлого года:
- Обложка.
- Описание видов задач на движение.
- Описание способов решения задач на движение (процессы).
- Задачник.
- Дорогие ребята! На уроках математики вы учились решать и составлять задачи. Некоторые из ваших работ уже представлены в данном сборнике (презентация эскиза нового сборника).
- В результате нашей сегодняшней работы наш сборник должен пополниться новыми задачами и «помощниками», необходимыми для их решения. И одним из «помощников» будет инструкция по составлению задач на процессы.
III. Постановка задачи для индивидуального этапа
- Первый этап нашей практической работы – индивидуальный.
Задача: повторить то, что необходимо знать для составления и решения задач на процессы.
Каждый ученик получает своё задание (как на экзамене – берет свой билет). Оформляет решение на листе и продумывает, как будет представлять решение своего задания классу: кратко, четко, понятно.
(Задания для индивидуального этапа в приложении№1)
Презентация результатов. На экране появляется задание (слайды 5-17). Ученик по своему листу представляет решение – на экране появляется верный ответ. Делается акцент: что повторили, выполняя это задание.
IV. Постановка задачи для группового этапа
- Создание алгоритма составления задач на движение по таблице
- Работая в группе, необходимо разложить в нужном порядке пункты алгоритма составления задачи (см. приложение №2 «Алгоритм составления задачи»)
- Обсуждение составленных алгоритмов.
Все работы выносятся на доску, сопоставляются. В случае расхождения в последовательности, в ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению. Пункты алгоритма в нужной последовательности появляются на экране.
- Составление задач на движение.
- Используя в качестве «помощников» алгоритм составления задачи, средние скорости некоторых объектов, составьте в группе задачи на движение (см. приложение №3 «Помощники»).
Составляем на черновике. Для презентации работы оформляем лист-шаблон (см. приложение №4 «Шаблон для записи и решения задачи»)
- Презентация результатов:
- представление каждой группой составленных задач (обмен);
- анализ «новых» задач, составленных в результате групповой работы, с целью включения их в сборник;
- анализ работы в группе (оценка эксперта и самой группы)
V. Подведение итогов.
Как можем усовершенствовать сборник? (Расширить список средних скоростей, алгоритм составления задачи, усложнение задач – от простых к сложным)
Члены комиссии анализируют работу учащихся по оценочному листу (Приложение №5 «Экспертный лист» и №6 «Оценочный лист»)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марциохо Ирина Владимировна
→ Екатерина_Пашкова 05.06.2015 0 7538 904 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы