Урок-лекция по истории "Серебряный век русской культуры"
Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки и философии; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве,
Основные понятия: ренессанс; декаданс; импрессионизм; модерн; символизм; акмеизм; футуризм.
Тип урока: лекция.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная установка.
План изучения нового материала.
Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. Серебряный век русской культуры – социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» феномен рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных политических отношений. Для создания проблемной ситуации учитель предлагает учащимся объяснить, почему период развития русской культуры в начале XX в. назван Серебряным веком.
Достижения науки. В.И.Вернадский – экология, биология. Нобелевский лауреат И.И.Мечников. Н.Е. Жуковский- самолетостроение. К.Э.Циолковский – космонавтика. Вопрос о достижениях русской науки начала XX в. учащиеся изучают самостоятельно. Целесообразно заполнение таблицы с использованием учебника и других источников.
Ученый |
Предметная область |
Научные открытия |
|
|
|
Русская философия в поисках общественного идеала. Марксизм – идеология начала XX века. Идеализм, русская идея - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве. Возможно использование
Электронных учебников А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».
Литература: новые поэтические течения.
Презентация «Серебряный век русской культуры»
Начиная изложение материала о достижениях русской художественной культуры, необходимо сформулировать проблему: определить общие тенденции, характерные для всех направлений художественной культуры начала XX в., и их принципиальное отличие от художественных традиций XIX века.
- Критический реализм – критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М.Горьким. Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. На смену им идут И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.А.Горький.
- Символизм (декаданс) - Земная жизнь лишь "сон", " тень" Реальности противопоставлен мир мечты и творчества - мир, где личность обретает полную свободу.К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов.
- Акмеизм («акме» - высшая сила чего-либо). Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам
- Футуризм («футурум» - будущее). В.Маяковский, И.Северянин, В.Хлебников.
- Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него "нет философии" и "логики мыслей". С.Есенин.
Архитектура. Модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Музыка, балет, театр, кинематограф. Учащиеся самостоятельно готовят презентации по данной теме. Возможно также использование электронных учебников А.А.Данилова «История России XX век» или Кирилл и Мефодий «История Отечества в XIX- XX веках».
Задание на дом. Параграф в учебнике. Презентации по заданным темам. Таблица: «Основные стилевые направления в литературе и живописи серебряного века русской культуры». Таблица «Достижения науки в начале XX». Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Лариса Юрьевна
→ павлор 25.08.2015 0 5813 502 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы