Елена Сафонова, 22.12.2020 0

Проблемный родитель: как с ним говорить и что делать?


Работа с родителями составляет значительную часть обязанностей классного руководителя. Это и неудивительно, ведь школа и семья должны согласовывать свои действия ради интересов ребенка. Но что же делать, если родители ученика не хотят идти на контакт?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Причины и следствия

Почему одни родители милы и доброжелательны, а другие ведут себя агрессивно и непримиримо? В чем причина такой неприязни к учителю?

Причин, разумеется, может быть много. Приведем лишь некоторые.

  • Родитель не любит школу, это связано с болезненными переживаниями в детстве. Школьные годы прошли, но обиды остались.
  • Родитель полагает, что его ребенок недопонят педагогами, ему не достается столько внимания, сколько ему требуется.
  • У родителя или ребенка открытый конфликт с одним или несколькими учителями.
  • Родитель испытывает тяжелый стресс, не связанный со школой, но агрессию направляет на педагогов (или в том числе на педагогов).

Желательно примерно представлять, в чем причина неприязни, ведь иногда ее можно ликвидировать. Например, разрешить конфликт или попытаться сформировать у родителя более позитивный образ школы, нежели тот, что остался в его памяти.

Фрагмент вебинара Как разговаривать с родителями (купить полную запись вебинара и сертификат)

Как говорить с родителями, чтобы слышать друг друга

В первую очередь надо постараться встать с ними "на одну доску".

Если раньше было принято и с родителями, и с детьми общаться в режиме лекции, то теперь психологи рекомендуют расстаться с этим методом. Ведь если учитель говорит, а родители его слушают, то главный — кто? Правильно: учитель. А раз он главный и старший и знает, как надо делать, то вот пускай и делает. А с родителей и спроса нет: у них ведь нет педагогического образования. Лечат врачи, смеситель чинят сантехники, а обучение и воспитание ребенка — дело дипломированного педагога, а не родителей.

Сейчас такие голоса звучат особенно часто. Прежде родители нередко пытались научить педагогов, как надо учить. Но после пандемии и весеннего дистанционного обучения концепции заметно поменялись.

Но ведь всем нам понятно, что школа без семьи бессильна добиться настоящего успеха. Для впечатляющего результата нужно объединить усилия всех трех участников образовательного процесса: школьника, учителя и семьи. 

Чтобы с самого начала не допустить формирования ошибочных представлений о взаимодействии, лучше сразу постараться создать правильную модель. И для этого сделать все, чтобы подчеркнуть общность интересов и устремлений.

Прекрасным приемом может стать родительское собрание в формате "круга сообщества"

Не будем подробно останавливаться на правилах проведения "круга". Рассмотрим лишь специфику родительского собрания в этом формате.

Как ясно по названию, столы надо поставить кру́гом. Если это невозможно, то стулья хотя бы. Если и это невозможно, то ничего не получится. Тогда надо выбрать другое помещение или другой формат.

Чтобы с самого начала создать домашнюю атмосферу, стоит вскипятить чайник и приготовить чай-кофе-печеньки-конфетки. К тому же многие родители только с работы, а голод вызывает раздражение.

Все это вместе с салфетками и одноразовой посудой поместить на отдельном столе, застеленном скатертью или салфеткой. Тот, кто хочет, может попить здесь стоя, а кто-то, может быть, возьмет чашку с собой за "круглый стол".

"Символ слова" можно использовать обычный. 

Педагог объясняет, что такое "круг сообщества" и зачем он нужен: "Это поможет нам лучше узнать и понять друг друга". А затем задает вопрос, на который должны ответить все присутствующие (иногда даже может начать учитель). Вот примеры вопросов:

  • Каковы ваши семейные ценности?
  • Какие ценности вы хотите привить ребенку?
  • Какую черту вы обязательно хотели бы воспитать у вашего ребенка?
  • Назовите самую хорошую черту характера вашего ребенка

Негативных формулировок лучше не предлагать, по крайней мере, сначала.

Родители говорят по желанию или по очереди. Надо уговорить выступить каждого, даже если это "Все уже сказали". На следующий вопрос этот человек может ответить более развернуто. 

Может быть, стоит спросить и про идеальную школу, и про самое главное качество воспитывающего (педагога/родителя), и про наилучший вариант взаимоотношений детей и взрослых...

Благодаря такому приему классный руководитель сумеет не только в какой-то степени сплотить родителей класса, но и понять, чем они живут, как мыслят, к чему стремятся, а чего избегают. А это уже та информация, которая поможет строить взаимодействие с родителями учеников.

Еще одна важнейшая цель "круга сообщества" — убедить родителей, что мы одна команда, что проблемы можно и нужно решать сообща.

Конфликт: как говорить с разгневанным родителем

Но вот оно все-таки произошло: разгневанный родитель у вас на пороге. Что ж, прекрасно, что у вас! Ваши усилия не пропали даром. Он верит, что вы что-то сделаете, иначе бы пошел к директору, а то и написал бы в Департамент (прокуратуру, приемную Президента, ООН...). Сначала надо понять, что так сильно огорчило маму или папу ребенка. Даже если вы знаете, в чем дело, надо предложить ему или ей высказаться: "Вместе мы наверняка справимся с проблемой". 

Психологи советуют применять прием "активного слушания": это способ показать собеседнику свою включенность и избежать недопонимания.

Применяя эту методику, надо повторять часть слов собеседника. "Правильно ли я вас понял, что...", "Вам стало обидно за своего ребенка", "Вас возмутило, что учительница не проверила дополнительное задание, которое сама же дала" и т.д. Старайтесь делать акцент на переживаниях, эмоциях. Не спешите возражать.

Когда человек выговорится, изложите свое видение проблемы, но только в том случае, если вы можете это сделать, точно зная, что произошло. Может быть, стоит организовать встречу всех участников конфликта, на которой вы выступите в качестве медиатора?

Если все в целом и так ясно, надо попытаться разрешить конфликт. Но делать это должен не учитель, а все участники конфликта. "Давайте подумаем, что мы можем сделать вместе?" — вот правильный подход. Ведь решения имеют значение для всех нас лишь в том случае, если мы сами их приняли. Ну, или хотя бы сами согласились им следовать.

Главные правила в такой ситуации:

  • сохранять спокойствие;
  • стараться слушать максимально внимательно и понять собеседника как можно лучше;
  • дать ему высказаться до конца;
  • не принимать ничью сторону, никого не осуждать;
  • подчеркивать, что решать проблему надо сообща;
  • настаивать на принятии общего решения (или хотя бы на решении всем еще раз подумать над сложившейся ситуацией: что можно сделать).

И помним: медиатором может быть только человек, не вовлеченный в конфликт!

Где подстелить соломку

«Знать бы, где упасть…» — сетуют в народе. Но мы-то знаем или может предположить, что может вызвать гнев родителей. А значит, можем «подстелить себе соломку».

Из-за чего обычно возникают конфликты?

  • Оценка (завышена/занижена/не сообщена вовремя).
  • Участие во внеклассных мероприятиях (хочу/не хочу/хочу, но не так).
  • Обиды (педагог/одноклассник/неизвестно кто обидел ребенка).
  • Школьный распорядок (мобильник, форма, канцелярские принадлежности и т.д.).
  • Недостаточная информированность (мероприятия, олимпиады, двойки, дополнительные занятия и т.п.).
  • «Вы обязаны!» (всё, что угодно).

Как можно избежать этих конфликтов или купировать их в самом начале? Вовремя выставлять оценки, сохранять наиболее важные работы ученика, держать под рукой «Нормы оценки» по своему предмету (или по всем). И не надо спорить. «Занижена оценка? Конечно, это очень неприятно, я понимаю Ваши чувства. Давайте вместе посмотрим. Вот эта работа. Вот тут какие ошибки. Их десять. Вот правила оценивания таких работ. Тут предписано — глядите — за такую работу ставить 2. Я бы с удовольствием поставила 3, вы же знаете, как я люблю Вашего сына! Но я обязана подчиняться правилам. Давайте вместе подумаем, как нам исправить ситуацию!» Ключевое слово — «вместе».

О внеклассных мероприятиях надо тоже информировать заранее. И договариваться об участии с детьми. Если дети хотят участвовать, то и родители будут рады. Если мама ученика хочет, чтобы он исполнял главную роль, напомните, что все не могут играть одну роль, что на эпизоды соглашались и великие актеры. Но обязательно подчеркните, что вы понимаете чувства мамы, огорченной, что не ее дочь играет Гамлета!

Что касается обид, то от них никто не застрахован. Чтобы несколько себя обезопасить от лишних конфликтов, стоит приучить детей из своего класса идти с обидой сначала к вам. И, конечно, не отказывать детям в выяснении всех обстоятельств по горячим следам. А на встрече с родителем настаивать на разборе произошедшего с участием всех заинтересованных лиц: и обиженного, и обидчика.

Школьный распорядок — это то, что находится вне компетенции конкретных родителя и классного руководителя. Устав школы и все соответствующие распоряжения просто должны быть в наличии в бумажном или электронном виде. «Я понимаю Ваши чувства! Но таковы правила нашей школы. Давайте вместе подумаем, что можно сделать».

«Недостаточное информирование» — это, увы, вина классного руководителя. Чтобы избежать такой проблемы, надо родителей информировать вовремя. С этой целью обычно создают группу в одном из мессенджеров.

А вот синдром «Вы обязаны!» обычно исцелить невозможно. Конечно, неплохо иметь под рукой Закон об образовании, чтобы доказать, что далеко не все, что хотелось бы родителям, обязаны именно мы. Иногда это помогает. Во всех остальных случаях придется просто применять прием активного слушания, подчеркивая, что мы понимаем чувства разгневанного родителя. В такой ситуации цель педагога — снизить градус неудовольствия визитера. Это несчастный человек, он чувствует себя обиженным жизнью. Вы не виноваты в том, что он таков.

Мы надеемся, что наши советы помогут коллегам в работе с проблемными родителями.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Рекомендуем посмотреть:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?