Упражнения, направленные на осознание языковой сущности орфографического правила, на развитие творческого лингвистического мышления


Упражнения, направленные на осознание языковой сущности орфографического правила.


  1. Ученик написал слово рад с буквой я , получилось ряд. Ошибка показывает, что он не различает твёрдые и мягкие согласные. Ученик написал слово чад с буквой я. На этот раз ошибка вовсе не свидетельствует о том, что ученик не различает твёрдые и мягкие согласные. Докажите это.


2. 1) Пишем о косьбе, к Кузьме, потому что косить, Кузя.

2) Пишем мороз, потому что морозы, морозный. Пишем ложка, Серёжка, потому что ложек, Серёжек.

Что общего в правилах 1) и 2) ?


3. Ученик допустил ошибки в словах во..чик, ни..ший, ни..ходить, во..певать. Почему ученик сделал ошибки? Сделайте вывод.


4. Объясните, почему ученик допустил орфографические ошибки в словах: поп..дание, с..дился, с..ратники, в..лнение, разд..вался. Запишите эти слова, графически показывая, в какой морфеме находится орфограмма. Объясните написание слов. Сделайте вывод.


5. Запишите несколько слов, в которых правильный выбор написания зависит от умения определять в слове корень, суффикс.


6. В приведённых ниже словах один из безударных гласных не нуждается в проверке, а другой нельзя проверить, его правописание надо запомнить. Докажите, что это утверждение верно для каждого слова.

Карусель, пустельга, трибунал, хуторок, штукатурка, суматоха, парусина, муравей.

Найти в толковом словаре значение непонятных слов.


7. Ученик написал слитно не был. Почему он написал слитно? Можно заменить синонимом-глаголом отсутсвовал.



Упражнения, направленные на развитие творческого лингвистического мышления.


  1. Ученик разобрал слово ниточка следующим образом: нит-очк-а. Он объяснил, что, по его мнению, данное слово образовано от слова нить. А вы как считаете? Как образовано данное слово?


  1. Что нужно знать и уметь, чтобы правильно сделать морфемный анализ слова стекло?


  1. Отвечая на уроке, ученик слово было назвал наречием. Учительница сказала, что ученик не умеет определять части речи. Другой ученик слово такая назвал прилагательным. Учительница поправила его, но эту ошибку не сочла грубой. Почему?


  1. Представьте себе, что существует слово фырьбачь. Каких знаний достаточно, чтобы признать, что оно существительное?

  1. Оно изменяется так: фырьбачь – фырьбачи – фырьбачью;

  2. Его лексическое значение: название какого-то действия;

  3. В предложении оно бывает подлежащим и дополнением;

  4. Оно имеет ударение на первом слоге.


  1. Известно, что в предложении какое-то слово А бывает дополнением. Докажите, что этого недостаточно, чтобы считать слово А существительным.


  1. Заяц сказал: «Боюсь лису!» Сказал неправильно. В чём ошибка?


  1. Дано задание определить, какого падежа формы слов: чулок, сапог, ботинок, глаз, волос, солдат, партизан, грузин, осетин, башкир. Почему нельзя выполнить это задание?




Упражнения, развивающие методическую интуицию обучающихся.


1.Проверяя алфавит, просить, чтобы дети назвали букву в её окружении, т.е 2-3 буквы, предшествующие данной, и 2-3 буквы, следующие за ней.


2. Ученик, подбирая к слову владеть однокоренные слова, назвал слово владетель. Учитель дополнил этот ряд словами власть, властный. В классе возник спор . Что должен был сделать учитель, прежде чем дополнить ряд однокоренных слов?


3. Ученикам было предложено записать в тетради ряд глаголов, образованных с помощью приставки. Вот работа ученика: улететь, списать, затеять, нарисовать, ударить, заехать, забавлять. Какую ошибку он допустил?


4. Ученик разбирал по составу слово приходил. Анализируя этот ответ, учитель отметил, что школьник: 1) не учёл, что глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам и числам; 2) не знает, с помощью какого суффикса образуются глаголы прошедшего времени;

3) не определил, есть ли суффикс в неопределённой форме.

Какие ошибки допустил ученик и как правильно разобрать по составу это слово? Сделайте вывод.


5. Проанализируйте ответ ученика: «Глаголы на –ч пишутся с ь. Например: беречь, печь, дочь». Можно ли по тому, что сказал ученик, судить о глубине и полноте его знаний? Какие дополнительные вопросы вы зададите ученику?


6. Учащимся дано предложение Яркое солнце согревало оттаявшую землю, в котором они должны разобрать как часть речи слово согревало. Один из учащихся ответил так: «Это глагол прошедшего времени, несовершенного вида, среднего рода, переходный, 1 спряжения».

В чём была его ошибка? Докажите. Как это объяснить ученику?


7. Ученик в диктанте сделал три ошибки. Учитель, подумав, какая причина вызвала первую ошибку, решила: " Позанимаюсь с ним, дам упражнения на произнесение звуков, научу правильно их артикулировать и слышать. Этого будет достаточно, чтобы такая ошибка не повторялась". Чтобы не допустить повторения второй ошибки, учитель предложил задание: " В словах определённого типа научиться проверять гласную в корне ". Против третьей ошибки, исправив её, учитель на полях написал: " Придумать три предложения с этим словом". Какие правила нарушает каждая из ошибок?


Полный текст материала Упражнения, направленные на осознание языковой сущности орфографического правила, на развитие творческого лингвистического мышления смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гусакова Анжелика Юрьевна  Публикатор
12.01.2016 0 4530 413

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК