КТП курса дефектологических занятий для обучающихся коррекционных школ с умственной отсталостью; 1 класс


Материал предназначен для учителей-дефектологов для работы с обучающимися 1 класса  специальных образовательных учреждений.В нем содержатся темы всех 66 занятий, их содержание, планируемые результаты работы, перечень оборудования и средств обучения, необходимых для проведения занятий.

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

Планируемые результаты

 
 

Диагностика, определение образовательного маршрута обучающегося.

4

Изучение уровня развития обучающегося  (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

 
 
 
 

Развитие крупной моторики.

Свойства предметов.

1

Бросание мячей. Нахождение  к изображению большого предмета маленького, к длинному – короткого.

Проведение музыкальной игры «Автобус» (Железновы).

Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов.

 

Развитие чувства равновесия .

 Коррекция координации движений кисти руки и пальцев.

1

Пальчиковая гимнастика «Компот». Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка».

Проведение линий, шнурование.

 

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

Работа с трафаретами.

1

Словесная игра с выполнением движений  «Хомка». Самостоятельное обведение овощей и фруктов по трафарету.

Обведение по контуру.

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Осень. Признаки осени.

1

Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба.

Повторение признаков осени.

 

Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв.

2

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Проведение беседы о письменных принадлежностях. Написание элементов букв простым карандашом.

Написание элементов букв.

 

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой.

Написание элементов букв.

 

Обводка по внутреннему трафарету, штриховка.  Круг.

1

Обведение по внутреннему трафарету изображения круга. Штриховка круга. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий.

 

Обводка по внешнему трафарету, штриховка.  Квадрат. 

1

Обведение по внешнему трафарету изображения квадрата. Штриховка квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий

 

Развитие координации движений.

Написание вертикальных линий.

2

Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных линий, шнурование.

 

Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных линий, шнурование.

 

Работа в технике рваной аппликации.

Аппликация из бумаги «Осенний лист».

1

Беседа об осени и о ее признаках. Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Вырезание изображения кленового листа. Отрывание мелких кусочков салфетки и приклеивание их на вырезанную заготовку изображения кленового листа.

Аппликация  «Осенний лист».

 

Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление  книжки-малышки.

1

Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги . С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером.

Изготовление  книжки-малышки (по возможности).

 

Определение на ощупь величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые.

1

Беседа об окружающих нас предметах. Обследование визуальное и тактильное, с проговариванием внешних особенностей, а затем тактильное восприятие  элементов оборудования М.Монтессори, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактических игр. Показ нескольких пар изображений (элементов оборудования М.Монтессори)  одинаковых предметов

Показ нескольких пар одинаковых предметов.

 

Определение на ощупь плоскостных фигур.

Игрушки.

1

Беседа о геометрических фигурах.  Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке».

Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь».

Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение.

 

Лепка «Угощение».

Предметы круглой  формы.  «Овощи и фрукты».

1

Беседа о сборе осеннего урожая.

Д/и «Загадки».

Д/и «Разложи овощи и фрукты в разные корзины».

Лепка овоща или фрукта по выбору обучающегося.

Пластилиновое изделие по выбору обучающегося.

 

Игры с крупной мозаикой.

Первый – последний, впереди, следом, сзади.

1

Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда).

Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади».

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора.

Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора.

 

Формирование ощущений от различных поз тела.

Улица. Движение по тротуару. 

1

Д/и «Море волнуется».

Просмотр короткометражного обучающего фильма по теме «Улица. Движение по тротуару». Проведение беседы по технике безопасности. Д/и «Светофор».

Просмотр фильма, закрепляющая беседа по итогам просмотра.

 

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

Наступают холода.

1

Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки.

Выполнение действий, обведение по точкам.

 

Движения головы по показу.

Составление  рассказа «Зимние забавы».

1

Проведение зарядки для головы. Рассматривание картинок с изображением зимних пейзажей и забав. Составление с направляющей помощью дефектолога рассказа «Зимние забавы».

Составление рассказа.

 

Выразительность движений.

Домашние животные.

1

Загадки о домашних животных.

Д/и «Узнай по описанию».

Просмотр презентации «Домашние животные». Д/и «Пантомима» (домашние животные).

Демонстрация характерных признаков домашних животных по предпочтению обучающегося.

 

Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник.

1

Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников.

Рисование по клеточкам, штриховка.

 

Выделение и обозначение формы предмета словом.

Геометрические фигуры.

2

Д/и «Найди нужную фигуру» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Закрепление цвета.

Выполнение заданий.

 

Д/и «Найди клад» (блоки Дьенеша).

Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Закрепление порядкового счета.

Выполнение заданий.

 

Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур.

1

Д/и «Подбери предмет к изображению».

Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов.

Д/и «Преобразуй фигуру в предмет».

Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур.

 

Предметы, похожие по форме.

Предметы мебели.

1

Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов.

 Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Д/и «Четвертый лишний».

Нахождение в предложенном ряду лишнего предмета.

 

Запомни предметы.

Дикие животные.

1

Д/и «Чего не стало?» Закрепление знаний о внешнем виде и характерных особенностях диких животных. Д/и «Загадки». Обведение  по точкам и раскрашивание изображения лисы.

Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения.

 

Сравнение двух предметов по высоте.

Высокий – низкий.

1

Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?»

Д/и «Противоположности».

Выполнение заданий.

 

Сравнение двух предметов по ширине.

Широкий – узкий.

1

Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы).

Выполнение заданий.

 

Моделирование геометрических фигур. Составление по  образцу композиции из  геометрических фигур «Домик».

1

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур.

Изготовление аппликации «Домик».

 

Знакомство с основными цветами.

Светофор.

1

Вербальное обозначение или повторение за дефектологом названий цветов основного спектра. Беседа по технике безопасности с использованием наглядного материала «Как нужно переходить дорогу». Д/и «Светофор».

Вербальное обозначение названий цветов основного спектра.

 

Обозначение основных цветов.

Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов.

1

Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря  слогов с буквой «а» и их написание.

Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей.

 

Конструирование предметов из частей. Составление  по  образцу композиции «Лодочка».

1

Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок.

Изготовление аппликации «Лодочка».

 

Составление целого из частей.

Составление  по образцу орнамента в полосе из геометрических  фигур, чередующихся по  цвету.

1

Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур.

Составление орнамента.

 

Развитие умения зрительного различения предметов.

Морковь, репа, яблоко, груша.

1

Д/и «Найди отличия». Отгадывание загадок о соответствующих овощах и фруктах. Рисование по точкам моркови, репы, яблока и груши.

Рисование по точкам.

 

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

Сравнение чисел. Большее, меньшее число.

1

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?». Сравнение чисел первого десятка. Решение простых неравенств с направляющей помощью дефектолога.

Сравнение чисел первого десятка.

 

Найди недостающую  деталь.

Составление и решение задач с недостающими данными.

1

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди недостающую  деталь».

Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

 

Решение задач совместно с дефектологом.

 

Что изменилось?

Решение примеров на сложение.

1

Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек.

Решение примеров с использованием счетных палочек.

 

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Мой друг.

1

Гимнастика для глаз с музыкальным сопровождением «Солнышко».

Составление описательного рассказа «Мой друг» с использованием опорных схем и наглядного материала.

Составление рассказа с направляющей помощью дефектолога.

 

Развитие осязания.

Сосульки. Капель. Ручьи.

1

Просмотр презентации «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением сосулек, капели,  ручьев и беседа по  предъявляемой наглядности.

Изготовление аппликации «Сосульки».

Изготовление аппликации.

 

Вкусовые ощущения.

Сладкий, горький, кислый.

1

Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка.

Обведение, штриховка выбранного фрукта.

 

Развитие обоняния.

Личная гигиена.

1

Д/и «Узнай по запаху». Просмотр видеоролика о личной гигиене людей. Закрепление знаний о личной гигиене посредством проведения развивающего упражнения «Выбери нужные картинки».

Выбор картинок с изображением предметов, необходимых для личной гигиены.

 

Барические ощущения.

Тяжелый – легкий.

1

Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу».

Д/и «Противоположности».

Поднятие предметов и нахождение проти­воположностей.

 

Выделение и различение звуков окружающей среды.

 Птицы весной.

1

Прослушивание аудиозаписи  звуков окружающей среды (ветер, дождь, капель, метель). Этюд «Весенняя капель».

Закрепление названий птиц (сорока, ворона, воробей, синица, голубь).

Прослушивание аудиозаписи  пения птиц.

Соотнесение названий птиц с их изображением.

 

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды.

Звуки природы.

1

Извлечение  звуков из музыкальных инструментов.

Прослушивание аудиозаписи  звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана.

Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана.

 

Различение речевых и музыкальных звуков.

Звуки вокруг нас.

1

Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент).

Оригами «Кораблик».

Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога.

 

Кто и как голос подает.

Домашние животные.

1

Просмотр презентации «Домашние животные». Развивающее упражнение «Подай голос того животного, чье изображение я покажу». Раскрашивание изображения котенка.

Раскрашивание изображения котенка.

 

Ориентировка на собственном теле.

Справа – слева, выше – ниже.

1

Музыкальная игра «Буги-вуги». Закрепление знаний о расположении частей тела относительно друг друга. Решение примеров.

Решение примеров.

 

Движение в заданном направлении.

Рядом, около, в центре, между, в середине.

1

Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз «Буратино». Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…,в середине…». Написание цифр в математических прописях.

Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр.

 

Ориентировка в помещении.

Справа – слева, выше – ниже.

1

Составление рассказа с использованием направляющей помощи дефектолога «В нашем кабинете». Раскрашивание изображений предметов в соответствии с инструкцией дефектолога (справа, слева, выше, ниже).

Раскрашивание изображений предметов.

 

Ориентировка в линейном ряду.

Крайний предмет, первый, на втором месте.

1

Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога.

 

Ориентировка на листе бумаги.

Центр, верх, низ, правая, левая сторона.

1

Написание на листе бумаги вертикальных линий снизу вверх и сверху вниз. Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на ориентировку в пространстве. Расположение блоков Дьенеша на листе бумаги в соответствии с инструкцией дефектолога (в центре, вверху, внизу, справа, слева). Д/и «Шнуровка».

Написание линий, шнурование.

 

Составление на листе бумаги простых комбинаций.

Самостоятельное  изготовление по  образцам орнамента  в квадрате из готовых  форм.

1

Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация).

Изготовление орнамента из готовых форм.

 

Расположение предметов.

Составление  по  образцу композиции «Пирамидка».

1

Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка».

Вырезание  и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца.

Изготовление аппликации.

 

Части суток. 

Сутки.

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Сутки». Отгадывание загадок о частях суток. Беседа с рассматриванием плаката «Режим дня». Решение примеров.

Работа с плакатом «Режим дня», отгадывание загадок, решение примеров.

 

Последовательность событий.

Смена времени суток.

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Друг за другом».

Д/и «Что сначала, что потом».

 Беседа о непрерывной смене времени суток. Работа в математических прописях.

Работа с плакатом «Режим дня», выполнение заданий.

 

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

1

Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы).

Работа с моделью «Неделя», составление предложений.

 

Семь суток.

Неделя.  

1

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Дни недели». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение дней недели. Составление и решение примеров в пределах цифры 7.

Работа с моделью «Неделя», составление и решение примеров.

 

Веселая неделя.

Порядок дней недели.

1

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя».

Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе.

 

Итоговая диагностика обучающегося.

4

Изучение уровня развития обучающегося  (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление результатов работы.

 
 
 
 

Полный текст материала КТП курса дефектологических занятий для обучающихся коррекционных школ с умственной отсталостью; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гришаева Екатерина Евгеньевна  Публикатор
08.04.2016 0 12296 913

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК