КТП курса дефектологических занятий для обучающихся коррекционных школ с умственной отсталостью; 1 класс
Материал предназначен для учителей-дефектологов для работы с обучающимися 1 класса специальных образовательных учреждений.В нем содержатся темы всех 66 занятий, их содержание, планируемые результаты работы, перечень оборудования и средств обучения, необходимых для проведения занятий.
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Планируемые результаты |
|
Диагностика, определение образовательного маршрута обучающегося. |
4 |
Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов). |
Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. |
|
Развитие крупной моторики. Свойства предметов. |
1 |
Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета маленького, к длинному – короткого. Проведение музыкальной игры «Автобус» (Железновы). |
Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов. |
|
Развитие чувства равновесия . Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. |
1 |
Пальчиковая гимнастика «Компот». Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка». |
Проведение линий, шнурование. |
|
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Работа с трафаретами. |
1 |
Словесная игра с выполнением движений «Хомка». Самостоятельное обведение овощей и фруктов по трафарету. |
Обведение по контуру. |
|
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Осень. Признаки осени. |
1 |
Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба. |
Повторение признаков осени. |
|
Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв. |
2 |
Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Проведение беседы о письменных принадлежностях. Написание элементов букв простым карандашом. |
Написание элементов букв. |
|
Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой. |
Написание элементов букв. |
|
||
Обводка по внутреннему трафарету, штриховка. Круг. |
1 |
Обведение по внутреннему трафарету изображения круга. Штриховка круга. Закрепление вербального обозначения фигуры. |
Выполнение заданий. |
|
Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Квадрат. |
1 |
Обведение по внешнему трафарету изображения квадрата. Штриховка квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры. |
Выполнение заданий |
|
Развитие координации движений. Написание вертикальных линий. |
2 |
Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». |
Написание вертикальных линий, шнурование. |
|
Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М.Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». |
Написание вертикальных линий, шнурование. |
|
||
Работа в технике рваной аппликации. Аппликация из бумаги «Осенний лист». |
1 |
Беседа об осени и о ее признаках. Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Вырезание изображения кленового листа. Отрывание мелких кусочков салфетки и приклеивание их на вырезанную заготовку изображения кленового листа. |
Аппликация «Осенний лист». |
|
Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. |
1 |
Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги . С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером. |
Изготовление книжки-малышки (по возможности). |
|
Определение на ощупь величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые. |
1 |
Беседа об окружающих нас предметах. Обследование визуальное и тактильное, с проговариванием внешних особенностей, а затем тактильное восприятие элементов оборудования М.Монтессори, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактических игр. Показ нескольких пар изображений (элементов оборудования М.Монтессори) одинаковых предметов |
Показ нескольких пар одинаковых предметов. |
|
Определение на ощупь плоскостных фигур. Игрушки. |
1 |
Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь». |
Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение. |
|
Лепка «Угощение». Предметы круглой формы. «Овощи и фрукты». |
1 |
Беседа о сборе осеннего урожая. Д/и «Загадки». Д/и «Разложи овощи и фрукты в разные корзины». Лепка овоща или фрукта по выбору обучающегося. |
Пластилиновое изделие по выбору обучающегося. |
|
Игры с крупной мозаикой. Первый – последний, впереди, следом, сзади. |
1 |
Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда). Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади». Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора. |
Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора. |
|
Формирование ощущений от различных поз тела. Улица. Движение по тротуару. |
1 |
Д/и «Море волнуется». Просмотр короткометражного обучающего фильма по теме «Улица. Движение по тротуару». Проведение беседы по технике безопасности. Д/и «Светофор». |
Просмотр фильма, закрепляющая беседа по итогам просмотра. |
|
Движения и позы верхних и нижних конечностей. Наступают холода. |
1 |
Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки. |
Выполнение действий, обведение по точкам. |
|
Движения головы по показу. Составление рассказа «Зимние забавы». |
1 |
Проведение зарядки для головы. Рассматривание картинок с изображением зимних пейзажей и забав. Составление с направляющей помощью дефектолога рассказа «Зимние забавы». |
Составление рассказа. |
|
Выразительность движений. Домашние животные. |
1 |
Загадки о домашних животных. Д/и «Узнай по описанию». Просмотр презентации «Домашние животные». Д/и «Пантомима» (домашние животные). |
Демонстрация характерных признаков домашних животных по предпочтению обучающегося. |
|
Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник. |
1 |
Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников. |
Рисование по клеточкам, штриховка. |
|
Выделение и обозначение формы предмета словом. Геометрические фигуры. |
2 |
Д/и «Найди нужную фигуру» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. Закрепление цвета. |
Выполнение заданий. |
|
Д/и «Найди клад» (блоки Дьенеша). Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. Закрепление порядкового счета. |
Выполнение заданий. |
|
||
Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур. |
1 |
Д/и «Подбери предмет к изображению». Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов. Д/и «Преобразуй фигуру в предмет». |
Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур. |
|
Предметы, похожие по форме. Предметы мебели. |
1 |
Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов. Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель». Д/и «Четвертый лишний». |
Нахождение в предложенном ряду лишнего предмета. |
|
Запомни предметы. Дикие животные. |
1 |
Д/и «Чего не стало?» Закрепление знаний о внешнем виде и характерных особенностях диких животных. Д/и «Загадки». Обведение по точкам и раскрашивание изображения лисы. |
Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения. |
|
Сравнение двух предметов по высоте. Высокий – низкий. |
1 |
Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?» Д/и «Противоположности». |
Выполнение заданий. |
|
Сравнение двух предметов по ширине. Широкий – узкий. |
1 |
Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы). |
Выполнение заданий. |
|
Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик». |
1 |
Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур. |
Изготовление аппликации «Домик». |
|
Знакомство с основными цветами. Светофор. |
1 |
Вербальное обозначение или повторение за дефектологом названий цветов основного спектра. Беседа по технике безопасности с использованием наглядного материала «Как нужно переходить дорогу». Д/и «Светофор». |
Вербальное обозначение названий цветов основного спектра. |
|
Обозначение основных цветов. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов. |
1 |
Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание. |
Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей. |
|
Конструирование предметов из частей. Составление по образцу композиции «Лодочка». |
1 |
Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. |
Изготовление аппликации «Лодочка». |
|
Составление целого из частей. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету. |
1 |
Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. |
Составление орнамента. |
|
Развитие умения зрительного различения предметов. Морковь, репа, яблоко, груша. |
1 |
Д/и «Найди отличия». Отгадывание загадок о соответствующих овощах и фруктах. Рисование по точкам моркови, репы, яблока и груши. |
Рисование по точкам. |
|
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Сравнение чисел. Большее, меньшее число. |
1 |
Д/и «Чем похожи, чем отличаются?». Сравнение чисел первого десятка. Решение простых неравенств с направляющей помощью дефектолога. |
Сравнение чисел первого десятка. |
|
Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. |
1 |
Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.
|
Решение задач совместно с дефектологом. |
|
Что изменилось? Решение примеров на сложение. |
1 |
Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. |
Решение примеров с использованием счетных палочек. |
|
Упражнения для профилактики нарушения зрения. Мой друг. |
1 |
Гимнастика для глаз с музыкальным сопровождением «Солнышко». Составление описательного рассказа «Мой друг» с использованием опорных схем и наглядного материала. |
Составление рассказа с направляющей помощью дефектолога. |
|
Развитие осязания. Сосульки. Капель. Ручьи. |
1 |
Просмотр презентации «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением сосулек, капели, ручьев и беседа по предъявляемой наглядности. Изготовление аппликации «Сосульки». |
Изготовление аппликации. |
|
Вкусовые ощущения. Сладкий, горький, кислый. |
1 |
Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка. |
Обведение, штриховка выбранного фрукта. |
|
Развитие обоняния. Личная гигиена. |
1 |
Д/и «Узнай по запаху». Просмотр видеоролика о личной гигиене людей. Закрепление знаний о личной гигиене посредством проведения развивающего упражнения «Выбери нужные картинки». |
Выбор картинок с изображением предметов, необходимых для личной гигиены. |
|
Барические ощущения. Тяжелый – легкий. |
1 |
Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу». Д/и «Противоположности». |
Поднятие предметов и нахождение противоположностей. |
|
Выделение и различение звуков окружающей среды. Птицы весной. |
1 |
Прослушивание аудиозаписи звуков окружающей среды (ветер, дождь, капель, метель). Этюд «Весенняя капель». Закрепление названий птиц (сорока, ворона, воробей, синица, голубь). Прослушивание аудиозаписи пения птиц. |
Соотнесение названий птиц с их изображением. |
|
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Звуки природы. |
1 |
Извлечение звуков из музыкальных инструментов. Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана. |
Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана. |
|
Различение речевых и музыкальных звуков. Звуки вокруг нас. |
1 |
Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент). Оригами «Кораблик». |
Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога. |
|
Кто и как голос подает. Домашние животные. |
1 |
Просмотр презентации «Домашние животные». Развивающее упражнение «Подай голос того животного, чье изображение я покажу». Раскрашивание изображения котенка. |
Раскрашивание изображения котенка. |
|
Ориентировка на собственном теле. Справа – слева, выше – ниже. |
1 |
Музыкальная игра «Буги-вуги». Закрепление знаний о расположении частей тела относительно друг друга. Решение примеров. |
Решение примеров. |
|
Движение в заданном направлении. Рядом, около, в центре, между, в середине. |
1 |
Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз «Буратино». Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…,в середине…». Написание цифр в математических прописях. |
Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр. |
|
Ориентировка в помещении. Справа – слева, выше – ниже. |
1 |
Составление рассказа с использованием направляющей помощи дефектолога «В нашем кабинете». Раскрашивание изображений предметов в соответствии с инструкцией дефектолога (справа, слева, выше, ниже). |
Раскрашивание изображений предметов. |
|
Ориентировка в линейном ряду. Крайний предмет, первый, на втором месте. |
1 |
Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). |
Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога. |
|
Ориентировка на листе бумаги. Центр, верх, низ, правая, левая сторона. |
1 |
Написание на листе бумаги вертикальных линий снизу вверх и сверху вниз. Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на ориентировку в пространстве. Расположение блоков Дьенеша на листе бумаги в соответствии с инструкцией дефектолога (в центре, вверху, внизу, справа, слева). Д/и «Шнуровка». |
Написание линий, шнурование. |
|
Составление на листе бумаги простых комбинаций. Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм. |
1 |
Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация). |
Изготовление орнамента из готовых форм. |
|
Расположение предметов. Составление по образцу композиции «Пирамидка». |
1 |
Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка». Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца. |
Изготовление аппликации. |
|
Части суток. Сутки. |
1 |
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Сутки». Отгадывание загадок о частях суток. Беседа с рассматриванием плаката «Режим дня». Решение примеров. |
Работа с плакатом «Режим дня», отгадывание загадок, решение примеров. |
|
Последовательность событий. Смена времени суток. |
1 |
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Друг за другом». Д/и «Что сначала, что потом». Беседа о непрерывной смене времени суток. Работа в математических прописях. |
Работа с плакатом «Режим дня», выполнение заданий. |
|
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». |
1 |
Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы). |
Работа с моделью «Неделя», составление предложений. |
|
Семь суток. Неделя. |
1 |
Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Дни недели». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение дней недели. Составление и решение примеров в пределах цифры 7. |
Работа с моделью «Неделя», составление и решение примеров. |
|
Веселая неделя. Порядок дней недели. |
1 |
Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. |
Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе. |
|
Итоговая диагностика обучающегося. |
4 |
Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов). |
Выявление результатов работы. |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гришаева Екатерина Евгеньевна
→ Публикатор 08.04.2016 0 12296 913 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы