Коспект урока и презентация по географии "Вода на Земле"; 5 класс

Коспект урока и презентация по географии "Вода на Земле"; 5 класс

Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

Тема: Вода на Земле
Структура и ход урока:
1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
Организационный момент.
Слайд 1.
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?
Ученики. Да!
Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

Слайд 2.
2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Отгадывание загадки (слайд 2)
« С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»
(Вода)
- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.
Слайд 3.
Откройте тетрадь с ПО (стр.63), запишите, пожалуйста, в тетради число.
Слайд 4.
«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»
Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.
Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Слайд 5.
Сегодня на уроке мы должны:
• Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
• Заполнить схему «Состав гидросферы»
• Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Слайд 6.
Проблемный вопрос урока
А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)
Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.
Слайд 7.
Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.
Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:
Слайд 8.
Проблемный вопрос урока
Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)
!!!!!!!!Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Слайд 9. (стихи - Алёшкина Ан.)
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)
Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.
Слайд 10.
Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?
Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)
Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?
Слайд 11.
Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)
Слайд 12.
Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).
Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Слайд 13.
Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)
Слайд 14.
В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода
в жидком состоянии
Туман, пар, облако – это вода
в парообразном состоянии
Снег, град, иней, лёд – это вода
в твёрдом состоянии
Слайд 15.
2 ученик. Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед - замерзшая вода.
Прошел - и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.
Слайд 16.
Вода обладает и другими уникальными свойствами
• Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
• Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
• Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Слайд 17.
«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?
3 ученик. Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)
Каково же, по-вашему, значение воды?

Слайд 18 - 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.
Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд 22. Практикум « Подсчет содержания воды в организме школьника»
mводы= mтела х 0,65

Слайд 23.
Минутка отдыха

Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.

Слайд 24.
Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?
Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).
Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).
Дополните схему в тетради.
Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием - вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.
Слайд 27.
Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.
Слайд 29.
Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься
Длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30. Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
В тетрадь!

Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.
Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

4.Закрепление нового материала:
Слайд 31.
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока
Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)
Проблемный вопрос:
На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

Слайд 32.
(Загрязнение воды)
Выступление учащихся:О качестве воды и её влиянии на здоровье человека мы узнаем из презентации, подготовленной Миленой и Леной. Давайте послушаем их.
( Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; - обобщение.)
Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.
5.Рефлексия.
Слайд 33
Что нового Вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.
Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.
На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.
Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете ответили.
Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

Слайд 35. Правильные ответы
Слайд 36. Домашнее задание
Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр.63-65)
Слайд 37.
У меня на столе – магниты.
Я вас прошу: Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске
- жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,
- синий - если урок Вам не понравился было скучно.
Слайд 38.
Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!
Полный текст материала Коспект урока и презентация по географии "Вода на Земле"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Долгова Марина Семёновна  Andromeda9518
09.01.2014 3 23077 3092

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК