Конспект урока географии "Особенности рельефа России"; 8 класс


Тема: Особенности рельефа России

Цель: Изучить особенности рельефа России и особенности размещения форм рельефа

Задачи:

1. Помочь обучающимся целостно представить основные черты рельефа России

2. Организовать деятельность по выявлению причин, определяющих особенности рельефа

3. Развивать умения самостоятельно добывать знания (информацию) из разных источников, выделять главное, работать с контурной картой, атласом

4. Организовать деятельность учащихся по применению, закреплению понятий и терминов

5. Воспитывать рефлексивную культуру обучающихся

Личностные:Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека6. Вырабатывать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде

5. Умение контролировать результат своей деятельности

Метапредметные: Развивать познавательный интерес и творческие способности.Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность. Умение работать в группах. Развивать умение отбирать информацию любой сложности. Умение грамотно излагать свои мысли

Предметные. Умение работать с разными источниками географической информации. Умение выделять, описывать, объяснять закономерности размещения гор и равнин. Умение выделять главные черты рельефа. Умение применять географические _ в повседневной жизни для объяснения процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта России, учебник, атласы 7- 8 класс, раздаточный материал (карточки, таблицы).

1. Организационный этап.

2. Формирование новых знаний и умений

Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материла

-Мы начинаем изучение большого раздела « Общая характеристика природы»

-Попробуйте определить тему нашего урока

«Держу я камень на ладони

И не спешу его бросать,

Чтоб книгу мудрую природы

Неторопливо пролистать»

-О каком компоненте природы здесь идет речь?

- Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.СЛАЙД 1

-По вашему, какие вопросы мы о должны осветить чтобы иметь представление о рельефе России? ( ответы детей)

Учитель озвучивает цель урока.

-Почем рельеф мы изучаем первым в этом разделе? ( ребята отвечают)

-На какие компоненты он оказывает влияние? СЛАЙД 2

- В чем проявляется влияние рельефа на другие компоненты природы?

-Давайте вспомним основные понятия, необходимые для изучения рельефа России.

-Работаем быстро, но будьте внимательными, отвечая на вопросы. У каждого вас есть возможность получить хорошую отметку

Вопросы:

-Совокупность неровностей земной поверхности

- Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равнинами и сильно расчлененная

- Обширные участки ровной или холмистой поверхностью.

- Каменная оболочка Земли, которую образуют земна кора и верхняя часть мантии

- Равнина, имеющая высоту от 0до 200м

-Древний относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом

- Равнина, имеющая абсолютную высоту 500м и выше.

- Участок платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность.

3.Усвоение новых знаний

Что можно сказать о рельефе нашей страны по физической карте? (работа с картой)

- В чем проявляется разнообразие?

- Обратите внимание, куда текут все крупные реки России?

-Давайте еще раз выделим особенности рельефа. СЛАЙД 3 (особенности)

-По физ. карте определите крупнейшие равнины на территории нашей страны.

Восточно-европейская; СЛАЙД4

Западно-Сибирская;СЛАЙД5

Среднесибирское пласкогорье;СЛАЙД6

Как они различаются по рельефу? По высоте?

Где расположены?

Какая равнина лучше освоена человеком?

-Теперь давайте попробуем определить, почему равнины расположены в этой части страны.

- Обратимся за помощью к карте» Строение земной коры» Стр.4

- Что лежит в основании большей части нашей страны?

-Какая тектоническая структура расположена в ее пределах? Атлас 8кл.

Карта « Тектоника и минеральные ресурсы» стр.16

-Чем она представлена в рельефе? -Значит, какой вывод можно сделать?

-Определите крупнейшие горные системы на территории нашей страны.

-Как они различаются по высоте? Где расположены? СЛАЙД7,8,9(Кавказ,Алтай, Урал)

Горные сооружения расположены на востоке и юге.

-Какая тектоническая структура расположена в этой части страны? Почему они тут образовались? Какие плиты тут взаимодействуют? Какое происхождение они имеют? Какой вывод можно сделать?

-Давайте составим схему закономерностей распространения рельефа России.

Попробуйте сделать это самостоятельно.

  • Евразийская плита____ платформа____равнины

  • Границы литосферных плит__складчатые области___горы СЛАЙД 10

-Как вы думаете, какую еще проблему мы должны решить?

- Почему горы России имеют разную высоту?

-Посмотрите на карту, в какой части страны горы более высокие? Почему?

В какую складчатость они образовались? А горы на востоке когда образованы? Посмотрите, в какое время образованы Урал, Алтай, Саяны?

-Они старые, но почему они имеют разную высоту?

-Закончилось ли формирование рельефа, в настоящее время

-Какие силы вызывают непрерывное изменение и развитие рельефа?

-Давайте обратимся к рис.20, стр.63 учебника. Что сейчас происходит с территорией нашей страны? Какие части нашей страны опускаются? Какие поднимаются?

-Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Почему Урал и Алтай имеют разную высоту?

Эти поднятия и опускания происходят благодаря неотектоническим движениям.

Неотектонические движения – это движения земной коры, происшедшие с ней за 30млн.лет СЛАЙД 11

Свидетелем неотектонических движений служат землетрясения.

-По карте в учебнике стр.68,рис.24 посмотрите, какие территории нашей страны являются сейсмоопасными?

Скажите, а почему сильные землетрясения и вулканизм характернф для Забайкалья, Камчатки? Какие формы рельефа образуются при столкновении океанической и материковой коры? -Значит, какой делаем вывод?

-А какую роль играют внешние силы?

На основе текста учебника заполните схему. СЛАЙД12

-Формы, образованные водой СЛАЙД13

-В какой части страны возможно образования таких форм рельефа?

-Форы рельефа, образованные ветром. Какие равнины подвержены влиянию ветра? СЛАЙД14

-Формы рельефа, образованные в результате деятельности человека. СЛАЙД 15

-Ледниковые формы рельефа. В какой части страны возможно образования таких форм?

Рис.22,стр.66.

На протяжении длительного геологического времени внутренние силы создают крупные формы рельефа, а внешние пытаются их разрушить и вот в этой борьбе рождаются различные формы рельефа.

4.Подведение итогов урока.

5. Д\з: П.13,14на к\карту нанести крупнейшие формы рельефа нашей страны


Полный текст материала Конспект урока географии "Особенности рельефа России"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пархоменко Тамара Анатольевна  Публикатор
10.10.2025 0 250 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК