Классный час "Базовые национальные ценности как основа духовно – нравственного воспитания личности"


Тема классного часа

«Базовые национальные ценности как основа духовно – нравственного воспитания личности» (при изучении родословной семьи)


(Разработка классного часа учителя биологии

МБОУ СОШ № 46 г. Новосибирска Раенок Елены Васильевны)


Цель: Формирование базовых ценностей обучающихся как основы духовно – нравственного воспитания при изучении родословной семьи.

Задачи:

- Формирование ценностного отношения к особенностям родовых традиций

- Формирование чувства гордости и ответственности за свою семью, историю рода

Подготовка.

Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов (ФГОС). Поэтому, прежде чем провести классный час по данной теме, обучающиеся заранее через учебный предмет (биология) составляют генеалогическое древо своей семьи. На классном часе можно проанализировать выбранное направление, согласно поставленной цели.

Материал для работы: бумажный или электронный вариант родословного древа нескольких обучающихся, раздаточные таблицы для заполнения, фломастеры, клей, листы ватмана с изображением «ветви древа» и бумажные «листья ветвей древа».


Дорогие ребята, вы в этом году заканчиваете 11 класс. Получаете аттестат зрелости. Выйдете в большую жизнь. За школьные годы и за все ваши 16 – 17 лет сталкивались в жизни с разными ситуациями, с разными людьми, так или иначе, формировали отношение к окружающему миру, событиям. Оценивали значимость события, помощи родителей, друзей, учителей. К 11 классу можете определить, что оказалось самым главным в жизни, а что менее важным.


Я прошу вас на листочках написать приоритетные ценности, начиная с самой главной, затем менее главной и т.д.

Прошу прочитать по очереди самую первую запись.

Какой вывод? (Практически у всех на первом месте по ценности стоит семья, затем может быть учеба, поступление в Вуз, здоровье и т.д.)


Наша школа в этом году отметила 75 – летний юбилей. За эти годы ни одно поколение выпускников ее окончило, и продолжают учиться.

Несколько лет назад закончила нашу школу(фамилия, имя ученицы А). Когда училась в 5 и 6 классе занялась изучением родословной своей семьи. Со своей мамой восстановили через архивы страницы истории своего рода. Ее работа «Наше старшее поколение» и «След в вечности» были представлены на областной конкурс творческих работ «Родная семья» по гражданско – патриотическому воспитанию. (фамилия, имя - А ) награждена дипломом и памятной эмблемой участника конкурса. Ее работы хранятся в нашем школьном музее. С экрана фотографии.

Я предлагаю вам фрагмент ее исследовательской работы, чтобы проанализировать какие ценности были значимы в ее родословных корнях.


Прошу заполнить каждого таблицу с графами:

Родословная

(фамилия, имя)

Ценность семьи

Особенности семьи

Традиции семьи

Примечание (другое)

А







Озвучиваю фрагмент работы. Дополнительно у ребят на столах распечатка «Семейные корни фамилия, имя - А»

Задаю вопрос: «Какие ценности вы отметили, какие особенности, какие традиции?»

Ученики называют уважение к старшим, патриотизм, чувство личной ответственности за Отечество, любовь, заботу, духовность и т.д.

Особенности – многодетность, сохранена и стала реликвией семьи открытка с фронта.


Я представляю исследование своей родословной ученице (фамилия, имяБ) 8 класса. Прошу также заполнить таблицу.

После выступления прошу назвать ценности, особенности, традиции семьи и что другое отметили. (Многодетность, династия учителей математики нашей школы, прабабушка – учитель математики получила Орден Красного Знамени, уважение детей, взаимопомощь, ведение здорового образа жизни, трудолюбие …)

Выступление со своей родословной (фамилия, имя - В), ученика 11А класса.После выступления прошу назвать ценности, особенности, традиции семьи и что другое отметили.

(Многодетность – 9 детей, милосердие, уважительное отношение к родителям, окончание школы с золотой медалью, смысл учения, самообразования, целеустремленность, взаимопомощь, любовь и верность…)


Выступление со своей родословной ученика (фамилия, имя - Г)11А класса.

После выступления прошу назвать ценности, особенности, традиции семьи и что другое отметили.

(Династия военных моряков, сознательный выбор профессии, честь, достоинство…)

После каждого выступления анализируем ценности.


Составление родословной – это благодарность нашим предкам, сохранение памяти о старшем поколении, своих родных корнях и нашей школе. Ваши родословные будут храниться в музее нашей школы.

Пока живы наши бабушки и дедушки мы можем составить летопись семьи для будущих потомков. «Что бы я рассказал своим потомкам о своих предках». Это наша духовность, нравственность, этичность.


Подводя итог нашего классного часа, прошу на листочках, изображающих листья дерева написать фломастерами, что самое ценное в вашей родословной. Ваш листик приклеить на большой лист, изображающий ветвь дерева. Вся группа ребят (по 5 – 6 человек) за каждым столом оформляет «ветвь дерева».

Прошу одного ученика от группы «ветвь дерева» прикрепить магнитами на большое дерево, нарисованное на доске и озвучить написанные ценности. (Гости также прикрепляют).

Мы видим дерево ценностей вашего класса, нашей школы, гостей из разных районов. Все мы ветви одного большого дерева, которое зоветсянашей Родиной.

В заключении я прошу всех встать в один круг и сказать, что нового узнали на классном часу и передать частичку своего сердца друг другу с пожеланиями для них самого ценностного. ( Передают алое хрустальное сердечко друг другу по очереди).

Всех благодарю.

























Направления духовно – нравственного развития и воспитания


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю.


  1. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Ценности: нравственный выбор

жизнь и смысл жизни

справедливость

милосердие

честь

достоинство

уважение родителей

уважение достоинства другого человека

ответственность

любовь и верность

забота о старших и младших

вера

духовность

духовно – нравственное развитие личности.


  1. Воспитание культуры здорового образа жизни.

Ценности:физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально – психологическое, духовное здоровье.


  1. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Ценности: научное знание,

нравственный смысл учения и самообразования,

интеллектуальное развитие личности,

уважение к труду и людям труда,

творчество и созидание,

целеустремленность и настойчивость,

бережливость,

сознательный выбор профессии.










Родословная семьи (фамилия, имя)

Ценности семьи

Особенности семьи

Традиции семьи

Другое (примечание)

А












Б)












В















Г






















Как составить оригинальное родословное древо


Нарисуйте большое красочное древо вашего рода.


Для работы понадобятся: ватман большого формата, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей. Надо заметить, что родословное древо составляется обычно по одной фамилии, то есть по папиной или по маминой (девичьей фамилии) линии, так как эти две фамилии являются кровными родственниками только ребенку, а между собой у них не кровного родства.


Примерная последовательность ваших шагов:

1. На ватмане нарисуйте большое дерево с широко расположенными ветвями.

2. Вырежьте из бумаги зеленого цвета листочки, их нужно столько, сколько членов вашей семьи.

3. На каждом листочке напишите фломастером фамилию, имя, отчество члена рода и напишите, кем он приходится ребенку. Будет просто замечательно, если вы сможете узнать, в каком городе жили члены вашего рода, чем занимались, сколько у них было детей. Все это записывается на листочках.

4. Теперь начинаем клеить листочки на ветки дерева в определенном порядке. Начинаем снизу. На самой нижней ветке нужно наклеить листочек с данными первого известного предка в вашем роде. На следующих по высоте ветках – листочки с именами его детей. На следующих по высоте ветках – листочки с именами его внуков. На следующих по высоте ветках – листочки с именами его правнуков. И остальные по высоте ветки заполняются так же. На самом верху будут листочки с самыми молодыми в вашем роде.

Можно, конечно, составить и смешанное древо, но тогда его надо составлять от ребёнка, и это древо будет составлено только для конкретного ребёнка.

При этом половина кроны древа будут занимать родственники по папе, а мамины листочки (и листочки родственников с её стороны) клеятся с одной стороны дерева. То есть по одну сторону дерева находится мамин род, а по другую – папин. На ветках следующего “ этажа” дерева клеятся листочки с именами родителей мамы и папы ребёнка, и так далее. Каждое поколение занимает свой “ этаж”.

5. Ваше генеалогическое древо будет ещё красивее и полнее, если рядом с листочками-данными вы приклеите фотографии членов вашего рода.


Вот и всё – генеалогическое древо вашего рода готово!

Как один из вариантов предыдущего древа: можно смастерить настоящее дерево со стволом и ветками и к ним прикрепить листочки с написанными на них именами ваших родственников.




Полный текст материала Классный час "Базовые национальные ценности как основа духовно – нравственного воспитания личности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раенок Елена Васильевна  Публикатор
22.03.2018 0 9179 189

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК