Элективный ориентационный курс «География людей»


Жизнь и проблемы населения земного шара стали крайне многообразными. По определению В.П. Максаковского, «вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение человеческой природы». Научные исследования мирового народонаселения, его изучение в школе становятся все более сложным и актуальным делом.
Современная жизнь мирового населения все более осложняется – в разных регионах и странах самими населением этих стран – от вооруженных конфликтов с большими жертвами до губительного расходования природных ресурсов. Это все более настоятельно требует переоценки человеческого фактора, улучшения качества населения в интересах и самого населения, и нашей планеты.
Программа «География людей» рассчитана на 17 часов. Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся о численности населения, о расселении людей и миграциях, об этносах и городах мира. Данный курс позволяет изучать материал в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности, развивать умение связывать теоретические знания с практической деятельностью; способствовать развитию познавательных интересов и воспитывать трудолюбие. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.
При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
 междисциплинарного подхода к формированию содержания;
 гуманизации;

 проблемности;
 историзма.

В содержание курса необходимо включать краеведческий материал. Это будет способствовать расширению самостоятельной работы школьников и формированию их умения вести исследовательскую работу.

Содержание программы

Введение. Что представляет собой человечество. Человечество как живой мир отдельных народов. Человечество как единый биологический вид. Единство и целостность человечества.
Тема 1. Расселение людей. Анаморфированная карта как путеводитель по планете людей. Теории происхождения человека. Возникновение и расселение древнего человека. Процесс «сапиентации». Практикум.
Тема 2. Людность регионов. Что изучает демография. Оценка численности населения Уильямом Пети. Первые переписи населения. Практикум. 2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира.
Тема 3. Пределы роста человечества. Теория Мальтуса. Кризис человечества по Мальтусу. «Пределы роста» по Медоузу. Теория демографического перехода. Практикум.
Тема 4. Демографические пирамиды. Динамика численности населения. Демографическая политика стран. Особенности половозрастной структуры населения. Построение половозрастных пирамид. Практикум.
Тема 5. Миграции населения. Причины, влияющие на переселение людей. Виды миграций. Практикум.
Тема 6. Этносы. Что изучает этнография. Деление народов по языковому признаку, по обычаям, идеологии, по религии. Теория Гумилева. Этнос как единая историческая судьба людей. Практикум.
Тема 7. Города. Процесс урбанизации – глобальный процесс. История возникновения городов. Доля городского населения как количественный показатель урбанизации. Города-миллионеры. Схема характеристики ЭГП города по Майергойзу. Мегаполисы. Правило Ципфа. Идеальное распределение городов по Ципфу. Практикум.
Тема 8. Геобиографии. Связь судеб выдающихся личностей с географией. Проектная деятельность: «Особенности распределения на карте имен выдающихся людей».


Полный текст материала Элективный ориентационный курс «География людей» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полевова Лариса Юрьевна  учитель1722
14.03.2011 2 6542 1253

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК